Урок истории по теме: "В мире прекрасного"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) повторить и обобщить знания учащихся об исторических событиях; о выдающихся художниках и архитекторах;
2) развивать связную устную речь, память и внимание;
3) прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма.

Наглядные пособия: сигнальные круги, веер с цифрами, карточки «Настроение», иллюстрации «ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ», «ДОМ ПАШКОВА В МОСКВЕ», «ПОГАНКИНЫ ПАЛАТЫ», репродукции картин русских художников конца 19 - начало 20 века: В.СЕРОВ «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ», А.САВРАСОВ «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ», В.ВАСНЕЦОВ «БОГАТЫРИ».

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Учитель: Внимание, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Есть ли книжки и тетрадки?

У вас на партах лежат 2 круга синего и жёлтого цветов. Поднимите круг того цвета, который соответствует вашему настроению сейчас. Почему?

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Учитель: Сегодня на уроке повторим и обобщим сведения об исторических понятиях, событиях и датах, вспомним знаменитых художников конца 19 – начала 20 века и архитекторов.

3. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1) Два ученика работают у доски:

1 ученик «Соедини стрелкой дату и событие»

1147 Отмена крепостного права
1380 Основание Санкт -Петербурга
1564 Первое упоминание о Москве
1703 Война с Наполеоном
1812 Куликовская битва
1861 Первая печатная книга

Проверка: сигнальный круг

Дополнительные вопросы: Что было раньше: основание Санкт - Петербурга или первое упоминание о Москве?

На сколько веков Москва старше Санкт - Петербурга?

2 ученик «Установи век по годам и запиши его римскими цифрами»

987 1014 1447 1380 1861 1994 2000 2005

Проверка: сильный ученик проверяет работу слабого.

При подведении итогов в случае необходимости объяснить допущенные ошибки.

2) Для всех остальных игра «Кто самый внимательный?»

Учитель показывает карточку с датами, а ученики должны определить век и ответ показать на математическом веере

Учитель: Определи век:

1242 988 1480 1812 1700 1709 1147 1917 1480

3) Учитель: В качестве повторения изученного материала по теме «В мире прекрасного» предлагаю вместе разгадать кроссворд (прил. 2) . Отгадав все слова по горизонтали, мы прочитаем слово по вертикали.

По горизонтали:

1.Музыкальное произведение, которое ознаменовало рождение русской классической музыки. (ОПЕРА)
2.Картина с религиозным содержанием, выполненная на деревянной доске специальными красками, приготовленными на яичных желтках (ИКОНА)
3.Комната монаха (КЕЛЬЯ).
4.Автор иконы «Троица» (РУБЛЕВ)
5.Картина, выполненная из цветных камушков или стёкол (МОЗАИКА)
6.Город, в котором появилась первая каменная постройка на Руси - знаменитая Десятинная церковь (КИЕВ)
7.Роспись по сырой штукатурке (ФРЕСКА)
8.Один из важнейших символов иконы (КРЕСТ)
9.Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (ЖИВОПИСЬ)
10.Как называли мастера каменных дел? (ЗОДЧИЙ)

По вертикали:

11.Название собора, что стоит на Красной площади в Москве. (ПОКРОВСКИЙ)
Этот памятник архитектуры сохранился до наших дней.
Вспомните, пожалуйста, историю создания Покровского собора.
В честь чего построен?
Кто создатели?
Какое второе название имеет? Почему?

4) Работа в группах.

1 этап «Архитектура»

Задание для 1 группы «Соотнеси понятие и его определение»

Рельеф строительное искусство

выпуклое изображение на стене

живописное изображение Бога, сцен из Библии

Летопись
Икона
Зодчество

Учитель: Среди записанных понятий, не встретилось ли такое, которое не с чем было соотнести? Что означает это понятие? Как называлась первая летопись? Кто автор?

Имеет ли понятие «летопись» какое-нибудь отношение к храму? (не столько к храму, сколько к монастырю, где летописцы записывали события).

Задание для 2 группы «Определить, о каком архитектурном сооружении идёт речь?»

Учитель: я зачитываю описание архитектурного сооружения, а вы отгадайте, о чем идет речь. (Демонстрируется иллюстрация сооружения после того, как ученики дают точное название).

1. Церковь построена в XII веке недалеко от Владимира. Она выглядит лёгкой, воздушной, словно и не из камня сделана, а соткана из белых кружев. (ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ)

2. Построен русским зодчим В.И.Баженовым во второй половине XVIII века. С1861 в нем находилась первая в Москве общественная библиотека. Ныне это одно из зданий Всероссийской государственной библиотеки. (ДОМ ПАШКОВА В МОСКВЕ)

3. Это суровое, мрачное здание построено в XVII веке. Оно напоминает крепость: двухметровые стены, узкие окна защищены решетками. (ПОГАНКИНЫ ПАЛАТЫ)

Задание для 3 группы: «Из приведённых фамилий выбери и запиши в 2 столбика фамилии русских зодчих и художников».

Матвей Казаков, Василий Поленов, Валентин Серов, Фёдор Конь, Алексей Саврасов, Василий Баженов, Андрей Воронихин, Виктор Васнецов, Василий Суриков.

2этап «Живопись»

Учитель: Долгое время на Руси ведущим направлением в живописи была иконопись. В конце XVII – начале XVIII веков зарождается светская живопись. Сегодня мы поработаем над картинами русских художников конца XIX - начала XX вв.

Задание для всех групп:

1. сообщить краткие сведения об авторе, дать название картины;
2. составить рассказ по картине (приложение).

1 группа - портретная живопись.

В конце XIX века появились портреты-картины.

Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками».

В семью Мамонтовых В. Серов вошел ещё ребёнком, был в ней как родной, дружил с детьми Мамонтова. На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками».

Итак, на картине изображена одна из одарённейших русских женщин, жизнь которой рано оборвалась неожиданной смертью. Портрет Верушки поразил всю тогдашнюю Москву.

2 группа – пейзаж.

Огромное место в художественных полотнах этого времени занимает русская природа. Этим особо подчёркивалась любовь к своей Родине.

Алексей Кондратьевич Саврасов « Грачи прилетели»

Алексей Кондратьевич Саврасов не раз повторял своим ученикам: «Без воздуха пейзаж - не пейзаж. Сколько берёзок, дубов или сосен не сажай в своём пейзаже, что ни продумывай - если воздуха не напишешь - толку не выйдет. По пейзажу должно суметь даже час дня определить, только тогда пейзаж может считаться настоящим».

3 группа – исторический жанр, один из самых сложных жанров живописи.

Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»

Образы всех богатырей жизненно правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своём индивидуальном своеобразии: и Илья Муромец «из-под славного города Мурома», и «сын богатого князя Рязанского» Добрыня Никитич, и Алёша Попович, «что из-под красна города Ростова».

Обобщение: живопись может открыть удивительный мир красок, дух разных эпох, разнообразие характеров.

3 этап «Третий лишний»

Учитель: Убрать имя или понятие, выпадающее из смыслового ряда:

1 группа. Михаил Глинка, Пётр Чайковский, Иван Сусанин.

2 группа. « Евгений Онегин»,«Пиковая дама», «Лебединое озеро».

3 группа. Феофан Грек, Андрей Рублёв, Валентин Серов.

4. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Учитель: В заключение урока предлагаю игру «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ».

Х - правильный ответ

0- неправильный ответ

1. В 988году Русь принимает новую веру- христианство.
2. Главной частью православного храма является алтарь, где находятся священные предметы и куда вход разрешен только священникам.
3. Чёрный цвет на иконах символизирует чистоту и святость.
4. В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась лучшим и ценным подарком.
5. Иконы писали на деревянных досках летописцы.
6. Самая почитаемая икона на Руси - «Троица» Андрея Рублёва.
7. Одним из символов Москвы является храм Василия Блаженного.
8. Собор В.Блаженного имеет название Успенского.
9. На картине В. Васнецова «Богатыри» изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Соловей-разбойник.
10. Создателем русской национальной оперы считается М.Ф.Глинка.

Самопроверка: Х Х 0 Х 0 0 Х 0 0 Х
Самооценка
«5»- без ошибок.
«4»- 1-2 ошибки
«3»- 3-4 ошибки
«2»- 5 и более ошибок.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Учитель: Возьмите в руки кружки и поднимите кружок того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению. Изменился ли цвет? Почему?

Всем за урок спасибо.