Цели:
1) повторить и обобщить знания учащихся об
исторических событиях; о выдающихся художниках и
архитекторах;
2) развивать связную устную речь, память и
внимание;
3) прививать любовь к Родине, воспитывать чувство
патриотизма.
Наглядные пособия: сигнальные круги, веер с цифрами, карточки «Настроение», иллюстрации «ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ», «ДОМ ПАШКОВА В МОСКВЕ», «ПОГАНКИНЫ ПАЛАТЫ», репродукции картин русских художников конца 19 - начало 20 века: В.СЕРОВ «ДЕВОЧКА С ПЕРСИКАМИ», А.САВРАСОВ «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ», В.ВАСНЕЦОВ «БОГАТЫРИ».
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Учитель: Внимание, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Есть ли книжки и тетрадки?
У вас на партах лежат 2 круга синего и жёлтого цветов. Поднимите круг того цвета, который соответствует вашему настроению сейчас. Почему?
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Учитель: Сегодня на уроке повторим и обобщим сведения об исторических понятиях, событиях и датах, вспомним знаменитых художников конца 19 – начала 20 века и архитекторов.
3. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
1) Два ученика работают у доски:
1 ученик «Соедини стрелкой дату и событие»
1147 | Отмена крепостного права |
1380 | Основание Санкт -Петербурга |
1564 | Первое упоминание о Москве |
1703 | Война с Наполеоном |
1812 | Куликовская битва |
1861 | Первая печатная книга |
Проверка: сигнальный круг
Дополнительные вопросы: Что было раньше: основание Санкт - Петербурга или первое упоминание о Москве?
На сколько веков Москва старше Санкт - Петербурга?
2 ученик «Установи век по годам и запиши его римскими цифрами»
987 1014 1447 1380 1861 1994 2000 2005
Проверка: сильный ученик проверяет работу слабого.
При подведении итогов в случае необходимости объяснить допущенные ошибки.
2) Для всех остальных игра «Кто самый внимательный?»
Учитель показывает карточку с датами, а ученики должны определить век и ответ показать на математическом веере
Учитель: Определи век:
1242 988 1480 1812 1700 1709 1147 1917 1480
3) Учитель: В качестве повторения изученного материала по теме «В мире прекрасного» предлагаю вместе разгадать кроссворд (прил. 2) . Отгадав все слова по горизонтали, мы прочитаем слово по вертикали.
По горизонтали:
1.Музыкальное произведение, которое
ознаменовало рождение русской классической
музыки. (ОПЕРА)
2.Картина с религиозным содержанием, выполненная
на деревянной доске специальными красками,
приготовленными на яичных желтках (ИКОНА)
3.Комната монаха (КЕЛЬЯ).
4.Автор иконы «Троица» (РУБЛЕВ)
5.Картина, выполненная из цветных камушков или
стёкол (МОЗАИКА)
6.Город, в котором появилась первая каменная
постройка на Руси - знаменитая Десятинная
церковь (КИЕВ)
7.Роспись по сырой штукатурке (ФРЕСКА)
8.Один из важнейших символов иконы (КРЕСТ)
9.Вид изобразительного искусства, произведения
которого создаются с помощью красок (ЖИВОПИСЬ)
10.Как называли мастера каменных дел? (ЗОДЧИЙ)
По вертикали:
11.Название собора, что стоит на Красной площади
в Москве. (ПОКРОВСКИЙ)
Этот памятник архитектуры сохранился до наших
дней.
Вспомните, пожалуйста, историю создания
Покровского собора.
В честь чего построен?
Кто создатели?
Какое второе название имеет? Почему?
4) Работа в группах.
1 этап «Архитектура»
Задание для 1 группы «Соотнеси понятие и его определение»
Рельеф | строительное искусство выпуклое изображение на стене живописное изображение Бога, сцен из Библии |
Летопись | |
Икона | |
Зодчество |
Учитель: Среди записанных понятий, не встретилось ли такое, которое не с чем было соотнести? Что означает это понятие? Как называлась первая летопись? Кто автор?
Имеет ли понятие «летопись» какое-нибудь отношение к храму? (не столько к храму, сколько к монастырю, где летописцы записывали события).
Задание для 2 группы «Определить, о каком архитектурном сооружении идёт речь?»
Учитель: я зачитываю описание архитектурного сооружения, а вы отгадайте, о чем идет речь. (Демонстрируется иллюстрация сооружения после того, как ученики дают точное название).
1. Церковь построена в XII веке недалеко от Владимира. Она выглядит лёгкой, воздушной, словно и не из камня сделана, а соткана из белых кружев. (ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ)
2. Построен русским зодчим В.И.Баженовым во второй половине XVIII века. С1861 в нем находилась первая в Москве общественная библиотека. Ныне это одно из зданий Всероссийской государственной библиотеки. (ДОМ ПАШКОВА В МОСКВЕ)
3. Это суровое, мрачное здание построено в XVII веке. Оно напоминает крепость: двухметровые стены, узкие окна защищены решетками. (ПОГАНКИНЫ ПАЛАТЫ)
Задание для 3 группы: «Из приведённых фамилий выбери и запиши в 2 столбика фамилии русских зодчих и художников».
Матвей Казаков, Василий Поленов, Валентин Серов, Фёдор Конь, Алексей Саврасов, Василий Баженов, Андрей Воронихин, Виктор Васнецов, Василий Суриков.
2этап «Живопись»
Учитель: Долгое время на Руси ведущим направлением в живописи была иконопись. В конце XVII – начале XVIII веков зарождается светская живопись. Сегодня мы поработаем над картинами русских художников конца XIX - начала XX вв.
Задание для всех групп:
1. сообщить краткие сведения об авторе, дать
название картины;
2. составить рассказ по картине (приложение).
1 группа - портретная живопись.
В конце XIX века появились портреты-картины.
Валентин Александрович Серов «Девочка с персиками».
В семью Мамонтовых В. Серов вошел ещё ребёнком, был в ней как родной, дружил с детьми Мамонтова. На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками».
Итак, на картине изображена одна из одарённейших русских женщин, жизнь которой рано оборвалась неожиданной смертью. Портрет Верушки поразил всю тогдашнюю Москву.
2 группа – пейзаж.
Огромное место в художественных полотнах этого времени занимает русская природа. Этим особо подчёркивалась любовь к своей Родине.
Алексей Кондратьевич Саврасов « Грачи прилетели»
Алексей Кондратьевич Саврасов не раз повторял своим ученикам: «Без воздуха пейзаж - не пейзаж. Сколько берёзок, дубов или сосен не сажай в своём пейзаже, что ни продумывай - если воздуха не напишешь - толку не выйдет. По пейзажу должно суметь даже час дня определить, только тогда пейзаж может считаться настоящим».
3 группа – исторический жанр, один из самых сложных жанров живописи.
Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»
Образы всех богатырей жизненно правдивы, глубоко человечны, раскрыты в своём индивидуальном своеобразии: и Илья Муромец «из-под славного города Мурома», и «сын богатого князя Рязанского» Добрыня Никитич, и Алёша Попович, «что из-под красна города Ростова».
Обобщение: живопись может открыть удивительный мир красок, дух разных эпох, разнообразие характеров.
3 этап «Третий лишний»
Учитель: Убрать имя или понятие, выпадающее из смыслового ряда:
1 группа. Михаил Глинка, Пётр Чайковский, Иван Сусанин.
2 группа. « Евгений Онегин»,«Пиковая дама», «Лебединое озеро».
3 группа. Феофан Грек, Андрей Рублёв, Валентин Серов.
4. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Учитель: В заключение урока предлагаю игру «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ».
Х - правильный ответ
0- неправильный ответ
1. В 988году Русь принимает новую веру-
христианство.
2. Главной частью православного храма является
алтарь, где находятся священные предметы и куда
вход разрешен только священникам.
3. Чёрный цвет на иконах символизирует чистоту и
святость.
4. В древности к иконе как к предмету поклонения
относились с большим уважением. Икона считалась
лучшим и ценным подарком.
5. Иконы писали на деревянных досках летописцы.
6. Самая почитаемая икона на Руси - «Троица»
Андрея Рублёва.
7. Одним из символов Москвы является храм Василия
Блаженного.
8. Собор В.Блаженного имеет название Успенского.
9. На картине В. Васнецова «Богатыри» изображены
Илья Муромец, Добрыня Никитич и
Соловей-разбойник.
10. Создателем русской национальной оперы
считается М.Ф.Глинка.
Самопроверка: Х Х 0 Х 0 0 Х 0 0 Х
Самооценка
«5»- без ошибок.
«4»- 1-2 ошибки
«3»- 3-4 ошибки
«2»- 5 и более ошибок.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Учитель: Возьмите в руки кружки и поднимите кружок того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению. Изменился ли цвет? Почему?
Всем за урок спасибо.