Цели урока:
- повторить правила выполнения арифметических действий с десятичными и обыкновенными дробями;
- подготовить учащихся к усвоению правил действий с отрицательными числами;
- развить интерес к изучению математики.
На доске записано число, тема урока. Заранее приготовлено оформление доски, способствующее более интересному и наглядному проведению урока (эскиз к началу отрывка).
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, знакомит учащихся с темой урока и правилам его проведения.
II. Основная часть урока
Учитель начинает чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
На этом этапе чтение прерывается. Первый герой, с которым встречаются читатели – это КОТ УЧЕНЫЙ. И первое задание связано с ним. Учащимся предлагается решить первую задачу:
Задача № 1.
Кот ученый, прохаживаясь по цепи, “говорил” сказки, затрачивая на каждую минуты. Известно, что “заводил” одну песнь кот в раза быстрее, чем “говорил” одну сказку. Сколько сказок смог рассказать кот за 12,5 минут, если он в это время спел только одну песнь?
Решение:
1) (мин.) – на одну песнь.
2) 12,5 – 2,5 = 10 (мин.) – на все сказки.
3) (сказки).
Ответ: кот ученый успел рассказать три сказки.
После проверки решения и ответа к задаче № 1, начинаем читать отрывок дальше.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей...
Следующее задание связано со СЛЕДАМИ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ. В нашем лесу очень много невиданных зверей, а вот сколько – неизвестно. И наша задача состоит в том, чтобы сосчитать количество этих зверей. Учащимся предлагаются примеры для устного счета. Примеры записаны на доске по вариантам. Ученики записывают в тетради только одни ответы. Затем, после вычислений, они меняются тетрадями, и сами проверяют тетрадь своего соседа по парте.
1 вариант: |
2 вариант: |
||||||
248 + 32 = | 280 |
3,8 : 19 = |
0,2 |
29 + 21 = |
50 |
6 – 2,8 = |
3,2 |
: 40 = | 7 |
* 24 = | 4,8 |
* 9 = |
450 |
: 4 = | 0,8 |
* 60 = | 420 |
: 3 = | 1,6 |
– 70 = | 380 |
* 3 = | 2,4 |
– 90 = | 330 |
+ 5,4 = | 7 |
: 20 = | 19 |
+ 0,8 = | 3,2 |
: 33 = | 10 |
* 12 = | 84 |
+ 6 = | 25 |
: 0,32 = | 10 |
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон и дверей;
Там лес и дол веденья полны...
На этом этапе предлагается решить задачу на проценты.
Задача № 2.
В дремучем лесу 40 % всех деревьев составляют дедушки дубы, 25% всех деревьев – бабушки ивы, а 700 деревьев – колючки ели. Сколько всего деревьев в дремучем лесу?
Решение: 100 – (40 + 25) = 35 (%) – составляют ели.
700 д. – 35 %
х д. – 100 %, (д.)
Ответ: всего в лесу 2000 деревьев.
После проверки решения задачи, продолжаем читать дальше.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Для этого этапа ученикам первых парт было предложено заранее задание, которое они выполняли вместе (во время устного счета). Задание состояло из таблицы с буквами и специальных ключей – кодировок, по которым они смогли бы записать имена героев. Теперь они отвечают на вопросы учителя.
Й | А | Р | Н |
Г | Ч | Л | Ф |
О | А | О | Д |
Ф | У | Л | Е |
М | Р | И | Ю |
В поэме “Руслан и Людмила” у витязей нет имен, а вот у других героев есть имена, и эти имена не совсем обычные и привычные для нашей жизни. Мы сейчас узнаем, какие имена носили соперники Руслана, которые также хотели жениться на Людмиле (РОГДАЙ, ФАРЛАФ), какое имя имел колдун, который унес Людмилу (ЧЕРНОМОР).
Карточки-коды для учеников:
3 |
4 |
6 |
1 |
5 |
|||||||||
1 |
3 |
4 |
1 |
||||||||||
7 |
5 |
5 |
2 |
4 |
2 |
||||||||
2 |
6 |
||||||||||||
6 |
8 |
3 |
|||||||||||
Черномор |
Рогдай |
Фарлаф |
После проверки работы в группе, продолжаем читать дальше.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря...
На этом этапе урока ученикам предлагается решить задачу на движение.
Задача № 3.
Несет КОЛДУН богатыря через леса, пролетев 650 км за 2,6 часа. Сколько колдун пролетит над морями в течении 1,5 часа, если он увеличит скорость в 1,2 раза?
Решение:
1) 650 : 2,6 = 250 (км/ч) – скорость над лесами.
2) 250 * 1,2 = 300 (км/ч) – скорость над морями.
3) 300 * 1,5 = 450 (км).
Ответ: колдун пролетит над морями 450 км.
Продолжаем чтение дальше.
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит...
На этом этапе предлагается решить задачу на части с процентами. Эту задачу удобнее решать с помощью уравнения. Задача оформляется на доске.
Задача № 4.
Тужит в темнице ЦАРЕВНА и слезы горючие льет: по 0,325 кг ежечасно. А соль в тех слезах составляет 30 % от массы воды. Сколько граммов воды и сколько граммов соли содержится в слезах царевны, выплаканных за 1 час?
Решение: пусть х гр воды содержится в слезах царевны, тогда 0,3 гр соли содержится в ее слезах. За час царевна выплакивает 325 грамм слез:
х + 0,3х = 325
1,3х = 325
х = 250;
0,3х = 0,3 * 250 = 75 (гр)
Ответ: в слезах содержится 75 грамм соли и 250 грамм воды.
Там ступа с Бабою Ягой
Идет бредет сама собой; . . .
Предлагается решить еще одну задачу на движение, но в этом случае с обыкновенными дробями.
Задача № 5.
Погналась Баба Яга в ступе своей за добрым молодцем, пролетела от избушки (по прямой) часа, да поняла, что засветло не догонит. Включила Яга дополнительный антигравитатор, увеличивающий скорость в раза и пролетела еще часа. Догнала ли Баба Яга доброго молодца, если скорость ступы стала 126 км/ч, а молодец находился на расстоянии 57 км (по прямой) от ее избушки?
Решение:
1) (км) – путь во 2 раз.
2) (км/ч) – скорость в 1 раз.
3) (км) – путь в 1 раз.
4) 28 + 27 = 55 (км) – общий путь Бабы Яги.
5) 57 – 55 = 2 (км).
Ответ: Баба Яга не сможет догнать добра молодца.
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!
На этом этапе урока предлагается учащимся ответить на вопрос: сколько золота у Кощея? Ученикам предлагаются картинки на числовые закономерности, на подсчет количества изображенных фигур. На каждую картинку свой вопрос. Например, сколько алмазов, сколько серебра, сколько сундуков с драгоценными камнями…
1)
4 |
* |
|||||||
8 |
3 |
6 |
1 |
13 |
4 |
6 |
5 |
Ответ: (8 + 3) – (6 + 1) = 4, тогда (13 + 4) – (6 + 5) = 6 .
2)
7 |
10 |
13 |
22 |
* |
30 |
4 |
9 |
** |
1 строка: + 3
2 строка: + 4
3 строка: + 5
тогда * = 26, ** = 14
3)
17 |
* |
|||||
13 | 16 | 12 | 5 | 11 | 4 | |
(13 + 16) – 12 = 17 | тогда | * = (5 + 11) – 4 = 12 |
4)
19 |
20 |
22 |
25 |
29 |
* |
** |
продолжить |
34 |
40 |
+1 |
+2 |
+3 |
+4 |
+5 |
И я там был, и мед пиво пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
III. Подведение итогов