Урок математики в 6-м классе по теме: "Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями. Решение задач"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • повторить правила выполнения арифметических действий с десятичными и обыкновенными дробями;
  • подготовить учащихся к усвоению правил действий с отрицательными числами;
  • развить интерес к изучению математики.

На доске записано число, тема урока. Заранее приготовлено оформление доски, способствующее более интересному и наглядному проведению урока (эскиз к началу отрывка).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, знакомит учащихся с темой урока и правилам его проведения.

II. Основная часть урока

Учитель начинает чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

На этом этапе чтение прерывается. Первый герой, с которым встречаются читатели – это КОТ УЧЕНЫЙ. И первое задание связано с ним. Учащимся предлагается решить первую задачу:

Задача № 1.

Кот ученый, прохаживаясь по цепи, “говорил” сказки, затрачивая на каждую минуты. Известно, что “заводил” одну песнь кот в раза быстрее, чем “говорил” одну сказку. Сколько сказок смог рассказать кот за 12,5 минут, если он в это время спел только одну песнь?

Решение:

1) (мин.) – на одну песнь.

2) 12,5 – 2,5 = 10 (мин.) – на все сказки.

3) (сказки).

Ответ: кот ученый успел рассказать три сказки.

После проверки решения и ответа к задаче № 1, начинаем читать отрывок дальше.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей...

Следующее задание связано со СЛЕДАМИ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ. В нашем лесу очень много невиданных зверей, а вот сколько – неизвестно. И наша задача состоит в том, чтобы сосчитать количество этих зверей. Учащимся предлагаются примеры для устного счета. Примеры записаны на доске по вариантам. Ученики записывают в тетради только одни ответы. Затем, после вычислений, они меняются тетрадями, и сами проверяют тетрадь своего соседа по парте.

1 вариант:
2 вариант:
248 + 32 =

280

3,8 : 19 =

0,2

29 + 21 =

50

6 – 2,8 =

3,2

: 40 =

7

* 24 =

4,8

* 9 =

450

: 4 =

0,8

* 60 =

420

: 3 =

1,6

– 70 =

380

* 3 =

2,4

– 90 =

330

+ 5,4 =

7

: 20 =

19

+ 0,8 =

3,2

: 33 =

10

* 12 =

84

+ 6 =

25

: 0,32 =

10

Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон и дверей;
Там лес и дол веденья полны...

На этом этапе предлагается решить задачу на проценты.

Задача № 2.

В дремучем лесу 40 % всех деревьев составляют дедушки дубы, 25% всех деревьев – бабушки ивы, а 700 деревьев – колючки ели. Сколько всего деревьев в дремучем лесу?

Решение: 100 – (40 + 25) = 35 (%) – составляют ели.

700 д. – 35 %

х д. – 100 %, (д.)

Ответ: всего в лесу 2000 деревьев.

После проверки решения задачи, продолжаем читать дальше.

Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

Для этого этапа ученикам первых парт было предложено заранее задание, которое они выполняли вместе (во время устного счета). Задание состояло из таблицы с буквами и специальных ключей – кодировок, по которым они смогли бы записать имена героев. Теперь они отвечают на вопросы учителя.

 Й   А   Р   Н 
 Г   Ч   Л   Ф 
 О   А   О   Д 
 Ф   У   Л   Е 
 М   Р   И   Ю 

В поэме “Руслан и Людмила” у витязей нет имен, а вот у других героев есть имена, и эти имена не совсем обычные и привычные для нашей жизни. Мы сейчас узнаем, какие имена носили соперники Руслана, которые также хотели жениться на Людмиле (РОГДАЙ, ФАРЛАФ), какое имя имел колдун, который унес Людмилу (ЧЕРНОМОР).

Карточки-коды для учеников:

       

 3 

 4 

   

 6 

   

 1 

           

 5 

       
 

 1 

       

 3 

                   

 4 

 1 

 7 

   

 5 

       

 5 

 2 

 4 

   

 2 

       
           

 2 

               

 6 

           

 6 

 8 

                           

 3 

       

Черномор

Рогдай

Фарлаф

После проверки работы в группе, продолжаем читать дальше.

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря...

На этом этапе урока ученикам предлагается решить задачу на движение.

Задача № 3.

Несет КОЛДУН богатыря через леса, пролетев 650 км за 2,6 часа. Сколько колдун пролетит над морями в течении 1,5 часа, если он увеличит скорость в 1,2 раза?

Решение:

1) 650 : 2,6 = 250 (км/ч) – скорость над лесами.
2) 250 * 1,2 = 300 (км/ч) – скорость над морями.
3) 300 * 1,5 = 450 (км).

Ответ: колдун пролетит над морями 450 км.

Продолжаем чтение дальше.

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит...

На этом этапе предлагается решить задачу на части с процентами. Эту задачу удобнее решать с помощью уравнения. Задача оформляется на доске.

Задача № 4.

Тужит в темнице ЦАРЕВНА и слезы горючие льет: по 0,325 кг ежечасно. А соль в тех слезах составляет 30 % от массы воды. Сколько граммов воды и сколько граммов соли содержится в слезах царевны, выплаканных за 1 час?

Решение: пусть х гр воды содержится в слезах царевны, тогда 0,3 гр соли содержится в ее слезах. За час царевна выплакивает 325 грамм слез:

х + 0,3х = 325
1,3х = 325
х = 250;

0,3х = 0,3 * 250 = 75 (гр)

Ответ: в слезах содержится 75 грамм соли и 250 грамм воды.

Там ступа с Бабою Ягой
Идет бредет сама собой; . . .

Предлагается решить еще одну задачу на движение, но в этом случае с обыкновенными дробями.

Задача № 5.

Погналась Баба Яга в ступе своей за добрым молодцем, пролетела от избушки (по прямой) часа, да поняла, что засветло не догонит. Включила Яга дополнительный антигравитатор, увеличивающий скорость в раза и пролетела еще часа. Догнала ли Баба Яга доброго молодца, если скорость ступы стала 126 км/ч, а молодец находился на расстоянии 57 км (по прямой) от ее избушки?

Решение:

1) (км) – путь во 2 раз.

2) (км/ч) – скорость в 1 раз.

3) (км) – путь в 1 раз.

4) 28 + 27 = 55 (км) – общий путь Бабы Яги.

5) 57 – 55 = 2 (км).

Ответ: Баба Яга не сможет догнать добра молодца.

Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!

На этом этапе урока предлагается учащимся ответить на вопрос: сколько золота у Кощея? Ученикам предлагаются картинки на числовые закономерности, на подсчет количества изображенных фигур. На каждую картинку свой вопрос. Например, сколько алмазов, сколько серебра, сколько сундуков с драгоценными камнями…

1)

4

 

*

8

3

6

1

13

4

6

5

Ответ: (8 + 3) – (6 + 1) = 4, тогда (13 + 4) – (6 + 5) = 6 .

2)

7

10

13

22

*

30

4

9

**

1 строка: + 3
2 строка: + 4
3 строка: + 5
тогда * = 26, ** = 14

3)

17

 

*

13 16 12   5 11 4
(13 + 16) – 12 = 17 тогда * = (5 + 11) – 4 = 12

4)

19

20

22

25

29

*

**

продолжить

34

40

+1

+2

+3

+4

+5

         

И я там был, и мед пиво пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.

III. Подведение итогов