Тема урока: Непроизносимые согласные.
Цели урока:
- создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;
- учить делать самостоятельные выводы по теме, прививать любовь к слову;
- обогащать письменную речь учащихся образностью на таком этапе урока, как творческая работа детей;
- учить применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;
- воспитывать интерес к предмету;
- формировать самоконтроль и самооценку.
Оборудование: плакат “Говорим красиво”, словарное слово “лестница” карточки для групповой работы, образцы каллиграфического письма, творческая работа, словарь, фонограмма.
I. Организация класса
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу, я
рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю,
что сегодняшний день принесет нам всем радость
общения друг с другом. Успехов вам и удач!
– Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Веселым,
интересным).
– Мы продолжаем путешествие по грамматическому
царству, орфографическому государству.
II. Актуализация знаний
– А теперь мы тихонечко сели и на доску посмотрели. Плакатик:
“Ужасно интересно все то, что неизвестно”. |
– На уроке каждый из вас для себя должен сделать открытие. В конце урока мы вернемся к этому девизу. На уроке обращайтесь к плакату: “Говорим красиво”. Старайтесь, чтобы ваша речь была грамотной, красивой.
Говорим красиво:
|
– Слова в русском языке могут сверкать, цвести. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то посвистывают, как птицы, то звенят, как первый лед. Откройте тетради, посмотрите на отметки, запишите дату, вид работы. - Вы должны сами определить, какие буквы будете писать, но сначала выполните работу.
III. Работа в группах по карточкам (по уровням)
– По какому признаку слова объединены в группы. Найдите лишнее слово.
- III уровень: кружка, городки, грибки, радостный;
- III уровень: грядки, шашки, лимонад, грустная;
- I уровень: сноп, хлеб, холод, звездное;
- II уровень: слезки, дубки, солнце;
- IV уровень: мороз, сторож, город, здравствуй.
– Проконтролируйте себя.
Сверка с доской. На доске слова: радостный, грустная, звездное, солнце, здравствуй.
– Как вы думайте, что их объединяет?
– Прислушивайтесь, все ли согласные звуки
произносятся в этих словах? Какие не
произносятся? (т, д, л,
в)
– Как их можно назвать? Как вы думаете?
– Что можете о них сказать?
IV. Работа по теме урока
– А почему мы сегодня заговорили о непроизносимых согласных? Назовите тему нашего урока/
Вывешиваю плакат “Непроизносимые согласные”?
– Почему вопрос? Сформируйте учебную задачу. (Научиться
их писать, проверять, познакомиться с правилом.)
– Вам хотелось бы их написать?
1) Каллиграфическая минутка.
– Чтобы непроизносимые согласные не играли с
нами в прятки, мы запишем их в тетрадки.
Определите порядок следования букв в данном
ряду: втдддл втдддлл...
– Что хотите пожелать своим товарищам?
– Напишите данный ряд букв в указанной
последовательности. Оцените себя (+)
2) Словарная работа.
– Новое слово из словаря, вы назовете сами, если правильно определите смысловую связь между данными словами слева и справа
аптека – лекарства
библиотека – книги
ступеньки – л?...
– Лестница.
Дети читают в словаре, что обозначает это слово лестница.
1-е значение – сооружение в виде ряда ступеней
для подъема или спуска.
2-е значение – служебная лестница-ряд должностей
от низших к более высоким).
Неполн. фон. разбор – З сл., 8 6., [л’эсн’ица] 7 зв.
– Подберите родственное (лестничный),
разберите по составу. Оцените себя (+).
Не все согласные в словах произносятся,
некоторые из них исчезают, так, например, звук [т].
А почему все-таки исчезают отдельные звуки? Если
в середине слова имеется не менее З-х согласных,
то это называется стечением согласных. Три
согласных подряд бывает очень трудно
произносить, вот мы и упрощаем таким образом их
произношение. А написание их упрощать нельзя. Не
просто так существуют непроизносимые cогласные.
Согласные. У них и своя история есть. Например,
почему в слове лестница мы пишем букву т?
В древнерусском языке было слово лъствица.
Вот оно-то и превратилось в лестницу под
влиянием таких слов, как сахарница, чернильница.
Что же касается самого слова лъства, то оно
образовано от глагола лезти, лездь, с
помощью суффикса – тв(а).
Запомните, непроизносимое т в
существительном лестница – это остаток
суффикса – тв(а). Так знание
этимологии помогает не делать в словах ошибок.
3) Работа в группах.
– Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными? Прочитайте слова, изучите случаи написания непроизносимых согласных, сформулируйте вывод о проверке слов с непроизносимой согласной.
- 1-я группа: грустный – грустить, счастливый – счастье,
- 2-я группа: хвастливый – хвастун, здравствуй – здравие,
- З-я группа: тростник – тросточка, звездный – звездочка,
- 4-я группа: грустный – грустит, пастбище – пасти.
Прослушивание выводов, сверка с учебником, с. 115–116.
– Что нового узнали из правила?
Вывешиваю на доску плакатики.
стн |
здн |
лиц |
вст |
V. Закрепление пройденного материала
– Подберите проверочные слова: девочки – сердце, мальчики – местность. Поменяйтесь тетрадями, проконтролируйте друг друга. Оцените себя.
VI. Физкультминутка (под фонограмму)
VII. Самостоятельная работа
– По учебнику упр. 230 стр. 117. Кто испытывает
затруднения, обратитесь за помощью № 1, № 2.
– Проверяем, выслушиваем все группы. Оцените
себя.
После проверки вывешиваю на доску рисунок со словами: опас? ный, чудес?ный, вкус?ный.
– Почему стоят вопросы? Эту проблему перенесем на следующий урок. (Возвращаемся к девизу.)
Отдых глазам.
VIII Творческая работа в группах
– Представьте орфограмму непроизносимые согласные, используя слова: писать, изменять, непонятным, гласную искать, в форме:
- стихотворения (1 гр.),
- загадки (2 гр.),
- кроссворда (З гр.),
- иллюстрации (4 гр.),
- орфографической сказки (5 гр.).
– Каждая группа представляет свою творческую работу. Оцените себя.
IХ. Домашнее задание
– № 229 с.117, прав. с.115–116. Дополниельное задание: придумать предложение со словом “лестница”. Разобрать по составу.
Х. Анализ урока
Подсчет плюсов.
– Обобщите все, о чем мы говорили в порядке нашего рассуждения.
План ответа:
1) Что такое стечение согласных?
2) Какая существует особенность написания и
произношения слов со стечением согласных,
которые в середине слова пишутся, но не
произносятся
З) Как называются согласные, которые в середине
слова пишутся, но не произносятся
4) Что надо сделать, чтобы не ошибиться в
правописании слов с непроизносимыми согласными
– Кто считает, что ему на уроке было все понятно, что он сделал какое-то открытие? У каждого есть шкала оценки, оцените себя.
– Похлопайте в ладошки!!! Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать.