Цель урока: Повторить весь пройденный материал, обобщить и систематизировать, выделить главные вопросы, научить логически мыслить, рассуждать при решении задач, поддерживать друг друга.
Метод проведения: Игра «Счастливый случай»
Оборудование: Круг с номерами вопросов, волчок, таблицы с чертежами к доказательству основных теорем, чертежи к устным заданиям, теорема Фалеса, секундомер, чертежные инструменты.
Класс делится на команды по 4 человека. Учащиеся, которые приняли активное участие в подготовке урока, назначаются консультантами, из них выбирается «жюри», которое подсчитывает очки, следит за временем.
Игра проводится в 4 гейма:
I – гонка за лидерство;
II – спешите видеть;
III – ты – мне, я – тебе;
IY – дальше, дальше, дальше….
Круг делится на 6 секторов: 1-параллелограмм, 2-квадрат, 3-ромб, 4-трапеция, 5-прямоугольник. Каждый сектор разделен на вопросы: 1.2.3…(Приложение №1)
1 Гейм
Каждая команда с помощью волчка выбирает номер вопроса по основным темам.
Вопросы I гейма.
За правильный ответ 1 очко.
1.Параллелограмм:
1)Теорема о противолежащих сторонах и углах.
2) Свойства диагоналей.
3) Свойства параллелограмма.
4) Определение параллелограмма.
5) Признаки параллелограмма.
2.Квадрат:
1) Счастливый случай – задают учащиеся из класса.
2) Определение квадрата.
3) Свойства квадрата.
4) Свойства диагоналей.
3. Ромб:
1) Определение ромба.
2) Свойства ромба.
3) Счастливый случай.
4. Трапеция:
1) Теорема о средней линии.
2) Определение трапеции.
3) Определение равнобедренной трапеции.
4) Свойства равнобедренной трапеции.
5. Прямоугольник:
1) Определение прямоугольника.
2) Счастливый случай.
3) свойства прямоугольника.
4) Свойства диагоналей.
Перерыв. Слушается сообщение о великом древнегреческом ученом Фалесе.
Жюри подводит итог I гейма.
II гейм «Спешите видеть».
Задачи по рисункам.
Этот гейм проводят консультанты, которые сами приготовили задачи.
Задачи II гейма.
Перерыв, подведение итогов.
Слушается сообщение. Построение параллелограмма по двум сторонам и углу между ними; по данной диагонали построить квадрат.
III гейм. «Ты – мне, я – тебе».
Участники задают друг другу вопросы.
IV гейм. «Дальше, дальше, дальше…..».
За 1 минуту участники должны ответить как можно больше на вопросы. Вопросы задаются по очередно.
Вопросы 1 команде.
1) Определение квадрата.
2) Периметр прямоугольника 20, одна сторона 4. Найти другую сторону. (6)
3) Ромб – это параллелограмм. (да)
4) Средняя линия треугольника равна основанию. (нет)
5) В параллелограмме диагонали равны. (нет)
6) Сумма углов при одной стороне параллелограмма 1800. (да)
7) Периметр квадрата 40, сторона? (10)
8) Диагонали ромба – биссектрисы его углов. (да)
9) Трапеция – параллелограмм. (нет)
10) Диагонали квадрата равны. (да)
11) Ромб – это квадрат. (нет)
12) Средняя линия трапеции равна половине основания. (нет)
13) Диагонали параллелограмма пересекаются в одной точке.
14) Сторона квадрата 4, периметр 16. (да)
15) У равнобокой трапеции боковые стороны перпендикулярны. (нет)
Вопросы 2 команде.
1) Сумма углов при одной стороне параллелограмма 900. (нет)
2) Ромб – это квадрат. (нет)
3) Периметр параллелограмма 22 см, одна сторона 4 см, другая? (7)
4) Диагонали ромба перпендикулярны.
5) Стороны параллелограмма равны.
6) Острый угол параллелограмма 300, тупой 1200.
7) Параллелограмм – это пятиугольник.
8) У трапеции только две стороны параллельны.
9) Сторона квадрата 2. Чему равен периметр?
10) В ромбе диагонали являются биссектрисами углов.
11) Трапеция – это ромб.
12) Средняя линия треугольника параллельна третьей стороне.
13) Средняя линия треугольника 5 см. Чему равно основание?
14) Периметр – это произведение сторон.
15) У квадрата все стороны равны.
Подводится итог трех геймов. В это время конкурс кроссвордов, сочинений, рассказов по теме «Четырехугольники».
Данный урок можно провести , используя информационные технологии (Приложение 3)