(3 класс, учебник Вахрушев А.А. “Окружающий мир”)
Цели:
- Проследить эволюционный путь развития от низших растений к высшим.
- Познакомить с понятиями “ткани”, “органы” растений.
- Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний
- Развивать умение работать в группе.
- Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
Ход урока
I. Актуализация знаний и постановка проблемы
1. На доске записана тема урока
- Как вы понимаете название нашей темы? Какую цель мы сегодня поставим перед собой, чем нам предстоит сегодня заниматься на уроке? (Узнаем о необычных растениях или познакомимся с каким-то обычным явлением, происходящем в царстве растений, нам еще неизвестным)
- Я думаю, что с некоторыми загадками мы уже познакомились на прошлом занятии. Давайте о них вспомним.
2. На доске расположены таблички с надписями
- Что вы можете сказать о данных понятиях? Что между ними общего и чем они отличаются? (Пластиды – тельца, содержащие ярко-зеленое вещество хлорофилл. Гаметы – половые клетки, предназначены для полового размножения. Споры – предназначены для бесполого размножения. Пластиды характерны и для одноклеточных и для многоклеточных, гаметы и споры – только для многоклеточных.)
- Чем отличаются гаметы от спор? Обратите внимание на рисунки. Пусть они помогут вам.
На доске вывешиваются таблицы “Размножение растений”, в которых отражена суть полового и бесполого размножения растений. Детям предлагается описать суть изображенного и сравнить данные способы.
(При половом размножении клетка нового организма образуется при слиянии двух полов –мужского и женского При этом новое растение будет немного отличаться ) | (Растение, выросшее из споры, в точности похоже на материнское) |
3. Творческое задание.
- А теперь нарисуйте, какой вы себе представляете одноклеточную водоросль. Подпишите и укажите стрелками известные вам части растительной клетки. (Обсуждение рисунков, функций тех или иных частей клетки)
4. Работа в группах (обсуждение) (На доске рисунок одноклеточной и многоклеточной водоросли)
- Подумайте и обсудите с товарищами своей группы, каким водорослям легче выжить и почему: одноклеточным или многоклеточным? (После обсуждения ответов групп дети приходят к выводу, что легче выжить многоклеточным водорослям. Если разрежем одноклеточную водоросль, повредим ее единственную клетку. У многоклеточной водоросли большинство клеток останется целыми, каждая клетка занимается своим делом, а не хватается за все дела сразу, все клетки заняты одной работой)
II. Совместное открытие знаний и объяснение нового материала.
1. Постановка проблемного вопроса. Знакомство с понятием “ткань”
- Значит, многоклеточная водоросль – универсальна. И никакого усовершенствования не требуется? (Здесь учителю предлагается провести сравнение с заводом: если все будут и пилить, и резать, и собирать, то будет ли толк вработе?
Вывод: нет, нужно разделение функций клеток)
- На доске во время обсуждения выстраивается алгоритм
- Группа клеток, занятая общим делом называется тканью
- Догадайтесь, каким же делом занимаются следующие ткани: покровные, опорные, проводящие.
2. Знакомство с понятием “орган”
- А теперь давайте вспомним пучок тины, выброшенный на берег. Всем ли слоям достанется одинаковое количество света? Что же произошло? (Постепенно у растений, переселившихся на сушу, появился стебель, он тянется к солнышку) При обсуждении учитель постепенно прикрепляет на доске называемые части растений. После данного фрагмента на доске вывешивается вырезанный стебель.
- А как вы думаете, какая же форма самая удобная и устойчивая для стебля (Трубочка)
- Для чего служит стебель растению? (Доставляет питательные вещества ближе к свету)
- Все ли клетки получат достаточное количество света? (Нет, многие клетки внутри стебля).
- Какой орган помог растению справиться с этой проблемой? (Лист). На доске появляется рисунок листьев, которые присоединяются к стеблю.
- Для чего служат листья растению? (Фотосинтез)
- Только ли к свету будет тянуться растение? (Нет, нужна еще влага)
- Какой орган помог решить эту проблему? (Корень). Рисунок корня прикрепляется внизу стебля. Дети отмечают, что он удерживает почву и доставляет воду и минеральные вещества.
Учитель показывает на части растения: семя и цветок.
- У всех ли растений есть эти органы? (Можно вспомнить легенду об И.Купала)
3. Работа с учебником.
- Прочитайте текст учебника на странице 43-44 и найдите объяснение того, что такое семя, плод и у каких растений они есть.
Вывод данного этапа: растения развивались постепенно и поэтому мы получили такое многообразие растений.
III. Творческие работы учащихся.
- Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения с рисунками о необычных растениях.
- Почему же в наше время на Земле такое разнообразие растений? (Они приспосабливались к различным условиям жизни)
Итог урока.
- Какие же тайны мира растений мы сегодня разгадали?