Урок литературного чтения по теме: Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" (отрывок). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


(составлен по учебнику Бунеева, Бунеевой “Литературное чтение”, 2 класс)

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Познакомить учащихся с новым произведением.

2. Отработать навыки правильного плавного чтения, умения находить ответы в тексте, читать

по ролям, помочь понять образ времени, о котором пойдет речь.

3. Вспомнить ранее прочитанные сказки, их героев, приметы сказки.

4. Воспитывать внимательность, любовь к сказке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- карточки с буквами Б, И, Л, Ь, Б, О;

- карточки: “Астрид Лингрен”, “Швеция”, “Стокгольм”, “Семья Свантесон”, “Сказочные человечки”, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше (отрывок)”, Самоуверенный,  хитроумный, дух захватило”;

- картинки: кольцо золотое, золотой ключик, луковица, помидор, медведь, Чиполлино, гном,   Буратино, Винни-Пух, Карлсон;

- аудиозапись песни Буратино;

- магнитофон;

- на доске: зачин, троекратный повтор, сказочные предметы и герои, борьба добра и зла,  победа добра, концовка (закрыть листами).

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой, и нам предстоит путешествие в мир новой сказки. Но сначала давайте вспомним, как называется весь раздел. (Сказочные человечки).

- Давайте вспомним некоторых из них: они уже здесь, но пока не спешат нам показаться. Если вы угадаете их загадки, то сможете их увидеть.

Задание 1. Соберите из букв слово: О, Л, Ь, Б, И, Б.

- Что получилось? Это кто? (Учитель открывает картинку с гномом)

- Какое произведение? (Джон Толкин “Хоббит”).

- Найдите волшебный предмет (дети показывают волшебное кольцо).

Задание 2. А теперь послушайте диалог двух героев:

(Дети у доски рассказывают диалог Чиполлино и Мастино).

- Какая сказка?

- Кто автор? (Учитель открывает картинку с Чиполлино)

- Найдите волшебный предмет (дети показывают лук, помидор).

- Почему сами герои волшебные?

- Кто из них положительный герой? Отрицательный?

Задание 3. А теперь слушаем песню.

(Звучит аудиозапись песни Буратино).

- Из какого произведения, кто герой, автор? (Учитель открывает картинку с Буратино).

- Найдите волшебный предмет (дети показывают золотой ключик).

- Кто положительный герой? Отрицательный?

Задание 4. Внимение! Фраза: “Кто ходит в гости по утрам…”

- Откуда эта фраза? Автор? Герой?

- Найдите волшебный предмет (дети показывают картинку “медвежонок”).

- Итак, мы вспомнили сказки, их героев и волшебные предметы.

- Какие же есть приметы, присущие только сказке? (Учитель открывает слова по ходу ответов)

ЗАЧИН

ТРОЕКРАТНЫЙ ПОВТОР

СКАЗОЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ГЕРОИ

БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА

ПОБЕДА ДОБРА

КОНЦОВКА

II. Работа по теме урока.

- А сейчас давайте начнем знакомство с новой сказкой. Она последняя в нашем разделе “Сказочные человечки”. Будьте внимательны, думайте, какие есть сказочные приметы и предметы. Начинается наша сказка так:

“В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет

самая обыкновенная семья по фамилии Свантесон…”

- Кто узнал эту сказку? Кто автор?

- Мы будем читать ее целиком?

- Кто это? (Учитель показывает картинку с Карлсоном).

- А почему он над домами, над улицей? Где же он живет? Откуда об этом узнали?

(Ответы детей по картинкам)

- Мы уже читали о гномах, куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни-Пух, катались на облаках мумми-тролли. Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка?

- Давайте начнем чтение.

1 часть - про себя.

Задание перед чтением:

Ответить на вопросы после чтения: 1 вариант – чем необычен Карлсон?

2 вариант – где живет Карлсон?

- Кто готов ответить на мои вопросы? (После чтения)

- С кем сравнивает автор летящего Карлсона?

- Как понимаете слова: “самоуверенный”, “хитроумный” (карточки).

2 часть - по абзацам вслух.

Вопросы:

К 1 абзацу: - С каким новым героем мы знакомимся?

- Описал ли автор внешность Малыша?

- А что мы узнали?

- Можем ли мы сказать какой был Малыш?

Ко 2 абзацу: - Почему Малыш Тяжело вздохнул?

- Что насторожило Малыша?

К 3 абзацу: - Почему Карлсон летал кругами вокруг Малыша?

- Что можно предположить?

К 4 абзацу: - Почему Малыш стоял, не шелохнувшись?

- Какие чувства он испытывал?

- Что значит “дух захватило”? (карточка)

3 часть - читает учитель.

- Как познакомились Малыш и Карлсон?

- Найдите диалог Малыша и Карлсона. Готовимся к чтению по ролям самостоятельно, по парам.

- Определите тон, интонации героев.

- Кто готов. (Прослушиваются две пары)

III. Итог.

- Какие сказочные приметы есть в новой сказке?

- Что показалось смешным?

- Какие авторские сравнения делают текст сказки интересным?

IV. Домашнее задание:

- Читать 4 часть, нарисовать домик Карлсона.