Работая с вопросником учебного материала, оценивайте свою деятельность на уроке, используя формулу:
* оценка = ;
*выполняя задания в соответствии с временными рамками, указанными в графе “деятельность учащихся”, оценивайте свою деятельность на уроке “5”
Основные положения МКТ
Учебный элемент |
Учебный материал с указанием заданий |
Деятельность учащегося |
УЭ 0 |
Интегрирующая цель: после изучения темы вы должны понимать и знать:
Объяснять изменение макроскопических параметров с точки зрения молекулярно–кинетической теории; |
1,5 минуты. познакомьтесь с целями занятия. Проверить наличие необходимого оборудования: 1) учебник 2) толковый словарь; 3) тетрадь 4) оценочный лист, 5) зачетная карточка. |
Задание: попытайтесь объяснить значение терминов: “вещество”, “молекула”, “теория”, “явления”, “тепловые”, “микроскопические”, “кинетический”, “макроскопические”. |
3 минуты при необходимости используйте толковый словарь |
|
Рассмотрите учебный материал: § 57 по учебнику “Физика 10” Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского; § 46 по учебнику “Физика 10” В.А.Касьянова; § 12 по учебнику “Физика 10” под ред. А.А.Пинского; введение стр. 84, 97-99 по учебнику “Физика 11” С.В.Громова; Просмотрите видеофрагмент “Становление МКТ” Проведите анализ материала в учебниках, фильме |
5 минут | |
Цели:
Задание: 1. Попытайтесь раскрыть смысл терминов: “материя”, “вещество”, “молекула”, “кинетический”, “теория”. 2. Какой минимальной величины вы можете получить частички мела? сахара? 3. Что известно человечеству о строении вещества? Оцените предельные границы на данный момент и в прошлом. |
5 минут При необходимости вы можете воспользоваться толковым словарём. |
|
Ответьте на вопросы: 1. Как Вы считаете: является ли молекула мельчайшей частицей вещества? 2. Отличаются ли молекулы воды и водяного пара? 3. Каким способом можно изменить объём тела? 4. Чем объясняется уменьшение объёма тел при охлаждении? Для всех ли известных Вам веществ это имеет место? 5. Почему рельсы не кладут вплотную друг к другу, а оставляют зазор между ними? К каким последствиям это может привести? 6. Почему не рекомендуется наливать молоко, бензин и другие жидкости в ёмкость доверху? 7. Почему нельзя утверждать, что объём воздуха в комнате равен сумме объёмов молекул, составляющих воздушную среду? 8. Плотины водохранилища строят из самого плотного монолитного бетона. Однако при большом напоре воды происходит просачивание (фильтрация) воды через плотину. Как можно объяснить наблюдаемое явление? 9. Сформулируйте гипотезу о строении вещества. Как вы можете её обосновать? Какие ваши собственные наблюдения убеждают в её справедливости? Можно ли считать гипотезу доказанной современной наукой? 10. Вы пришли на школьную дискотеку и наблюдаете за толпой учащихся в зале. В зале очень тесно. Если мысленно заменить каждого ученика молекулой, то какое состояние вещества это напоминает? 11. Капля масла объёмом 0,003 мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем и заняла площадь 300 см2. определите средний диаметр молекулы масла. 12. Что собой представляет модель материального тела? 13. Опишите модель материального тела четырьмя положениями |
10 минут За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл в оценочный лист. Если Вы не смогли ответить на вопросы, вернитесь к ним после рассмотрения учебного материала. |
|
Рассмотрите учебный материал: § 62 по учебнику “Физика 10” Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского, выделите основные положения молекулярно-кинетической теории; § 47 по учебнику “Физика 10” В.А.Касьянова; § 12 по учебнику “Физика 10” под ред. А.А.Пинского главу 3 по учебнику “Физика 11” С.В.Громова Просмотрите видеофрагмент “Вещество и его состояние”, выделите основные положения молекулярно-кинетической теории |
7 минут |
|
Составьте конспект в виде таблицы: |
Таблицу занести в тетрадь. 12 минут |
|
УЭ 1 |
Сформулируйте основные положения МКТ |
5 минут Запишите основные положения МКТ в тетрадь. |
УЭ 2 |
Цель: узнать основные свойства, характеризующие размеры молекул, их количество. Задание: Познакомьтесь с учебным материалом в учебниках: § 58 - 59 по учебнику “Физика 10” Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского; § 46 по учебнику “Физика 10” В.А.Касьянова; §12 по учебнику “Физика 10” под ред. А.А.Пинского; § 20 по учебнику “Физика 11” С.В. Громова |
7 минут |
Ответьте на вопросы:
|
7 минут Отвечая на вопросы, Вы можете использовать материал учебника За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл в оценочный лист. |
|
Составьте и заполните таблицу: |
15 минут Конспект занесите в тетрадь. Составляя конспект, вы можете использовать материал учебника. Конспект сдайте на проверку учителю. |
|
Ответьте на вопросы теста: 1. Какая из приведенных ниже величин соответствует порядку значения массы молекулы химического элемента или соединения? А. 1027кг Б. 10-27кг В. 1027 г Г. 10-10кг Д. Среди ответов А-Г нет правильного. 2. Масса газообразного водорода в сосуде равна 4г. сколько примерно молекул водорода находится в сосуде? А. 10 -23 Б. 1023 В. 4? 1023 Г. 12? 10 -23 Д. 12 ? 1023 3. Где число молекул больше: в одном моле водорода или одном моле воды? А. Одинаковое Б. В одном моле водорода В. В одном моле воды Г. Данных для ответа недостаточно 4. Единицей какой физической величины является моль? А. Единицей массы Б. Единицей количества вещества В. Единицей количества энергии Г. Единицей количества молекул Д. Единицей количества любых частиц вещества. |
5 минут Выполненное задание сдайте на проверку учителю. |
|
УЭ 3 |
Цель: научиться рассчитывать параметры молекул и их количества. Задание: Рассмотрите примеры решения задач 1. Определите молярную массу воды. 2 .Какой объём занимают 100моль ртути? |
4 минуты |
Выполните практическую работу: 1. Измерьте массу m алюминиевого (медного) бруска с помощью весов 2. Из таблицы “Периодическая система Д.И.Менделеева” найдите относительную атомную массу алюминия (меди). 3. Зная числовое значение атомной единицы массы , вычислите массу атома алюминия (меди): m0=Mr= 1,6625 10 –27кг·27 4. Вычислите молярную массу алюминия (меди): М=т0NA. 5. Вычислите количество вещества в алюминиевом (медном) бруске: v = . Решите самостоятельно 2 задачи из сборника А.П.Рымкевича На оценку “4”:№№450-457 ; на оценку “5”:№№458-463 |
7 минут Тетрадь с расчетами практической работы, записью решений задач сдайте на проверку учителю. 15 минут |
|
УЭ 4 |
Цели: раскрыть и понять научное и мировоззренческое значение броуновского движения; установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами. Задание: объясните толкование терминов “диффузия”, “броуновское”, “притяжение”, “отталкивание”, “оседлый”. Задание: Познакомьтесь с материалом предлагаемым в учебниках: §§ 60 - 61 по учебнику “Физика 10” Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева; § 14 по учебнику “Физика 10” А.А.Пинского § 21 по учебнику “Физика 11” С.В.Громова |
7 минут |
Ответьте на вопросы: 1 .Что называют броуновским движением? Почему? 2. Где и как можно наблюдать броуновское движение? 3. Что подтверждает броуновское движение? 4. Что является причиной броуновского движения? 5. Почему ваше тело не совершает броуновского движения? 6. Как вы считаете, наблюдалось бы броуновское движение, если бы молекулы прилипали при столкновениях к броуновкой частице? Рассмотрите на модели броуновского движения причину движения броуновской частицы . Выполните практическую работу “броуновское движение (0108)” на компьютере |
5 минут За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл в оценочный лист |
|
Ответьте на вопросы 1. Возможно ли броуновское движение мелких частиц твёрдого вещества в газах, жидкостях и вакууме? А) Возможно только в газах 2. На рисунке показаны положения броуновской частицы в жидкости с интервалом 60 с. Что можно сказать о характере движения частицы при её перемещении за первые 60 с. из точки А в точку Б А) Частица равномерно двигалась из положения
А в положение Б 3. Приведите примеры физического явления, подтверждающего существование промежутков между молекулами. 4. Приведите примеры физического явления, подтверждающего движение молекул. Каков характер движения молекул в твердых, жидких и газообразных телах? |
6 минут Ответы сдайте на проверку учителю. |
|
Выполните практическую работу: Тщательно протрите стеклянные пластинки, сложите их, прижмите для того, чтобы увеличить число точек соприкосновения. Затем верхнюю пластинку приподнимите за выступающий край. ? Что происходит с нижней пластинкой? Почему пластинки “склеились”? Смочите одну из пластинок водой. Переверните пластинку каплями воды вниз. ? Что происходит с каплями воды? ? Почему они повисли? ? Сравните силы притяжения между молекулами воды; между молекулами воды и стекла. Которые из них больше? Совместите пластинки по смоченной стороне. ? В котором из опытов силы молекулярного взаимодействия значительнее? Приведите примеры доказывающие существование сил притяжения и отталкивания. Что является следствием сил притяжения и отталкивания между молекулами? Как возникает взаимодействие молекул? Дополните таблицу: |
||
Выполните задания: 1. Броуновское движение – это… А) Хаотическое движение молекул жидкости Б) Тепловое движение молекул жидкости В) Упорядоченное движение молекул жидкости Г) Упорядоченное движение взвешенных в жидкости частиц 2. Взаимодействие между молекулами носить характер… А) Притяжения Б) Отталкивания В) Притяжения на малых расстояниях, отталкивания - на больших Г) Отталкивания на малых расстояниях, притяжения - на больших 3. Молекулы в газе… А) Движутся равномерно прямолинейно между столкновениями Б) Колеблются вблизи положений равновесия В) Неподвижны Г) Колеблются вблизи положений равновесия, также изменяющих своё положение 4. Чем обусловлено броуновское движение ? А) Столкновением молекул жидкости (или газа)
друг с другом; В) Столкновением молекул жидкости (или газа) с
частицами, взвешенными в ней (нём) 5. Приведите примеры физического явления, подтверждающего существование сил притяжения и отталкивания между молекулами. Чему равен средний радиус сферы молекулярного действия? |
Выводы запишите в тетрадь 7 минут 5 минут Ответы сдайте на проверку учителю |
|
УЭ 5 |
Цель: познакомиться с понятием идеального газа с точки зрения молекулярно–кинетической теории. Задание: объясните толкование терминов “газ”, “идеальный”, “модель”. Опишите модель “идеальный газ” как её представляете Вы. Ответьте на вопросы: ? Как вы понимаете: что такое “газ”? ? Как вы понимаете термин “идеальный”? ? Какой газ может называться идеальным? |
|
Задание: Рассмотрите материал §§ 63 по учебнику “Физика 10” Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского; § 15 по учебнику “Физика 10” под ред. А.А. Пинского; стр. 135-136 по учебнику “Физика 11” С.В.Громова Ответьте на вопросы: 1. Что в молекулярно–кинетической теории называют “идеальным газом”? 2. Каковы свойства “идеального газа”? 3. Совпали ли Ваши представления об идеальном газе излагаемые в учебниках? 4. Используя модель “идеальный газ”, объясните: - почему газы сравнительно легко сжимаются? - почему газы оказывают давление на стенки сосуда любой формы и любого размера? -почему газы занимают весь предоставленный объём? |
За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл в оценочный лист |
|
Выполните задания теста:
А) потенциальной энергией частиц Б) кинетической энергией частиц В) массой частиц Г) потенциальной энергией частиц и их размерами. А) всегда покоятся. Б) совершают колебательные движения около положения равновесия. В) совершают круговые движения около положения равновесия. Г) движутся хаотически под действием молекул жидкости. |
3 минуты Выполненное задание сдайте на проверку учителю. |
|
УЭ 6 |
Цель: на основании молекулярно–кинетической теории установить количественную зависимость давления газа от массы одной молекулы и среднего квадрата скорости её движения. Задание: объясните смысл терминов “уравнение”, “хаотичность”, “импульс”, “квадрат”, “квадрат скорости”, “среднее значение”, “давление”, “концентрация” *Определите какой-то объём газа. Разместите его в системе координат. Изобразите векторы движущихся молекул. * Рассмотрите движение молекул газа в определённом объёме *Спроецируйте векторы движения молекул на координатные оси. *Выпишите положительные проекции скоростей молекул на ось ОХ *Выпишите положительные проекции скоростей молекул на ось ОУ *Выпишите отрицательные проекции скоростей молекул на ось ОХ *Выпишите отрицательные проекции скоростей молекул на ось ОУ *Сравните суммарный результат движения молекул вдоль оси ОХ и вдоль оси ОУ. Сделайте вывод. *Рассмотрите движение одной молекулы, заключенной в кубическом ящике. *Для упрощения предположите, что молекула движется вдоль одной оси координат. *Спроецируйте импульс молекулы на ось, (по направлению оси проекция положительна, против - отрицательна). *Реально молекула движется под различными углами к оси, ударяясь о стенки. *Определите изменение импульса вдоль оси за соударение. *Примените I I закон Ньютона к изменению импульса. *Каково время движения молекулы между двумя соударениями о стенки сосуда? *Рассчитайте среднюю силу, действующую на стенку во время соударения. *Если в ящике в одном направлении движется несколько(N) молекул, чему равна средняя сила? *Среднее значение квадрата модуля скорости вычисляется . *Квадрат модуля любого вектора на оси ОХ; ОУ; ОZ равен: v2=v2X+v2Y+ v2Z *Среднее значение квадратов проекций скоростей:
*Движение молекул вдоль осей ОХ; ОУ; ОZ равноправно, значит: , следовательно: рассчитайте среднее значение силы, действующей на стенку со стороны N молекул. *Рассчитайте давление, оказываемое N молекулами газа. *В полученном выражении выделите объём ящика и концентрацию молекул. *Сверьте полученное равенство с основным уравнением МКТ: (уравнение Клаузиуса), устанавливающее связь между микро- и макро параметрами материи. *Принимая во внимание, получаем: Рассмотрите учебный материал: §§ 64 - 65 по учебнику “Физика 10” Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева; §§ 49; 51? по учебнику “Физика 10” В.А.Касьянова; §§ 13; 15 по учебнику “Физика 10” А.А.Пинского §§ 33 по учебнику “Физика 11” С.В. Громова Просмотрите видеофрагмент “скорости молекул газа” |
15 минут В случае затруднения обратитесь к учебнику. Вывод формулы запишите в тетрадь. 7 минут |
Ответьте на вопросы 1. Сформулируйте и запишите основное уравнение молекулярно-кинетической теории. 2. Почему молекула при соударении со стенкой действует на неё с силой, пропорциональной скорости, а давление пропорционально квадрату скорости? 3. Объясните появление в основном уравнении молекулярно–кинетической теории множителя . 4. Какова связь между средней кинетической энергией молекул, концентрацией газа и его давлением на стенки сосуда? 5. Сформулируйте закон Дальтона. |
5 минут За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл в оценочный лист |
|
Выполните задание 1. При повышении температуры газа в запаянном сосуде его давление увеличивается. Это объясняется тем, что с повышением температуры: А) Увеличиваются размеры молекул газа; Б) Увеличивается энергия движения молекул газа; В) Увеличивается потенциальная энергия молекул газа; Г) Расширяется сосуд (увеличивается его объём) 2.Можно ли говорить о давлении, оказываемом одной молекулой на стенки сосуда? А) нет Б) да В) иногда можно Г) не знаю. 3. Если - средняя кинетическая энергия поступательного движения одной молекулы газа, а n –концентрация молекул, то основное уравнение молекулярно – кинетической теории идеальных газов может быть записано в виде: А) 4. Если в 1дм3 объёма при давлении 105 Па находится 3• 1021 молекул кислорода (молекулярная масса кислорода m =0,032 кг/моль), то средняя квадратичная скорость молекул кислорода при этих условиях равна: А) 650 м/с ; Б) 1220 м/с; В)1370 м/с ; Г)1560 м/с ; Д) 1800 м/с. |
5 минут
Выполненное задание сдайте на проверку учителю.
|
|
УЭ 7 |
Цель: вырабатывать навыки решения задач по теме “основное уравнение молекулярно- кинетической теории газов”. Задание: Рассмотрите примеры решения задач: 1. Найти концентрацию молекул кислорода, если давление его 0,2 МПа, а средняя квадратическая скорость молекул равна 700м/с. Задание: Решите самостоятельно 2 задачи из сборника А.П.Рымкевича: №№465-469 ; 471 -473 |
15-20 минут Тетрадь с записью решений задач сдайте на проверку учителю. |
Обеспечение
1. Учебники на выбор учащегося:
“Физика 10” Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев;
“Физика 10” В.А.Касьянова;
“Физика 10” под ред. А.А.Пинский;
“Физика 11” С.В.Громов;
“Физика” справочные материалы О.Ф.Кабардин
2. Толковый словарь русского языка; словарь иностранных слов.
3. “Сборник задач” Рымкевич А.П.
4. Алюминиевый(медный брусок).
5. Весы.
6. Таблица Менделеева Д.И.
7. Модель броуновского движения.
8. Компьютерная программа “Броуновское движение”.
9. Видеофрагменты “Становление МКТ”; “Вещество и его строение”; “Скорости молекул газа”.
10. Стеклянные пластинки.
11. Рабочая тетрадь, листы чистой бумаги, ручка, карандаш, линейка.
12. Оценочный лист.
13. Зачетный лист.
Оценочный лист учащегося
фамилия, имя название модуля класс
Вид работы |
вопросы |
таблица |
конспект |
задачи |
Практическая работа |
итог |
|||||
УЭ |
Кол-во правильных ответов | Оценка |
Наличие |
Оценка |
Наличие |
Оценка |
Кол-во решенных |
Оценка |
Ход работы |
Оценка |
Оценка |
1 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
3 |
|||||||||||
4 |
|||||||||||
5 |
|||||||||||
6 |
|||||||||||
7 |
Зачетный лист учащегося
автор учебника, § класс
Дата урока |
Дата урока |
Дата урока |
Дата урока |
Дата урока |
Дата урока |
|
Фамилия. имя. |
Самооценка /оценка учителя |
Со/о.у. |
Со/о.у. |
Со/о.у. |
Со/о.у. |
Со/о.у. |
Литература
1. Богатин А.С., Пособие для подготовки к централизованному тестированию по физике, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002 г.
2. Буров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин В.С., Фронтальные лабораторные занятия по физике 7-11, М., “Просвещение”,1996 г.
3. Громов С.В., Физика 11, М., “Просвещение”, 2001 г.
4. Дик Ю. И., Кабардин О.Ф, Орлов В.А., ПинскийА.А., Физика 10; М., “Просвещение”; 2002 г.
5. Кабардин О.Ф., Физика. Справочные материалы, М., “Просвещение, 1985 г.
6. Кабардин О.Ф, Орлов В.А., Кабардина С.И., Тесты по физике, М., “Вербум”, 2001 г.
7. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Тесты. Физика 10-11, М., “Дрофа”, 1997 г.
8. Касьянов В.А., Физика 10, М., “Дрофа”, 2002 г.
9. Лаборатория аттестационных технологий МИПКРО, Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика 10, М., “Интеллект-Центр”, 2002г.
10. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Физика 10, М., “Просвещение”, 1998 г.
11. Минестерство образования российской Федерации, Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия, М., “Дрофа”, 2002 г.
12. Рымкевич А.П., Физика. Задачник, М., “Дрофа”, 2000 г.
13. Центр тестирования Министерства образования Российской Федерации, Тесты. Физика. 11 класс, М., “Век книги”, 2001 г.