Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Виды обстоятельств" (система РО Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • на основе наблюдений и знаний учащихся ознакомить с видами обстоятельств;
  • через тест проверить знания учащихся о наречии;
  • расширять кругозор, совершенствовать навыки в работе со словарями и справочниками;
  • воспитывать самостоятельность, внимание.

Оборудование: тест по теме “Наречие”, карточки с текстом, опорные карточки, словари, справочники, учебник А.В.Поляковой II часть.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний о наречии через тест.
  3. 1.Подчеркнуть наречие.

    Мороз, морозец, морозно, морозный, морозит.

    2. Подчеркнуть наречие, образованное от имени прилагательного.

    Внизу, вечером, жгуче, кругом.

    3. Дописать в наречиях суффиксы а или о.

    Слев., влев., издалек., досух..

    4. Подчеркните предложение с однородными обстоятельствами.

    Летом солнце ярко светит и греет. Неохотно и несмело солнце светит на поля.

    5. Подчеркнуть наречие с суффиксами о.

    Досух., добротн., добел., докрасн. .

    6. Отметить х предложение, в котором слово утром является обстоятельством.

    Корабль выйдет из гавани утром. Поэт А.С.Пушкин восхищался зимним утром.

    7. Подчеркнуть наречия с суффиксом е.

    Неуклюж., хорош., певуч., свеж..

  4. Каллиграфическая минутка со словарной работой.
  5. швшуш Шшми

    шествовать шефствовать

    а) сопоставление написания и лексического значения слов;

    б) распознавание на слух по значению слова в тексте

    “И шествуя важно,

    в спокойствии чинном…” (Н.Некрасов)

    в) подбор синонимов к слову шествовать

    г) работа с фразеологизмами:

    Сломя голову. Во весь дух. Во всю прыть. Ползти черепахой.

    д) введение нового фразеологизма

    “Семимильными шагами”

    е) работа со словарями и справочниками

    img1.jpg (23129 bytes)

    ж) составление и запись предложения со словом шефствовать или однокоренным словом.

    Ребята часто оказывают шефскую помощь ветерану.

    з) синтаксический разбор предложения.

    и) повторение изученного правила об обстоятельстве по учебнику с.17

  6. Тема урока.
  1. работа по опорным карточкам
  2. - сгруппировать вопросы по признакам.

    Где? Куда? Откуда? – место действия.

    Когда? – время действия.

    Как? – образ (способ) действия.

  3. формулировка детьми темы урока.
  4. работа по тексту на карточках.
  5. Некоторые птицы зимой зарываются в снег. Рябчику под снегом тепло ночевать, а серая куропатка не любит зарываться и улетает вечером ночевать в деревню. Переночует куропатка ночь и утром летит кормиться на старое место. Ястреб замечает её перелёты. Только она вылететь собирается, а ястреб уже дожидается её. Тетерев, увидев ястреба, быстро бросается вниз и зарывается под берёзами.

    а) самостоятельное чтение текста.

    б) найти обстоятельства и сгруппировать их по видам.

    под снегом
    зимой
    тепло
    в деревне
    утром
    только
    вниз
    вечером
    быстро
    под берёзами

    в) проверка задания с обсуждением.

    г) обобщение знаний по теме урока.

  6. закрепление темы урока в проверке домашнего задания (распространить предложения).
  7. Солнце встаёт. Ветер качает. Аромат разносится. Путешествие закончилось.

  8. списать сложное предложение из текста карточки, подчеркнуть грамматическую основу;
  9. обобщение по заданию.
  1. Итог урока: что нового узнали на уроке?
  2. Домашнее задание: составить по два предложения с разными видами обстоятельств.