Цели:
- на основе наблюдений и знаний учащихся ознакомить с видами обстоятельств;
- через тест проверить знания учащихся о наречии;
- расширять кругозор, совершенствовать навыки в работе со словарями и справочниками;
- воспитывать самостоятельность, внимание.
Оборудование: тест по теме “Наречие”, карточки с текстом, опорные карточки, словари, справочники, учебник А.В.Поляковой II часть.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний о наречии через тест.
- Каллиграфическая минутка со словарной работой.
- Тема урока.
1.Подчеркнуть наречие.
Мороз, морозец, морозно, морозный, морозит.
2. Подчеркнуть наречие, образованное от имени прилагательного.
Внизу, вечером, жгуче, кругом.
3. Дописать в наречиях суффиксы а или о.
Слев., влев., издалек., досух..
4. Подчеркните предложение с однородными обстоятельствами.
Летом солнце ярко светит и греет. Неохотно и несмело солнце светит на поля.
5. Подчеркнуть наречие с суффиксами о.
Досух., добротн., добел., докрасн. .
6. Отметить х предложение, в котором слово утром является обстоятельством.
Корабль выйдет из гавани утром. Поэт А.С.Пушкин восхищался зимним утром.
7. Подчеркнуть наречия с суффиксом е.
Неуклюж., хорош., певуч., свеж..
швшуш Шшми
шествовать шефствовать
а) сопоставление написания и лексического значения слов;
б) распознавание на слух по значению слова в тексте
“И шествуя важно,
в спокойствии чинном…” (Н.Некрасов)
в) подбор синонимов к слову шествовать
г) работа с фразеологизмами:
Сломя голову. Во весь дух. Во всю прыть. Ползти черепахой.
д) введение нового фразеологизма
“Семимильными шагами”
е) работа со словарями и справочниками
ж) составление и запись предложения со словом шефствовать или однокоренным словом.
Ребята часто оказывают шефскую помощь ветерану.
з) синтаксический разбор предложения.
и) повторение изученного правила об обстоятельстве по учебнику с.17
- работа по опорным карточкам
- формулировка детьми темы урока.
- работа по тексту на карточках.
- закрепление темы урока в проверке домашнего задания (распространить предложения).
- списать сложное предложение из текста карточки, подчеркнуть грамматическую основу;
- обобщение по заданию.
- сгруппировать вопросы по признакам.
Где? Куда? Откуда? – место действия.
Когда? – время действия.
Как? – образ (способ) действия.
Некоторые птицы зимой зарываются в снег. Рябчику под снегом тепло ночевать, а серая куропатка не любит зарываться и улетает вечером ночевать в деревню. Переночует куропатка ночь и утром летит кормиться на старое место. Ястреб замечает её перелёты. Только она вылететь собирается, а ястреб уже дожидается её. Тетерев, увидев ястреба, быстро бросается вниз и зарывается под берёзами.
а) самостоятельное чтение текста.
б) найти обстоятельства и сгруппировать их по видам.
под снегом
зимой
тепло
в деревне
утром
только
вниз
вечером
быстро
под берёзами
в) проверка задания с обсуждением.
г) обобщение знаний по теме урока.
Солнце встаёт. Ветер качает. Аромат разносится. Путешествие закончилось.
- Итог урока : что нового узнали на уроке?
- Домашнее задание : составить по два предложения с разными видами обстоятельств.