Цели учения:
1) ориентировка в краеведческих понятиях, 2) проявление познавательного интереса к истории, традициям, обычаям народа коми, 3) осмысление общечеловеческих ценностей.Цели и задачи обучения:
- приобщение к национальной культуре народа коми
- осознание основных черт представителей древних коми
- развитие творческого потенциала учащихся
- ознакомить учащихся с древним промысловым
календарем коми
- расширить знания учащихся об охоте как об одном
из основных видов деятельности коми народа
- выявить на основе изучения охоты основные черты представителей древних коми
Социальный заказ:
- реализация идеи поликультурного образования
- воспитание уважения к особенностям культуры своего этноса
- развитие творческих способностей учащихся
- раскрытие взаимосвязи между образом жизни коми народа и основными видами деятельности
Технология организации и проведения учебного занятия:
- Подготовительный этап . Алгоритм: сообщение учащимся основных видов деятельности на предстоящем занятии; объяснение специфики домашнего задания.
- Учебное занятие . Алгоритм: определение темы, изучение понятий, словарная работа, сообщение учащихся и т.д.
- Методология урока
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративные (беседа, демонстрация изображений основных предметов охоты, схемы охотничьего угодья);
- логические (выделение существенного в изучаемом материале, систематизация и обобщение знаний);
- репродуктивные;
2) методы стимулирования и мотивации учения:
- создание ситуации познавательной новизны;
- предъявление требований;
- поощрение;
3) методы контроля и самоконтроля в обучении:
- обучающий контроль;
- устная проверка знаний терминов.
Описание компонентов учебного занятия:
1. Условия достижения результатов:
- осмысление естественной всеобщей связи природы и человека как основы мировоззрения предков;
- обращение к знаниям по истории и культуре народа коми;
- заинтересованность в изучении особенностей жизни древних коми.
2. Последствия реализации целей занятия:
- устойчивый интерес к изучению особенностей национальной культуры коми.
3. Основные принципы проведения учебного занятия:
- наглядность (плакаты, рисунки, натуральные объекты и предметы);
- доступность (доступное изложение теоретических сведений об особенностях древнего промыслового календаря коми, об особенностях охоты древних коми);
- построение урока на основе включения национально-регионального компонента.
4. Решение поставленных задач обеспечивается:
- вопросно-ответной системой актуализации и закрепления знаний учащихся;
- использованием изображений, иллюстрирующих особенности охоты древних коми.
План учебного занятия:
- Организационный этап (1 мин.)
- Сообщение темы и цели урока, изложение темы (35 мин.)
- Итоги урока: обобщение и закрепление изученного материала (4 мин.)
Оборудование, оснащение занятия:
- древний промысловый календарь коми
- схема охотничьего угодья
- рисунки с изображением охотничьей одежды, тшамъи, вoр керка, лямпы, силков, ловушек
- карточки с новыми словами
- кроссворд
- Организационная часть. Определение готовности к уроку.
- Определение темы урока, изложение материала .
- Обобщение и закрепление изученного материала .
Ход урока
Учитель обращает внимание на предметы, расположенные в классе, на изображения предметов.
Вопрос к учащимся: Чему посвятим наш урок? (охоте) А почему мы наш урок посвятим охоте? (охота была основным занятием наших предков – древних коми. Лес кормил, обувал, одевал).
Педагог отмечает, что древние коми-охотники ориентировались на свой промысловый календарь.
Вопрос к учащимся: О чем вам говорит дата 21-е марта? (21 марта – день весеннего равноденствия: продолжительность дня и ночи одинаковы).
Педагог: Сейчас мы Новый год отмечаем 1-го января. А раньше, несколько сот лет назад, новый год начинался после весеннего равноденствия – 22 марта. Посмотрите на этот календарь (продемонстрировать древний промысловый календарь коми).
Сравните его с современным календарем.
Вопрос к учащимся: Чем они похожи? (Год поделен на определенные периоды) Чем они отличаются? (Мы год делим на 12 месяцев, а здесь, на древнем промысловом календаре год поделен на 9 разных частей, которые обозначены фигурками различных животных).
Педагог: Год по древнему промысловому календарю коми поделен на весенне-летний и осенне-зимний периоды. Весенне-летний период начинался со знака медведя, с 23 марта. Осенне-зимний период – с 10-го августа. На этот период выпадал день осеннего равноденствия – 23 сентября. Промысловый сезон у коми длился с конца августа по март месяц и подразделялся на два периода
- осенний (арся вoралoм), когда охота велась в одиночку в ближних угодьях,
- зимне-весенний (тoвся вoралoм), когда охота велась артелью, группой в дальних угодьях за 200-250км от дома.
Сегодня я вам предлагаю отправиться в ближнее охотничье угодье, в ту часть леса, где ведется охота. Угодье – это место постоянного промысла. На охоту мы пойдем с одним из героев легенд, от которого не могли скрыться ни птица, ни зверь.
Вопрос к учащимся: Вспомните, как его называют? (Йиркап) Что вы знаете о Йиркапе? (имел волшебную необычную лыжу).
Педагог: С этим легендарным охотником мы с вами отправимся на охоту. Прежде чем отправиться на охоту, нужно одеться в специальную охотничью одежду – вoралан паськoм. Одежда должна быть удобной и рассчитана на любые природные условия. Найдите карточку с изображением охотничьей одежды.
А) Лузан
Основной деталью являлась промысловая накидка с отверстием для головы. Кто хочет надеть ее? Чтобы не промокнуть, суконный лузан обшивался на плечах, груди и спине кожей, пришивалась петля для топора. Сзади и спереди пришивались карманы для хранения добытой дичи, а также необходимых охотнику принадлежностей. Что ты положишь в карманы? Есть пословица: белка сама в лузан не полезет. Как вы понимаете эту пословицу?
Б) Тасма.
Охотники подпоясывались кожаным ремнем, на котором в специальном кожаном чехле висел нож.
В) Зырянка или кысян.
На голову надевали суконную шапку-зырянку или кысян – меховую зимнюю шапку.
Г) Бакилo или лызь кoм, ишим.
На ноги осенью надевали кожаные сапоги с длинным голенищем – бакилo, а зимой – лызь кoм (особые лыжные ботинки, которые шились из одного куска тонкой кожи в виде грубых башмаков с загнутыми носками). Кожаную обувь носили с длинными шерстяными или меховыми чулками. Зимой еще надевали ишим – валенки с мягким суконным голенищем. Как вы думаете, почему голенище должно быть мягким? (Чтобы не натерли ноги)
Д) Пон кепысь.
На руки надевались пон кепысь – меховые рукавицы, которые легко сбрасывались, были удобными.
Е) Лызь.
Все встали, надели лыжи. Что интересного в этих лыжах? (Обиты камусом – шкурой с ног оленя или заячьей шкурой, чтобы не скользили назад).
Охотничью одежду принято было держать в сарае, ее никогда не заносили в дом, чтобы не было жилого запаха.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Педагог: Отправимся на охоту рано утром, чтобы никто не видел, не сглазил. Охотились коми в своих родовых угодьях, которые находились на значительном расстоянии от деревни. Угодье, место постоянного промысла, передавалось по наследству от отца к сыну. Вот схема охотничьего угодья охотника Пастухова.
Прочитайте, что написано на схеме (Дети читают).
Пойдем с Йиркапом на охоту и познакомимся с охотничьим угодьем.
1-й день. Дошли до первой охотничьей избы – вoралан керкаoдз. Покажите, как надо себя вести. Поклонились избе, спросили разрешения переночевать, сняли мешок, затопили печь. Печь топилась по-черному. Дым выходил в дверь и небольшое отверстие в стене. На этой печи варили. В этом домике сушились и ночевали. Положили на пенек хлеб, табак для хозяина, чтобы охота в этом году была удачной.
2-й день. Идем по охотничьей тропке, по путикам. Путики расходятся по обеим сторонам от охотничьей избы в виде петель. Тропки аккуратно отмечаем затесами на деревьях. Каждый охотник ставил свой пас. Несколько таких пасов дошли до нас.
Вопросы к учащимся: Как вы думаете, где их теперь используют? (в вышивке, в украшении одежды) Почему свои угодья отмечали пасами? (Чтобы чужие не ставили самоловные орудия для ловли птиц, зверей. Можно было подстреливать дичь, ягоды собирать в лесу, но не ставить самоловные орудия) Что это за орудия?
Изготавливались эти орудия на месте. С собой охотник приносил “сам” (приманку). Это гроздья ягод, тухлое мясо (дука яй) для куниц или доску для налька (ловушки). Идем, ребята, аккуратно делаем затесы, если они не видны, расставляем силки для птиц, ловушки. К вечеру приходим в лесную избу на отдых.
3-й день. Расставляем силки и ловушки по второму путику.
4-й день. Идем по охотничьей тропке до второй лесной избушки. Здесь рядом с избушкой построена кладовая – тшамъя.
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, для чего строили тшамъю? (для хранения мехов, мяса). Чем тшамъя отличается от лесной избушки? (не отапливается, стоит на высоких столбах с затесами, чтобы весной не затапливало и чтобы не смогли залезть мыши).
5-й и 6-й день расставляем силки по путикам.
7-й день – возвращаемся в первую избушку.
8-й и 9-й день – проверяем силки.
На 10-й день возвращаемся домой. Через три дня идем обратно осматривать силки-ловушки.
Вопрос к учащимся: Как вы думаете, легко было заниматься охотой? Какими должны были быть коми-охотники? (честными, не воровать друг у друга, аккуратными, добрыми, просили прощения у убитых зверей; трудолюбивыми, терпеливыми).
Учитель предлагает решить кроссворд.
- охотник, обладатель чудесных лыж (Йиркап);
- промысловая накидка охотника (лузан);
- тропки, уходящие от “вoр керка” (путики)
- охотничий амбар или кладовая, стоящая рядом с “вoр керка” (тшамъя);
- изображением какого зверя заканчивалась охота по древнему промысловому календарю коми (медведя);
- место постоянного промысла (угодье);
- родовой знак (пас).