Работа над словарными словами с опорой на эмоционально-образную память

Разделы: Начальная школа


Все, кто работает в начальных классах, сталкивались с проблемой запоминания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. При ежедневной работе с этими словами в словарных диктантах дети часто делают ошибки. А в сочинениях, изложениях и диктантах количество ошибок возрастает.

Я применяла разнообразные дидактические приемы: интересные рисунки; грамматические сказки; составление рассказов или сказок с группой словарных слов; индивидуальные перфокарты; тексты, насыщенные словарными словами. Но хотелось найти такие приемы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами.

Память ребенка 6-10 лет яркая, образная. Буква в слове - это символ, который ничего для него не значит, поэтому и никак не запоминается. С процессом памяти взаимодействуют эмоции, формируя так называемый «аффективный след» или эмоциональную память. Одновременно с этим предмет возникшего эмоционального переживания спонтанно овладевает вниманием человека, и становится тем самым предметом наиболее четкого восприятия и осознания, предметом внимания. Под влиянием эмоций у детей формируются воля, потребности, мотивы, деятельность; развиваются личность и познавательные процессы. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения и усвоения, и развитие мышления, и всей интеллектуальной деятельности у детей.

Человеческий мозг имеет два полушария: одно из них связано с логическим началом, а другое – с образным, художественным. И от того, какое из них доминирует, зависят оптимальные условия для познавательной и учебной деятельности. Большинство школьных учебников опираются на логическое мышление при минимуме эмоций. Учебно-методический комплект О.Л.Соболевой «Русский язык» практически реализует двуполушарный подход к обучению русскому языку. В этот комплект входит «Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы. Неправильные правила» В.В.Агафонова. В словаре 109 слов. Он основан на ассоциативном алгоритме запоминания.

Слова с непроверяемыми безударными гласными Агафонов называет «упрямыми», так как они не подчиняются правилам. Упрямое слово нужно связать с другим словом «волшебными ниточками» ассоциаций – обыграть ассоциативную связь в стихотворении, сказке, шараде. У упрямого слова появится сигнал, который поможет выделить и прочно запомнить нужную букву в слове. Чем связь между словами в ассоциативной паре неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифма или ритм, или рисунок. Например, слово АВТОБУС мы запоминали так:

Ребятишки ждут автобус,
В школу им давно пора.
Ав-ав-ав- собачка лает
И автобус провожает.

А ещё можно насытить текст «упрямой» буквой, например:

Е-Е-Е - кричит нам ветер
Букву Е я не заметил!

Или «оживить» букву и сделать героем сюжета.

Два гнома Кон и Фету
Играли на КОНФЕТУ.
Вы спросите: «Кто съел её?»
Она досталась букве О !

У всех этих приемов одна основа - опора на эмоционально-образную память ребенка и его способность к ассоциированию.

Учить эти «неправильные правила» совсем не нужно, они запоминаются сами. А если забыли, напомнить сюжет или образ, и ошибки не будет.

Одновременно я использовала приемы нейро-лингвистического программирования. Движение глаз людей связано с тем, как именно проходит мыслительный процесс.

Процесс орфографии строится в той части головного мозга, который оживляет образы, запомнившиеся человеку. Чтобы облегчить доступ к образам, сохранившимся в памяти, нужно посмотреть вверх и влево, так как движение глаз людей связано с тем, как именно происходит мыслительный процесс. Когда человек, не делающий ошибок, имеет перед собой знакомый образ слова, он испытывает чувство осведомленности. Мы с ребятами установили «невидимый волшебный экран» в верхнем левом углу кабинета и каждый урок поглядываем туда – вспоминаем нужный материал, чтобы движение глаз стало автоматическим.

Теперь изучение упрямых слов на уроке происходит в таком порядке:

  • Дети читают на доске упрямое слово и объясняют лексическое значение слова.
  • Все вместе ищут «ловушки» - орфограммы.
  • Размышляют, как запомнить «опасную» букву, какими «волшебными ниточками» привязать наше слово к другим слова, какие буквы чаще всего должны повторяться.
  • Записывают слово в тетрадь, выделяя орфограмму.
  • Вспоминают образ слова, заглядывая в «волшебный экран» вверху слева.
  • Затем быстро и весело повторяем образы других упрямых слов.

Несмотря на кажущийся однообразным алгоритм работы со словарными словами, дети любят эти минуты на уроке, сочиняют истории дома с родителями, а на словарных диктантах ошибки очень редки. Если кто-нибудь забыл написание слова и поднимает руку, то ему с удовольствием подскажут.

-Как писать КАПУСТА?

-Так дождик КАПает!

-Как писать СОБАКА?

-Вспомни про БАКУ!

-А я забыл, как писать МОЛОКО!

-Бублики по речке!

Эта работа настолько увлекла и меня, и ребят, что мы начали составлять свой словарь, куда включаем те слова, которых нет в словаре В.В.Агафонова. Некоторые из этих историй я хотела бы предложить вашему вниманию.

Магазин

-Ага! Вот это магазин!-
Вскричал волшебник – маг Азин.

Кастрюля

Чудесные астры в кастрюле
Растит первоклассница Юля.

Автобус

Посмотрите, у дороги
Знак с большущей буквой А.
Ребятишки ждут автобус
В школу им давно пора.
Ав-ав-ав- собачка лает
И автобус провожает.

Котлета

Кот котлету уволок,
Закрыли вора под замок.

Погода

Вышел гном Погода в поле,
Осмотрелся он на воле.
-Будет дождь- заметил гном,
-Буквы падают дождем.
В слове ПОГОДА пиши букву О,
Чтоб стояло солнце в небе высоко.

Человек

Нарисую человека-
Лоб-чело и ниже - веки.

Страница

Страница странная какая-то,
Смотри, ребятам улыбается!

Колесо

К Оле Соня прибежала:
-Колесо я потеряла!
Оле, Соне помоги,
Колесо скорей найди!

Спасибо

В древности люди
Немало ходили.
-Спаси тебя, боже,-
Друг другу дарили.
Немало лет с тех пор промчалось,
-Спасибо!- от фразы волшебной осталось.