Цели урока:
Закрепить знание состава чисел 12, 13.
Оборудование урока:
- рисунки героев мультфильма
- образцы написания цифр
- набор геометрических фигур
- карточки со словами
- набор сюжетных картинок
I. Организационный момент
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над составом чисел 12, 13. Будем учиться составлять математические рассказы.
II. Минутка чистописания
- К нам на урок пришли герои мультфильма: попугай, удав, мартышка и слонёнок.
- Как называется этот мультфильм?
- Они писали числа 0, 12, 3, 13. Попугай не писал натуральные числа. Удав не писал двузначные числа. Число, которое писала Мартышка, больше числа, которое писал Слонёнок. Кто какое число писал?
- Какие цифры использовали наши друзья для записи этих чисел? (0, 1, 2, 3)
- Запишите эти цифры. (Учитель показывает образец написания этих цифр)
- Какие двухзначные числа кроме 12 и 13 можно записать, используя эти цифры?
- Запишите.
- Подчеркните самое большое число в этом ряду.
Запись в тетради: 10 11 20 22 23 30 32 33
III. Повторение состава чисел 12, 13
- Мартышка собрала бананы и решила поделиться со слоненком. Поможем мартышке разложить бананы по корзинкам.
Дети выходят к доске, читают выражение, называют его значение и прикрепляют карточку к нужной корзинке. (Полученные равенства записываются в тетрадь)
- Из каких слагаемых состоит число 12? 13?
IV. Самостоятельная работа
- Найдите значение разности, используя наши равенства.
12 – 6 = 13 – 6 =
13 – 7 = 12 – 8 =
12 – 9 = 12 – 5 =
Проверка: дети показывают ответ на “математических веерах”.
- Подчеркните выражения, значение которых вы нашли при помощи одного и того же равенства.
12 – 6 =6 13 – 6 =7
13 – 7 =6 12 – 8 =4
12 – 9 =3 12 – 5 =7
V. Геометрический материал
- Попугай начертил вот такие геометрические фигуры.
- Как их назвать одним словом? (многоугольники)
- Слоненок утверждает, что здесь есть лишняя фигура.
- А вы как думаете? (Дети высказывают свои предположения и находят лишнюю фигуру-треугольник. Учитель убирает эту геометрическую фигуру)
- А сейчас поставьте эти понятия в порядке от общего к частному.
(На доске карточки со словами: прямоугольник, квадрат, многоугольник, четырёхугольник)
Работа проводится коллективно с объяснением (многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат).
VI. Развитие наблюдательности.
Составление математических рассказов
- А удав для вас приготовил загадку
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа
Хвост короче уха. (заяц)
- Молодцы! Перед вами рисунки с зайчатами.
- Какой рисунок из нижнего ряда нужно поставить первым? Объясните.
- Составьте математический рассказ к трём верхним рисункам.
(На полянке резвились 8 зайчат. Два зайчика решили убежать.)
- Какой вопрос можно задать? (Сколько зайчиков осталось?)
- Составьте из разрезных цифр на наборном полотне равенство, подходящее к этому рассказу. Покажите.
Дети показывают равенство: 8 – 2 = 6
- Почему выбрали действие вычитание?
- Молодцы!
VII. Итог урока.
- Герои мультфильма довольны вашей работой. А что вы можете сказать о своей работе?
- Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?
- Наш урок подошёл к концу. Друзья прощаются с нами и говорят нам:
(Переворачиваю картинки героев мультфильма. С обратной стороны каждого героя карточка со словом. Читаем: Математике учиться – всегда пригодится)