Оформление: стенгазеты с фотографиями и заметками о лучших эпизодах из жизни класса за четыре года, детские рисунки, поделки, шары, цветы, плакаты.
Под музыкальную запись “Прощального вальса” в класс входят ребята, в руках воздушные шары, возможно любимые игрушки( куклы, мягкие игрушки).
Ученик 1:
Давно ли в погожий осенний денёк
Мы в школу, ребята, пришли?
Давно ли мы с вами на первый урок
Букеты цветов принесли?
Ученик 2:
Последний звонок!
Последний урок!
Как быстро года пролетели.
Ведь, кажется, только вчера…
Вчера лишь за парту мы сели.
Ученики исполняют отрывок из песни:
В первый погожий сентябрьский денёк
Робко входил ты под школьные своды,
Первый учебник и первый звонок –
Так начинаются школьные годы.
Школьные годы чудесные.
С книгою, с дружбою, с песнею.
Как они быстро летят.
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет! Не забудет никто никогда школьные годы.
Учитель: Дорогие ребята! Дорогие родители! Мы все немного волнуемся, ведь сегодня у нас необычный день - это последний урок в этом классе, это прощание с начальной школой!
Четыре года мы все вместе каждый день узнавали что – то новое, учились читать , писать, считать. Давайте же сегодня все вместе отправимся в путь и вспомним некоторые события школьной жизни, вспомним, как всё начиналось.
Здесь все так ново, интересно.
Все непонятно, неизвестно.
И вы тихонько, чуть дыша,
Идёте в первый класс.
Ученик 3:
Я из школы сегодня пришел,
Тихо сел.
На крючок я повесил портфель
И поел.
Нету сил у меня поиграть,
Погулять и порисовать.
Надо тетрадки достать
Неужели все так учились?
Столько букв написали, крючков?
Может, мне это только приснилось?
Я тогда проснуться годов!
Неужели, в самом деле
Я считать и писать могу?
Учитель: Действительно, первые шаги в школе очень трудные. С каким трудом, но как старательно ребята выводили первые палочки, крючки, буквы. И сегодня, чтобы вы могли лучше об этом вспомнить, я вручаю вам ваши первые прописи и тетради.
(Учитель раздает детям их первые прописи и тетради, которые эти годы хранились в классе)
Учитель: Прошли первые дни встречи со школой, и мы узнали, что учиться не всегда просто.
Ученик 4:
Нагружать все больше нас
Стали почему-то,
Нынче в школе 1-ый класс
Вроде института.
Нам учитель задаёт с иксами задачи,
Кандидат наук, и тот
Над задачей плачет.
То ли ещё будет, то ли ещё будет, то ли ещё будет
ой-ой-ой.
А у нас стряслась беда:
Сочиненье скоро.
Лев Толстой в мои года
Не писал такого,
Я ложусь в 12 спать,
Силы нет раздеться,
Вот бы сразу взрослым стать –
Отдохнуть от детства.
То ли ещё будет, то ли ещё будет, то ли ещё будет
ой-ой-ой.
Учитель:
Каждый день на разных уроках ребята получали новые знания. Давайте сегодня вспомним, чему вы научились.
УРОК ЧТЕНИЯ
В каждом доме, в каждой хате,
В городах и на селе
Любознательный читатель
Держит книгу на столе.
Открываешь книгу ты,
Шелестят её листы.
На листах – за рядом ряд –
Буквы чёрные стоят.
Книга всё тебе расскажет,
С ней беседа не наскучит.
Край родной она покажет
И любить тебя научит.
Учитель: А теперь внимание: литературные загадки.
Знаете ли вы сказки.
1. Где баба взяла муку, чтобы испечь Колобок?
2. Сколько лет старик и старуха жили у синего моря?
3. Как звали пантеру друга Маугли?
4. Вспомните имена трёх поросят.
5. Что больше всего любил Карлсон?
6. Как звали пуделя в сказке “ Приключения Буратино”.
7. Из чего фея сделала карету для Золушки?
8. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)
9. Кто улетел вместе с Незнайкой на ракете на луну? (Пончик)
10. Сколько лет пролежал Илья Муромец на печи?
11. Что такое красный цветок из сказки “Маугли”?
12. Какие чудеса были за морем в “Сказке о царе Салтане”?
13. Как погиб царь в “Коньке – Горбунке”? (Сварился)
14. Какое заклинание говорил Маугли? (Мы с тобой одной крови: ты и я)
15. Что топтала кобылица в сказке “Конёк-Горбунок”? (Пшеницу)
16. Как звали волшебника Изумрудного города? (Гудвин)
17. Имя кота спутника лисы Алисы? (Базилио)
18. Как звали медведя из сказки “Маугли”?
За каждый правильный ответ вручаем ученикам жетоны, затем подсчитываем и лучшему вручаем в подарок книгу.
Учитель: Следующий урок: грамматика или русский язык.
Ученик 5:
Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я,
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё.
Ученик 6:
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить.
Учитель:
Повторим правила:
В сочетаниях жи – ши…
Все: Всегда пишем букву и.
В сочетаниях ча – ща …
Все: Всегда пишем букву а.
В сочетаниях чу – щу…
Все: Всегда пишем букву у.
Ученик 7:
Козочка, горочка, тридцать три пригорочка!
Ой, ЧК, ЧК, ЧК!
Знаем мы наверняка…
Все: Как писать чн, чк.
Ученик 8:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно поставь под ударение.
Ученик 9:
Если слышишь парный звук, будь внимательным,
мой друг.
Звук согласный проверяй, рядом гласный
подставляй!
Ученик 10:
Иногда согласные играют с нами в прятки.
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.
Ученик 11:
Чтобы знать, как писать, надо слово изменять,
и за звуком непонятным быстро гласную искать.
Учитель: А теперь вас ждут грамматические задачи.
1. Для начала прочитайте зашифрованные имена мальчиков и девочек. (Ребусы)
2. Конкурс “Переставь буквы”. В данных словах переставить буквы, чтобы получилось другое слово. (Слова напечатаны на карточках)
Ложа – (жало)
Пион – (пони)
Петлица – (теплица)
Кулон – (клоун)
Коршун – (шнурок)
Укор – (урок)
Мазок – (замок)
Образ – (забор)
3. Письмо от бабушки Загадушки. Подберите антонимы. Что это такое? (Слова противоположные по смыслу).
Я – антоним к слову “лето”.
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я… (зима)
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям… (друг)
Я антоним к слову “смех”.
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастия и боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это… (плач)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок…(высоко)
Учитель:
Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам.
1. Свет, тьма
(Ученье свет, а неученье тьма)
2. Труд, лень
(Труд кормит, а лень портит).
3. Погибай, выручай
(Сам погибай, а товарища выручай.)
4. Встречают, провожают
(По одежке встречают, по уму провожают.)
5. Отмерь, отрежь
(Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
За каждый правильный ответ вручаем ученикам жетоны, затем подсчитываем и лучшему вручаем в подарок книгу.
Учитель: А теперь математика.
Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,
Надо прежде всего математику знать.
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась ма-те-ма-ти-ка.
Учитель: Сейчас мы и проверим, как вы знаете математику.
Расположить карточки так, чтобы произведения возрастали. (Успех)
7 х 6 |
8 х 3 |
8 х 6 |
8 х 7 |
9 х 6 |
С |
У |
П |
Х |
Е |
Расположить карточки так, чтобы произведения убывали. (Удача)
7 х 8 |
7 х 4 |
9 х 6 |
6 х 6 |
9 х 8 |
Ч |
У |
А |
Д |
А |
Соревнования счётчиков.
Решив пример, записать не ответ, а букву, соответствующую этому числу.
13 – 7 = 6
12 – 3 = 9
80 : 8 = 10
36 : 3 = 12
36 : 12 = 3
2 + 6 = 8
3 + 4 = 7
6 9 10 12 3 8 7
м о л о д ц ы
ЗАДАЧИ
- По небу летели 3 утки, 2 чайки и 4 курицы. Сколько всего птиц летело по небу?
- В город шли 3 мужика, а навстречу им ещё 2. Сколько всего мужиков шли в город?
- В саду росла вишня. На первой ветке росло 15 вишен, на второй на 34 смородины меньше, а на третьей – на 17 яблок меньше. Сколько вишен было на дереве?
За каждый правильный ответ вручаем ученикам жетоны, затем подсчитываем и лучшему вручаем в подарок книгу.
Учитель: Но каждый урок заканчивается. Что же происходит, когда уроки кончаются!
Ученик 12:
Когда конфеты кончаются –
Очень все огорчаются.
И когда апельсины кончаются –
Тоже все огорчаются.
А когда уроки кончаются –
Редко кто огорчается:
Скорей во дворе встречаются,
На качелях вовсю качаются…
В общем, много чего приключается,
Когда уроки кончаются…
Учитель: А теперь весёлая разминка.
1. Кто автор сказки “Курочка Ряба”? (Русская народная сказка)
2. Продолжить стихотворение “Буря мглою…”
3. В каком месяце есть 29 дней? (Во всех месяцах)
4. Двое учеников прошли от дома до школы 100 метров. Сколько метров прошёл каждый ученик? (100 м)
5. Назвать автора стихотворения “Наша Таня громко плачет”. (А.Л. Барто)
6. Какой жук носит название того месяца, в котором родился? (Майский жук)
7. Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык)
8. Из какой посуды нельзя поесть? (Из пустой)
9. Один – человек, а много - … (Люди)
10. Ребёнок курицы? (Цыплёнок)
11. От чего утки плавают? (От берега)
12. Самое длинноногое животное? (Жираф)
13. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
14. У кого смерть была на конце иглы? (У Кощея)
15. Какого размера сапоги носил дядя Стёна? (45 размера)
Учитель: Вот так интересно и весело протекала наша школьная жизнь.
А теперь вы прощаетесь с начальной школой и переходите в пятый класс.
Наступает самый торжественный и самый волнующий момент.
Каждому ученику вручается диплом об окончание начальной школы, грамоты, подарки.
Учитель:
Наш праздник подошёл к концу.
Но как-то грустно и печально,
Что покидаете вы нас.
Когда вас мамы приводили,
Совсем вы маленькими были,
Какие взрослые сейчас!
Мы знаем в своей жизни новой
Вы вспомните про свой первый класс.
И может быть, в осенний холод,
Пятёркой новою гордясь,
Вы прибежишь к нам - и скоро
Порадуете, дети, нас.
Пройдут года, ты станешь взрослой
И часто будешь вспоминать,
Как было хорошо и просто
По школе вместе нам шагать.
Праздник заканчивается исполнением песни “Учат в школе”.
Литература
1. “Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа”. Редактор-составитель М.А. Козлова.
2. Журнал “Педсовет” №3 1999 г., “Конкурс пословиц и поговорок” В.М. Пашнина.
3. Журнал “Педсовет” №5 1999 г. Викторина “Счастливый случай” А.К. Ячменева.