Профессиональная ориентация - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание условий, помогающих человеку в профессиональном самоопределении.
В содержании профориентационной работы со школьниками выделяются следующие задачи:
1. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных направлений и их динамики.
2. Определение мотивации выбора.
3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке.
4. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.
В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы в профориентационной деятельности с учащимися:
1. Психологическая диагностика.
2. Консультативная работа с педагогами, родителями и учащимися.
3. Развивающая работа.
4. Психологическое просвещение и профилактика.
Важную роль в решении задач профориентации играют не только диагностические, но и методы развивающей работы, при проведении которых становятся очевидными склонности ученика, с одной стороны, и его возможности – с другой.
Развивающая работа со школьниками составлена с использованием цикла психолого-педагогических занятий для старшеклассников А. П. Чернявской “Психологическое консультирование по профессиональной ориентации”; упражнений К. Фопеля “Энергия паузы”, “Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего”, Г. В. Резапкиной “Я и мой выбор профессии”.
Цель курса занятий состоит в создании условий для развития стремления к самопознанию и саморазвитию, в приобретении умений, необходимых для выбора профессии.
Акцент в программе развивающих занятий делался на развитие у учащихся основных факторов профессионального самоопределения:
- развитие Я-концепции;
- информированность;
- эмоциональное отношение;
- умение планировать свою профеессиональную жизнь.
Следует отметить, что наиболее результативными для учащихся оказались следущие моменты развивающих занятий.
Получение обратной связи участников на свои мнения и поступки; восприятие себя через восприятие другого.
По мнению участников занятий, полезным было понимание того, что с одной стороны, участники занятий испытывают схожие проблемы в выборе профессии, с другой стороны, услышать ранее неизвестные интересы и увлечения одноклассников.
Эмоциональное отношение к ситуации выбора своей будущей профессии.
Эмоциональный компонент в формировании профессиональных предпочтений проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.
В ходе занятий выяснилось, что можно выделить несколько групп учащихся, в зависимости от эмоционального отношения к будущей профессии:
А. Учащиеся с проявлениями эмоций радости, восторга. Оптимистически смотрят в свое будущее. Отмечают, что их профессии социально нужные и важные для общества.
Б. Учащиеся с двойственным эмоциональным отношением к своей будущей профессии.
В. Учащиеся еще не выбравшие профессию или делающие выбор между несколькими профессиями. Для них свойственны тревога, сомнения и страхи.
Построение своих жизненных планов.
Как показывает опыт занятий, участники простраивают следующий сценарий жизненного пути:
- поступление в вуз;
- работа;
- семья;
- рождение ребенка;
- карьера и т.д.
Интересным было то, что наряду с планированием жизненного и профессионального пути, учащиеся отмечали, насколько важно развивать в себе такие личностные качества - ответственность, целеустремленность, упорство и коммуникабельность.
Таким образом, можно сказать, что упражнения, направленные на планирование жизненного и профессионального пути, побуждают подростков к самопознанию и саморазвитию.
Наиболее проблемным оказалось достижение одной из задач курса занятий - информированность о мире профессий.
Отмечено, что девятиклассники склонны первично выбирать профессии, наиболее известные в своем окружении: программист, юрист, менеджер, специалист по связям с общественностью.
С учетом данных проблемных зон были спланированы психологические часы для девятиклассников на тему “Мир профессий”.
Для девятиклассников, заинтересованных в дальнейшем изучении своих личностных особенностей, определяющих профессиональный выбор, предлагались индивидуальные консультации с использованием методик по изучению личностных особенностей (Карта интересов, тест Йоваши, анкета “Ориентир”).
Подготовлена информация “Профориентация в интернете”, позволяющая подростку самостоятельно посетить сайты, направленные на диагностику особенностей личности и первичных профессиональных намерений.
Такова общая картина результативности курса развивающих занятий.
В дальнейшем, необходима работа по корректировке программы занятий с учетом запроса учащихся в профориентациооной работе и личностных особенностей участников группы. Возможно создание программы, направленной на самопознание и развитие, дополняющей курс занятий.
Эмоциональное отношение к выбору профессии
Цель: осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор.
Задачи:
- С помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к выбору профессии;
- Обсудить влияние эмоционального отношения на выбор профессии.
Формы работы: психогимнастика, дискуссия, проективный рисунок
Оборудование: бумага формата А 4, маркеры, фломастеры, карандаши
1. Введение
Ведущий: Ребята, на предыдущих занятиях мы говорили о том, что выбор требует прежде всего знаний о себе самом, о мире профессий, а так же умений, основанных на знаниях. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на эмоциях. При оценке профессии мы говорим и своего действия “нравится – не нравится”, “хочется- не хочется”, “плохо-хорошо”. Часто бывает, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем. Поэтому осознавать свои эмоции очень важно. Только на основе сознания мы можем их контролировать и изменять в случае необходимости. Такова тема нашей сегодняшней встречи.
Прежде, чем мы приступим к разбору темы, я предлагаю вам немного отдохнуть после учебного дня.
Психогимнастика “Доброе тепло”.
Инструкция: Встанем в круг, и нежно возьмитесь за руки. Вправо пойдет “тепло”, то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он следующему и так далее. Давайте попробуем.
А теперь то же самое с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно работает.
Принятие правил работы.
Ведущий: Прежде чем мы приступим к выполнению задания, вспомним правила нашего круга: доброжелательность, искренность, я-высказывание, за пределами нашего круг я могу говорить только о своих ощущениях, впечатлениях, не обсуждая других участников.
2. Основная часть
Упражнение “Самая, самая профессия”.
Инструкция: “Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые соответствую данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми - самыми денежными?”
- самая зеленая профессия
- самая денежная профессия
- самая сладкая профессия
- самая смешная профессия
- самая серьезная профессия
Участники дают свои варианты ответов.
Упражнение “Проективный рисунок”.
Инструкция: “Нарисуйте эмоции, мысли, которые возникают, когда вы думаете о вашей будущей профессии”.
Ведущий: предлагает положить свои рисунки в круг, встать и обойти рисунки других участников. Подумать над вопросами:
- Что из нарисованного ближе его автору?
- Что позволяет сделать такой вывод?
Далее участники группы высказываются в круг.
Таким образом, члены группы получит обратную связь от каждого участника группы и сможет сопоставить свое мнение большого количества людей о своем отношении к выбору.
Психогимнастика “Дотянись до звезды”.
Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…(звучит музыка).
А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может она похожа на вашу мечту а может быть она напомнила вам о минутах счастья, радости и вдохновения.
Еще раз полюбуйтесь этой звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, какая она, запомните какой свет она излучает.
А теперь прислушайтесь к своему дыханию, вспомните кто находится с вами рядом, и возвращайтесь к нам в круг.
3. Заключение
Обратная связь участников группы:
- Что для вас было сегодня полезным?
- Что вы узнали нового?
Психогимнастика “Спасибо за приятный день”.
Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я предлагаю вам поучаствовать в игре, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает его руку и произносит: “Спасибо за приятный день!”. Оба становятся в центре, по-прежнему держась за руки. Подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит “Спасибо за приятный день!”. Когда к группе присоединится последний человек, замкнем круг и завершим церемонию безмолвным крепким пожатием рук. Этим и завершается наше занятие.