Развивающие занятия по профессиональной ориентации с девятиклассниками

Разделы: Школьная психологическая служба


Профессиональная ориентация - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание условий, помогающих человеку в профессиональном самоопределении.

В содержании профориентационной работы со школьниками выделяются следующие задачи:

1. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профессиональных направлений и их динамики.

2. Определение мотивации выбора.

3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке.

4. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.

В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы в профориентационной деятельности с учащимися:

1. Психологическая диагностика.

2. Консультативная работа с педагогами, родителями и учащимися.

3. Развивающая работа.

4. Психологическое просвещение и профилактика.

Важную роль в решении задач профориентации играют не только диагностические, но и методы развивающей работы, при проведении которых становятся очевидными склонности ученика, с одной стороны, и его возможности – с другой.

Развивающая работа со школьниками составлена с использованием цикла психолого-педагогических занятий для старшеклассников А. П. Чернявской “Психологическое консультирование по профессиональной ориентации”; упражнений К. Фопеля “Энергия паузы”, “Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего”, Г. В. Резапкиной “Я и мой выбор профессии”.

Цель курса занятий состоит в создании условий для развития стремления к самопознанию и саморазвитию, в приобретении умений, необходимых для выбора профессии.

Акцент в программе развивающих занятий делался на развитие у учащихся основных факторов профессионального самоопределения:

  • развитие Я-концепции;
  • информированность;
  • эмоциональное отношение;
  • умение планировать свою профеессиональную жизнь.

Следует отметить, что наиболее результативными для учащихся оказались следущие моменты развивающих занятий.

Получение обратной связи участников на свои мнения и поступки; восприятие себя через восприятие другого.

По мнению участников занятий, полезным было понимание того, что с одной стороны, участники занятий испытывают схожие проблемы в выборе профессии, с другой стороны, услышать ранее неизвестные интересы и увлечения одноклассников.

Эмоциональное отношение к ситуации выбора своей будущей профессии.

Эмоциональный компонент в формировании профессиональных предпочтений проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.

В ходе занятий выяснилось, что можно выделить несколько групп учащихся, в зависимости от эмоционального отношения к будущей профессии:

А. Учащиеся с проявлениями эмоций радости, восторга. Оптимистически смотрят в свое будущее. Отмечают, что их профессии социально нужные и важные для общества.

Б. Учащиеся с двойственным эмоциональным отношением к своей будущей профессии.

В. Учащиеся еще не выбравшие профессию или делающие выбор между несколькими профессиями. Для них свойственны тревога, сомнения и страхи.

Построение своих жизненных планов.

Как показывает опыт занятий, участники простраивают следующий сценарий жизненного пути:

  • поступление в вуз;
  • работа;
  • семья;
  • рождение ребенка;
  • карьера и т.д.

Интересным было то, что наряду с планированием жизненного и профессионального пути, учащиеся отмечали, насколько важно развивать в себе такие личностные качества - ответственность, целеустремленность, упорство и коммуникабельность.

Таким образом, можно сказать, что упражнения, направленные на планирование жизненного и профессионального пути, побуждают подростков к самопознанию и саморазвитию.

Наиболее проблемным оказалось достижение одной из задач курса занятий - информированность о мире профессий.

Отмечено, что девятиклассники склонны первично выбирать профессии, наиболее известные в своем окружении: программист, юрист, менеджер, специалист по связям с общественностью.

С учетом данных проблемных зон были спланированы психологические часы для девятиклассников на тему “Мир профессий”.

Для девятиклассников, заинтересованных в дальнейшем изучении своих личностных особенностей, определяющих профессиональный выбор, предлагались индивидуальные консультации с использованием методик по изучению личностных особенностей (Карта интересов, тест Йоваши, анкета “Ориентир”).

Подготовлена информация “Профориентация в интернете”, позволяющая подростку самостоятельно посетить сайты, направленные на диагностику особенностей личности и первичных профессиональных намерений.

Такова общая картина результативности курса развивающих занятий.

В дальнейшем, необходима работа по корректировке программы занятий с учетом запроса учащихся в профориентациооной работе и личностных особенностей участников группы. Возможно создание программы, направленной на самопознание и развитие, дополняющей курс занятий.

Эмоциональное отношение к выбору профессии

Цель: осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор.

Задачи:

  1. С помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к выбору профессии;
  2. Обсудить влияние эмоционального отношения на выбор профессии.

Формы работы: психогимнастика, дискуссия, проективный рисунок

Оборудование: бумага формата А 4, маркеры, фломастеры, карандаши

1. Введение

Ведущий: Ребята, на предыдущих занятиях мы говорили о том, что выбор требует прежде всего знаний о себе самом, о мире профессий, а так же умений, основанных на знаниях. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на эмоциях. При оценке профессии мы говорим и своего действия “нравится – не нравится”, “хочется- не хочется”, “плохо-хорошо”. Часто бывает, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем. Поэтому осознавать свои эмоции очень важно. Только на основе сознания мы можем их контролировать и изменять в случае необходимости. Такова тема нашей сегодняшней встречи.

Прежде, чем мы приступим к разбору темы, я предлагаю вам немного отдохнуть после учебного дня.

Психогимнастика “Доброе тепло”.

Инструкция: Встанем в круг, и нежно возьмитесь за руки. Вправо пойдет “тепло”, то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он следующему и так далее. Давайте попробуем.

А теперь то же самое с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно работает.

Принятие правил работы.

Ведущий: Прежде чем мы приступим к выполнению задания, вспомним правила нашего круга: доброжелательность, искренность, я-высказывание, за пределами нашего круг я могу говорить только о своих ощущениях, впечатлениях, не обсуждая других участников.

2. Основная часть

Упражнение “Самая, самая профессия”.

Инструкция: “Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые соответствую данной характеристике. Например, самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми - самыми денежными?”

  • самая зеленая профессия
  • самая денежная профессия
  • самая сладкая профессия
  • самая смешная профессия
  • самая серьезная профессия

Участники дают свои варианты ответов.

Упражнение “Проективный рисунок”.

Инструкция: “Нарисуйте эмоции, мысли, которые возникают, когда вы думаете о вашей будущей профессии”.

Ведущий: предлагает положить свои рисунки в круг, встать и обойти рисунки других участников. Подумать над вопросами:

  1. Что из нарисованного ближе его автору?
  2. Что позволяет сделать такой вывод?

Далее участники группы высказываются в круг.

Таким образом, члены группы получит обратную связь от каждого участника группы и сможет сопоставить свое мнение большого количества людей о своем отношении к выбору.

Психогимнастика “Дотянись до звезды”.

Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…(звучит музыка).

А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может она похожа на вашу мечту а может быть она напомнила вам о минутах счастья, радости и вдохновения.

Еще раз полюбуйтесь этой звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, какая она, запомните какой свет она излучает.

А теперь прислушайтесь к своему дыханию, вспомните кто находится с вами рядом, и возвращайтесь к нам в круг.

3. Заключение

Обратная связь участников группы:

  1. Что для вас было сегодня полезным?
  2. Что вы узнали нового?

Психогимнастика “Спасибо за приятный день”.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я предлагаю вам поучаствовать в игре, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.

Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает его руку и произносит: “Спасибо за приятный день!”. Оба становятся в центре, по-прежнему держась за руки. Подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит “Спасибо за приятный день!”. Когда к группе присоединится последний человек, замкнем круг и завершим церемонию безмолвным крепким пожатием рук. Этим и завершается наше занятие.

Список использованной литературы

  1. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 96с.
  2. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. - М.: Генезис, 2001. -256с.
  3. Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. - М.: Генезис, 2004. - 125с.