Цели:
- подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека в гармонии его внешности и внутреннего мира;
- побудить задуматься, что красота может нести людям; прививать интерес к чтению;
- развивать умение работать с текстом.
Оборудование: текст произведения, индивидуальные карточки на группы, звёзды разного цвета в разрезанном виде.
Этапы мастерской:
I. Жеребьёвка (при входе определить группы).
На столе кусочки звёзд разного цвета в перевёрнутом виде. Группа образовывается по цвету звезды и садится за один стол.
Каждая группа должна собрать свою звезду за 1 минуту.
II. Объявление темы урока.
Сегодня мы будем работать над произведением английского писателя О. Уайльда “Мальчик-звезда”.
III. Работа со словом звезда.
Каждый возьмите кусочек звезды и напишите одно определение к слову звезда.
- Какая бывает звезда?
- - В группе выделите одно определение, которое, как вы считаете, больше соответствует содержанию нашей сказки.
Запись на доске выбранного каждой группой слова.
- -Подумайте в группе, почему вы выбрали именно это определение.
Заслушивание ответов каждой группы.
IV. Анализ сказки
-Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Я предлагаю вам план, а вы должны расставить эти предложения в правильной последовательности. Каждой группе предлагается план, разрезанный на предложения.
План.
- Появление Дитя-звезды в семье Лесоруба.
- Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим.
- Встреча с нищенкой.
- Наказание за жестокость и эгоизм.
- В поисках матери.
- В плену у Волшебника.
- Вознаграждение за любовь, доброту, милосердие.
Проверка последовательности. Чтение выбранной последовательности каждой группой. Вывешивание правильной последовательности предложений на доску.
- -В каком из пунктов плана проявляется больше, что Мальчик-звезда…(из III задания определения). Докажите это текстом.
V. Работа с пословицами.
- Это английская сказка, но русский народ сочинил много пословиц и поговорок о красоте души Закончите пословицы.
Работа в группах.
- Голова и умна, да …(душа дурна)
- Не заглядывай человеку в лицо, а ….(заглядывай в сердце)
- Непригож лицом, да …(хорош умом)
- Как нет души, так … (что хошь пиши)
Опрос по группам по очереди.
VI. Продолжение работы над текстом.
- Снова вернёмся к сказке. Звёзды на небе то гаснут, то загораются, с ними происходят изменения. И в этой сказке произошли изменения с Мальчиком- звездой. В каком из моментов произошёл перелом в душе Мальчика- звезды? Почему? (Работа в группах - обсуждение) Прослушивание ответов.
VII. Письменные индивидуальные размышления.
- В конце сказки Мальчик- звезда стал правителем города, потому что…. Продолжите фразу. Собрать ответы.
VIII. Песня “Иди дорогою добра”.
- Я нашла песню, которая очень подходит к нашей сказке. Послушайте её.
- Как вы считаете, прошёл ли Мальчик- звезда дорогою добра? Ответы детей
- В результате этого пути он стал правителем города. Послушаем ваши письменные ответы, заслуженно ли стал он правителем? Проверка VII задания.
IX. Вывод.
- Прочитаем, какими же качествами обладал Мальчик- звезда в нашей сказке. (На доске - жестокость, доброта, любовь, эгоизм, милосердие, гордость, справедливость, холодность).
- Сейчас оставим только те качества, благодаря которым Мальчик- звезда стал правителем. Уберём с доски всё ненужное по вашему мнению.
- Вот это и есть основные качества звезды. Чтобы стать звездой, нужно обладать этими качествами. Спасибо за урок.