В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
Дошкольный возраст синзитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творческости - одна из главных задач воспитания.
Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Сказка может сыграть большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много радости. Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных.
Многолетняя практика показала, что использование иконических моделей хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.
В связи с этим процесс рисования мы понимаем не только как усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
Ритм, цвет, линия, форма могут быть не только средствами образного отражения действительности, но и способствовать формированию художественного творчества.
Понимая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающийся, необходимо находить пути его формирования. Обучение на занятиях рисованием определяет характер методического руководства. Приёмы обучения, характерные для художественной деятельности (наблюдение, слово воспитателя, показ способов изображения, моделирование и др.), важны на занятиях и творческого и обучающего характера.
Процесс наблюдений предметов и явлений окружающей действительности приобретает образный характер. По-иному используется образец. Художественные произведения становятся основным материалом, способствующим не только развитию эстетического восприятия, но и овладению детьми средствами выразительности.
Вопрос соотношения творчества и обучения рассматривается нами в процессе анализа некоторых методических приёмов: использование иллюстрированного материала, показа способа действий, иконическое моделирование, характера творческих заданий. Ставится задача учить детей замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство цвета и форм окружающего мира.
Использование произведений изобразительного искусства может быть одним из путей усвоения детьми способов творческих действий. Это объясняется тем, что в процессе активного восприятия художественного образа в картине, иллюстрации дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми передано содержание.
Иллюстративный материал и иконическое моделирование могут рассматриваться как средства для получения образовательных знаний об объектах и явлениях, которые помогают детям в дальнейшем передать их в рисунках.
Одним из методов является и показ приёмов изображения. Внимание воспитателя направлено на показ детям приёмов передачи в рисунке выразительных очертаний, линий, форм, что объясняется характером данного образа.
Показ приёмов чаще всего имеет место на отдельных этапах выполнения детьми задания. Такая этапность помогает детям опереться на прошлый опыт.
Творческие задания направляются на выполнение какой-то определённой задачи - передачу характера образа, на решение колористической или композиционной задачи. Вместе с тем в каждом задании не опускаются вопросы цвета, формы, композиции.
Тематика творческих заданий охватывает окружающую действительность, многие явления природы, мир сказочных образов. В основе лежит ряд факторов: специфика содержания творческого задания, степени его сложности, характер изобразительно-выразительных средств, которыми оно выполняется, уровень подготовленности детей.
Дети среднего дошкольного возраста хорошо воспринимают иллюстрации, анализируют их содержание.
Для работы детям предлагаются акварельные краски, фломастеры, цветные карандаши. В процессе рисования дети отражают в речи содержание рисунков.
Работы детей можно оценивать по следующим критериям:
1 Уровень: Высокий. реальное использование цвета, чёткое изображение формы, соблюдение симметрии, соответствие величины предмета и пропорции, сказочности. Загораживание одного предмета другим, правильное компанование предметов на листе.
Уровень: Средний. частичное использование цвета, искажённость формы, ошибочная передача величины предмета, не соблюдение симметрии и пропорции, частичное загораживание предметов, не соблюдение композиции.
3 Уровень: Низкий. Нарушение цветовой передачи, бесформенность, несоблюдение симметрии, неумение передачи величины предмета и пропорции, нет загораживания одного предмета другим, неумение компоновать изображение на листе.
Основываясь на полученных результатах, переходим к следующим задачам обучающего этапа - поиску оптимальных путей, средств и форм работы для улучшения изобразительной деятельности детей и правильной передачи сказочного образа в сюжетном рисунке.
На этом этапе исследования следует применять следующие формы и методы работы:
- прослушивание сказки;
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- раскрашивание;
- дорисовывание;
- моделирование.
При обучении детей составлять сюжетный рисунок, целесообразно использовать иконические модели.
Основным материалом в работе являются иллюстрации к детским книгам. Это обусловлено специфическими способностями книжной графики для детей, её эмоциональностью, предметностью, наглядностью, чёткостью средств для детского восприятия (иллюстрации Е..Рачева, В.Лебедева, Е.Чарушина, Ю.Васнецова, В. Сутеева и др.)
Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки, по которым рисование проводится не однократно (“Колобок”, “Три медведя”, “Заюшкина избушка”, “Снегурушка”, “Айболит”, “Теремок”, “Палочка-выручалочка”, “Федорино горе”). Содержание и идеи выбранных сказок должны быть понятны детям. Воссоздать рисунки можно только по тексту такого произведения, где картины действительно подразумеваются и воображаются. Эпизоды отобранных сказок носят избирательный характер.
Основные персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения ребёнком дошкольного возраста. Это звери; например: медведи, лиса, заяц и другие.
В изображенных сказках участвуют и люди - Золушка, Красная Шапочка, дед с бабой, Снегурочка.
Эти сказки дают возможность детям в своих рисунках объединить несколько предметов в несложный сюжет, то есть выразить взаимоотношения между персонажами, отразить обстановку действия, выразить своё отношение к изображаемому событию.
Главное - направить внимание детей при восприятии иллюстрации на цветовое решение темы и использовать в рисунке цвет средство выражения содержания.
Методические указания: Цвет придает детским рисункам выразительность. Согласованность цветовых оттенков для выражения колорита имеет первостепенное значение. Дети дошкольного возраста могут уже выполнять задания, построенные на контрастных и тональных сочетаниях красок. В осознании цветовых сочетаний большую помощь окажет иллюстрированный материал.
Передача цвета является одной из важнейших задач в достижении выразительности рисунка. Правильная живописная передача освещения и верный подбор цветов являются одним из необходимых условий колористической согласованности. Как на занятиях, так и в повседневной жизни детям нужно рассказывать и показывать разницу колорита в пасмурную и солнечную погоду. Большую помощь здесь оказывают специально подобранные картины. Пейзаж, написанный в сероватых, тусклых цветах, кажется холодным, дождливым. Солнечный день передаётся яркими контрастными цветами. Те предметы, которые располагаются ближе к нам, кажутся темнее, и чем дальше находятся предметы, тем они кажутся светлее.
Детям объясняется, как используются краски одного цвета.
Например: для рисования реки надо взять темно-синюю краску. Небо сделать более светлым, чем река, для этого взять голубую краску, или в синюю добавить немного белил, иначе одинаковые краски сольются, и трудно будет разобрать, где небо, а где река. Или, если траву рисуют темно-зелёную, то для раскрашивания листьев надо взять зелень чуть светлее, при этом можно добавить в нее жёлтую краску.
Иконические модели помогают детям решить вопрос композиции рисунка, так как во время рисования они вспоминают, где, какие персонажи стоят в той или иной ситуации. В процессе рисования по сказкам, вопросы композиции, с детьми больше не уточняются.
При рассматривании иллюстраций можно спросить детей: “Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой?” “Что получилось бы, если бы на месте синего цвета был светло-голубой?”
Эти вопросы заставляют детей понять, что цвет в картине берётся не случайно, а служит средством выразительности.
При рассматривании иллюстраций путем сопоставления картины удаётся показать детям, как меняется цвет снега в разное время дня, ночью, как меняются краски в зависимости от солнечной, пасмурной погоды и т.д.
Как показал опрос, дети обычно представляют себе снег только белым. При рассматривании иллюстраций обнаруживается, что они тоньше воспринимают цветовые сочетания и ищут слова для выражения различного состояния в изображаемой природе.
Следующий этап обучения включает в себя дорисовывание предметов, работа над образом. Здесь задачей является направлять внимание детей при восприятии иллюстраций на передачу характера образов (характерных признаков, поз, движений) и использовать эти средства выражения рисунке.
В процессе формирования замысла очень важно помочь наглядным материалом, углубить зрительный образ прочитанного, помочь представить обстановку, время действия, внешний вид героев.
И здесь, в формировании замысла, важно, чтобы ребёнок как можно подробнее “рисовал” словом то, что он впоследствии нарисует на бумаге.
Представление чувственного характера может сформироваться только путём восприятия самого предмета или его изображения.
Качество представления зависит от качества восприятия, однако замысел не копия объективных предметов и явлений, а живое отражение, в котором что-то берется, подчёркнуто, что-то опускается, отбирается и т.д. Замысел является всегда конкретно-чувственным представлением: он складывается, развивается и осуществляется только в образах. Процесс формирования образа-замысла представляет собой целеустремлённую работу, при которой действуют, по словам Горького, “две творческие силы: познание и воображение”. Детские замыслы обычно неотчётливы, не оформлены; это и понятно, ибо образы-замыслы формируются в основном из воспоминаний, сохранённых памятью, поэтому они лишены конкретности.
Вот почему в детском творчестве при создании “первоначального” образа такую большую роль играет наглядность.
Основной педагогической задачей в рисовании на темы из окружающей жизни является развитие восприятия, памяти, оперирование представлениями. При определении роли восприятия иллюстраций в формировании замысла выделяются задачи, в основе которых обогащение представлений, их уточнение на картинке, знакомство с характерными обликами персонажа (цветом, формой).
Разнообразное содержание выражается в изобразительном искусстве определёнными средствами (форма предметов, цвет, композиция). Дети более точно и тонко воспринимают форму и цвет, ритм, симметрию в окружающей действительности. В замыслах детей на темы из окружающей действительности появляются уже такие сравнения, которые могут свидетельствовать о некоторых элементах художественного восприятия действительности.
Одна из особенностей формирования образов в замыслах под влиянием иллюстраций сводится к тому, что иллюстрация даёт материал создавать новые образы путём сложной переработки увиденного, проявляется умение мысленно объединять образы в новых сочетаниях и комбинациях.
На занятиях у детей появляется стремление подойти к решению образа, использовав движение персонажей. Активная и самостоятельная проработка воспринятых иллюстраций даёт возможность в собственном рисунке найти творческое решение образа.
Все дети учатся реалистической передаче формы с её признаками и относительной пропорциональностью частей. Лиса имеет вытянутую острую мордочку, острые небольшие уши, длинный пушистый хвост; заяц имеет длинные уши, короткий хвост, овальное тело; медведь с короткими толстыми лапами, крупной головой, у него полукруглые маленькие уши.
Но для выразительности рисунка нужна не только передача признаков, но и передача характера образа. Характер - это не только многообразие, но и определённость. Это очень важно для создания полноценного, яркого, выразительного образа. Всегда выявляется что-то ведущее, главное, что обуславливает поведение персонажа. Часто одни и те же персонажи фигурируют в разных произведениях, но они разные по характеру.
Чтобы дети правильно передали образ того или иного персонажа, необходимо раскрыть характерные особенности этого персонажа, тогда рисунки будут выразительными.
Почти в каждой сказке встречаются сказочные избушки: простые, на курьих ножках, терема, богатые дворцы. Дети стараются их рисовать, но они не всегда получаются. По этой теме рекомендуется проводить предметное рисование.
Предлагать детям представить, что в лесу стоит сказочный домик, в котором живёт кто-нибудь из зверей. А после занятия показать иллюстрации из книг: “Ладушки” (рис. Ю.Васнецова), “Лиса и заяц” (рис. Ю.Васнецова), “Теремок” (рис. В.Андриевича), альбом с открытками и картинками с изображением различных теремков. Обратить внимание на красочность, разнообразие форм, на различную роспись узоров, витиеватость резьбы на ставнях, балконах, крыше.
В свободное время показать, как проще нарисовать бревенчатую избушку, чтобы после её закрашивания видны были брёвна (по высохшему фону провести тоненькой кисточкой полоски чёрной краской).
После этого можно провести рисование по сказке “Теремок”. Содержание этой сказки дети хорошо знают, только ещё раз вспомнят, кто в нём жил Дети самостоятельно выбирают сюжет из сказки и связывают его с изображением теремка. Они уже ясно представляют, какой может быть сказочная избушка, и изображают её каждый по своему вкусу, проявляя выдумку и фантазию. На таких занятиях каждый ребёнок старается придумать что-то своё, дополнить работу чем-то особенным.
Большую выразительность детским рисункам придаёт изображение формы предметов в движении, динамике.
После ряда занятий на темы сказок дети уже имеют представление и навыки в рисовании не только человека и животных, но и дворцов, избушек, могут подобрать такие краски, которые красиво гармонируют с фоном и одна с другой.
Они знают, каким элементами украсить костюм сказочного героя, могут украсить дворец разными узорами, нарисовать сказочные деревья, над изображением которых работали на занятиях.
Чтобы у детей возникло чёткое представление о том или ином животном из сказки, нужно показывать иллюстрации и подчёркивать при этом характерные особенности животных, положение туловища, головы.
В рисунках нужно не только изобразить животное, а составить композицию, которая объединяет животных (людей). Необходимо увидеть и осмыслить позу людей (животных), так как расположение фигуры в пространстве и придаёт сюжетность и сказочность изображения. Передавать взаимоотношения персонажей, динамику действия.
Детям дошкольного возраста недоступно перспективное изображение. Поэтому нужно учить правильному построению композиции на плоскости листа.
Выбор композиции всегда должен быть самостоятельным. Не должно быть прямых указаний для обучения детей дошкольного возраста в правильной постановке композиции, поэтому и применяется моделирование.
Для того, чтобы дети более осознанно относились к пространственной композиции рисунка, путём моделирования на плоскости можно показать, что предметы располагаются по всему полю места - правее, левее, выше, ниже (то есть ближе и дальше). Это заинтересовывает детей и вызывает желание изобразить сюжет сказки самостоятельно.
Посредством моделирования перед детьми ставится задача, требующая ориентировки на передачу сюжета, сказочности, гиперболизации, динамичности. Причём моделирование и используется как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Детей очень интересуют модели. В свободное от занятий время они могут составлять композиционные сюжеты к различным сказкам.
Детям иконические модели доступны и понятны. С помощью моделирования они могут легко научиться видеть глубину рисунка, а так же переносить свои замыслы в двухмерной и даже трёхмерной плоскости листа.
Анализ продуктов творчества детей по их содержанию, использованию изобразительно-выразительных средств, созданных после показа иллюстративного материала, показывает, что их можно характеризовать как творческие.
Иллюстрации к сказкам помогают своими изобразительно-выразительными средствами усиливать в детских рисунках передачу фантастических элементов.
Большую выразительность детским рисункам придаёт изображение формы предметов в движении, динамике.
Таким образом, под влиянием показа иллюстраций и иконического моделирования в замыслах детей происходит конкретизация образов в замысле, обогащение их путём использования и комбинирования, увиденных деталей, свойств предмета, проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету, появляется направленность внимания ребёнка на то, какими средствами передать образ, изображаемое событие. В рисунках, под влиянием иллюстраций, появляется выразительность.
Показ иллюстративного материала содействует нахождению ребёнком различных способов в передаче своего замысла.
Это выражается в том, что под влиянием иллюстраций появляется выразительность в образах детских рисунков, передаются их характеры, через позы, жесты, движения, характерные детали, используется колорит как средство выражения содержания, даются разнообразные композиционные решения.
Под влиянием целенаправленного показа произведений изобразительного искусства обогащается содержательная сторона образа в детском рисунке, расширяется тематика, происходит конкретизация замысла, как проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою, сюжету, как иллюстративный материал и иконическое моделирование содействует нахождению ребёнком различных способов воплощения замысла в создании выразительных образов, при использовании колорита, формы, композиции. При восприятии искусства развиваются наблюдательность, воображение, то есть те качества личности ребёнка, которые обуславливают формирование творческих способностей. Художественные способности ребенка проявляются в том случае, если он:
- Не находя слов, или захлёбываясь, прибегает к рисунку для того, чтобы выразить свои чувства или настроения.
- В своих рисунках или картинах отражает всё разнообразие предметов, людей,животных, ситуаций, а не “зацикливается” на изображении чего-то вполне удавшегося.
- Серьёзно относится к произведениями искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.
- Когда имеет свободное время, охотно рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.
- Стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.
- Не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причём, может даже попробовать критиковать их, приведя вполне разумные доводы.
Интерес к занятиям изобразительной деятельности с иконическими моделями свидетельствует о высоком уровне развития творческих и художественных способностей детей дошкольного возраста.
В процессе обучения дети лучше раскрывают содержание произведения, проявляют эстетическое отношение к изображаемым героям путём передачи цвета, т.е. выделяют большое количество средств выразительности.
Дети лучше воспринимают и понимают взаимоотношения между персонажами, учатся понимать смысл изображаемого движения, различать, отмечать постановку фигур.
После проведения ряда занятий по обучению сюжетного рисования, рисунки отличаются реальным использованием цвета, чётким изображением форм, соблюдением симметрии, более соответствующей передачей величины предмета и пропорции, наиболее удачной композицией.
Можно сделать следующие рекомендации:
Необходимо создавать в ходе проведения занятия положительный эмоциональный фон для мотивации изодеятельности.
Использовать разнообразные средства и материалы для развития у детей творчества и сказочности в рисунке.
Раскрывать характерные особенности персонажей для правильной передачи образа и выразительности рисунка.
Создавать развивающую среду для развития воображения детей в детском саду и семье.
Необходимо разработать систему занятий с использованием иконических моделей в разных видах искусства.
Для развития лучших навыков закрашивания, развития мелкой моторики и умения видеть глубину сюжета давать детям в домашних условиях и детском саду “книжки-раскраски”.