Задачи урока:
Образовательная:
- Закрепить умения решать задачи разных типов.
Развивающие:
- Развивать умения составлять программы к задачам.
- Развивать коммуникативные умения (высказывать корректно собственное мнение, с уважением относиться к чужому мнению, общаться в группах, объективно оценивать работу товарищей).
- Устанавливать и налаживать контакты между детьми для достижения общих целей.
Воспитательная:
- Воспитывать ответственность за результаты работы, бережное отношение к технике.
Форма урока: урок-соревнование.
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУНов.
Программное обеспечение: сложный исполнитель Кукарача.
Оборудование:
Листы-стихотворения;
листы с “ветвлениями” для команд;
задачи для команд;
“Найди ошибки”;
Задания для капитанов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Подготовительный этап – формирование команд. (2 мин.)
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- поставить цель и объявить тему урока.
Добрый день! Мы довольно давно начали изучать “Сложные исполнители”, что является основой алгоритмизации. Начинали с простых задач, постепенно усложняя их : “вложенными вызовами”, “повторениями”, “ветвлениями”, “отрицанием” и сегодня на уроке вам необходимо применить полученные знания и умения по теме “Алгоритмизация” при решении задач.
Итак, тема урока: “Решение задач” и главная цель применять полученные знания и умения при составлении программ и решении задач.
Проведем этот урок не совсем обычно, в виде соревнования. Вы уже успели разделитьcя на 2 команды по 6 человек в каждой и посмотрим, чья из команд лучше, быстрее будет применять свои знания. За правильные ответы вам будут вручаться жетоны и в конце урока по количеству жетонов мы определим, кто выиграл.
II. Актуализация знаний. Разминка. (7–9 мин.)
Начнем свои соревнования с разминки. Вам будут предложены произведения в стихотворной форме о компьютере, ваша задача вместо знаков вопросов вставить по смыслу нужные слова по теме “Части компьютера”. Но до выполнения этого задания, чтобы перейти к следующему, мне нужно по 1 человеку от команды, для индивидуального задания.
За правильное выполнение стихотворного произведения команда получает 2 жетона.
За индивидуальное задание 1 жетон.
Оглянись, дружок, вокруг!
Вот ??? (компьютер) – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!
Наверху машины всей
Размещается ??? (дисплей) –
Словно смелый капитан!
А на нем – горит – экран.
Ну, а рядом – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ??? (системным)
Он читает, он считает,
Сотни слов запоминает!
Он мыслитель – хоть куда!
Только знаешь, в чем беда?
Выключаешь – все забудет,
Ничего он знать не будет –
Прямо как Рассеянный
С улицы Басейной!
Кто ж ему поможет? Вот,
Познакомьтесь – ??? (дисковод)!
Коль с компьютером ты дружен –
То и справочник не нужен:
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ??? (дискета) –
Там записаны программы
И для папы, и для мамы!
Это вот – ??? (клавиатура).
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать тут должны!
А вот это ??? (принтер), братцы.
Тут нам надо разобраться,
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент.
В зоопарке есть зайчишка.
У компьютера есть ??? (мышка)!
Эта мышка не простая,
Эта мышка вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну, а на коробке –
Две или три кнопки.
Есть компьютер?
Скажем прямо:
Нам теперь нужна ??? (программа)!
Где живет она? В дискете!
А порою – на кассете.
С ней компьютер очень дружен
И всегда он ей послушен.
И на нем ты скоро сможешь
Составлять ??? (программы) тоже!
Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг.
“Вот компьютер – верный друг!”
Выполнение задания у доски:
Даны две программы, ваша задача найти ошибки в оформлении этих программ:
Программа №1
ЭТО
ВВЕРХ
ВВЕРХ
ВВЕРХ
ЕСЛИ т
ТО ПОВТОРИ 5 ВПРАВО
ИНАЧЕ ПОВТОРИ 2 ВЛЕВО
КОНЕЦ
Программа №2
ЭТО КОСМОС
ПОВТОРИ 2 ВПРАВО
ЕСЛИ л
ТО ЛУНА
ИНАЧЕ ПОВТОРИ 5 ВНИЗ
ЭТО ЛУНА
ВПРАВО
ВПРАВО
ВНИЗ
ВНИЗ
КОНЕЦ
Прежде, чем перейти к следующему заданию разминки, необходимо выйти капитанам команд, которые пока будут готовиться к своему конкурсу.
Выходят капитаны команд и готовятся к заданию (задания см. ниже – для капитанов)
Мы с вами познакомились с командой “ветвления”, но с этой командой мы встречаемся и в повседневной жизни. Вам необходимо разобрать ситуации из жизни, применяя данную команду (“ветвление”) и вместо точек вставлять нужные слова или словосочетания, чтобы получить верные сложные высказывания.
За задание 2 жетона.
1. Планирование воскресного дня:
ЕСЛИ будет хорошая погода, ТО ………….., ИНАЧЕ …..
2. Правило русского языка:
ЕСЛИ глагол отвечает на вопросы: “что делать?”, “что сделать?”, ТО надо …….., ИНАЧЕ …..
3. ЕСЛИ одолевает сомнение, как писать безударную гласную в корне слова, ТО ………., ИНАЧЕ …….
4. ЕСЛИ в словах русского языка можно найти общую часть, ТО …… , ИНАЧЕ ……
5. ЕСЛИ некоторые слова русского языка можно объединить по смыслу, ТО ……, ИНАЧЕ …..
6. Отличие ужа от другой змеи:
ЕСЛИ на голове рептилии имеется два желтых пятнышка, ТО ….., ИНАЧЕ …..
III. Обобщение и систематизация ЗУНов. (7– 8мин.)
1. Конкурс капитанов. 3 жетона за выполненное задание.
1) Расскажите какие правила использования команды “повтори” мы должны помнить при решении задач.
2) Расскажите какие правила использования команды “ветвления” мы должны помнить при решении задач.
2. Конкурс команд “Найди и исправь ошибку в программе”. 5 жетонов за задание.
Программа:
ЭТО СЛОВА
ПОВТОРИ 3 РАБОТА
КОНЕЦ
ЭТО ПОВТОРИ 3 РАБОТА
ПОДНЯТЬ
ТОЛКНУТЬ
ОПУСТИТЬ
ПОСТАВИТЬ
КОНЕЦ
ЭТО ПОДНЯТЬ
ВВЕРХ
ВЛЕВО
ВВЕРХ 3
КОНЕЦ
ЭТО ТОЛКНУТЬ
ПОВТОРИ 4 ВЛЕВО /ВПРАВО
ВВЕРХ
ВПРАВО
КОНЕЦ
ЭТО ОПУСТИТЬ
ПОВТОРИ 4 ВНИЗ
ВПРАВО
ВНИЗ
КОНЕЦ
ЭТО ПОСТАВИТЬ
ПОВТОРИ 4 ВПРАВО / ВЛЕВО
ВНИЗ
ВЛЕВО
ВВЕРХ
КОНЕЦ
3. Решение задач и проверка на компьютере. (15–20 мин.)
Итак, переходим к самому сложному – это к решению задач. Каждый из вас должен решить задачу и соответственно проверить ее на компьютере.
Каждый человек решивший верно задачу, получает 3 жетона.
Задачи подбираются с учетом индивидуальных особенностей.(Задачи учитель подбирает самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей группы, с той целью, что конкретно он хочет проверить у учащихся).
После того как будут решены задачи, команды меняются решениями и проверяют решение задачи соперника на компьютере.
Жетоны даются после проверки задачи на компьютере и одновременно учителем.
Задание на время. Продолжительность решения – 10 мин., проверка на компьютере и исправление – 10 мин.
IV. Итог урока
Итак, сегодня на уроке мы с вами решали задачи, скажите:
- Какие правила вы оформления программы применяли при решении задач?
- Когда вы пользовались командой “ветвления”?
- Когда вы пользовались командой “повтори”?
- Какие правила применяли при решении задач?
Подсчитываем жетоны, та команда, которая набрала наибольшее количество баллов применила полученные знания в полном объеме, молодцы вы получаете “5”, но другим необходимо приложить еще усилия и попытаться наверстать упущенное в 4 четверти. Удачи вам!