Из опыта организации работы пилотной группы

Разделы: Администрирование школы


На сегодняшний день во многих учреждениях образования остро стоит вопрос о повышении квалификации педагогов. Одна из основных целей деятельности МОУ Лицей по дополнительному образованию педагогов - создание образовательных условий для профессионального роста педагогов, обеспечивающего решение задач современного школьного образования. Для реализации поставленной цели научно-методический совет лицея совместно с информационно-аналитическим центром решает следующие задачи:

  • способствовать повышению профессиональной компетентности, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала педагога, учителя, классного воспитателя, направленного на оптимальное формирование и развитие личности учащегося, его самоопределение и самореализацию;
  • создание условий для творческой реализации образовательных потребностей каждого педагога через систему научно-методических, экспериментальных структур и объединений по сервисному принципу деятельности; корректировка направлений инновационных поисков педагогов исходя из потребностей лицея и социального заказа;
  • обеспечение учебно-методической базы ОП альтернативными программами, методиками, учебными пособиями; пополнение и обновление банка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • создание условий для привлечения педагогов к опытно – экспериментальной и экспериментальной работе по единой методической теме лицея “Управление качеством образования” и перевода научно-методической работы в научно-исследовательское, экспериментальное русло.

Действенным механизмом привлечения педагогов к экспериментальной работе является организация в лицее деятельности пилотных групп – временных объединений педагогов, организованных для разработки и внедрения конкретных проектов практики образования, для проведения отдельного исследования, проектной работы, решения какой-либо проблемы, а также организации и проведения научных и научно-практических конференций, семинаров, выставок, ярмарок научно-методической продукции и т.п. Пилотные группы работают по собственному, утвержденному директором, плану с определением дополнительного к должностному функционалу. Время работы от 1 до 3 месяцев.

Для примера приведем проектирование деятельности одной из пилотных групп лицея, работающих в этом учебном году.

Пилотная группа педагогов МОУ Лицей

№ п/п

Тема

Время работы группы

Оформление и представление результата

Состав группы

1.

Разработка портфолио учащегося лицея – индивидуальной накопительной системы оценивания.

Октябрь-декабрь

Разработка программной, аналитической и обеспечивающей документации.

Работа с дизайн – группой по оформлению портфолио

Утверждение содержательной части портфолио для учащихся 5-11 классов на НМС.

Проведение родительских собраний по данной тематике.

Работа с менеджерами классов по актуализации данного образовательного продукта.

Выпуск РИОЛ макета портфолио.

Внедрение индивидуальной накопительной системы оценивания в практику образования лицея.

зам. директора по УР,

руководители НМО,

психолог,

руководитель ИАЦ

Групповая деятельность педагогов

Пилотная группа педагогов лицея

Тема работы: “Разработка портфолио учащегося лицея – индивидуальной накопительной системы оценивания”.

Кем и когда утверждена: протокол № 1 НМС, от 29.08.05.

Руководитель: Анянова И.В., зам. директора по УР

Научный консультант: Жижина И.В., канд. пед. наук, НТФ ИРРО

Состав пилотной группы педагогов:

Анянова И.В.зам. директора по УР, Голубева Е.И., руководитель НМО, Косачева С.А., руководитель НМО, Серикова Л.В., зам. директора по УР, Грегер Т.Г., руководитель НМО, Сизова Т.А.- психолог, Веретенова О.В. – руководитель ИАЦ.

Период работы группы: с 19.10.05. по 25.12.05.

Проблемное поле:

В условиях изменившейся парадигмы образования необходимо не просто совершенствовать возможности управления системой “процесс обучения”, но и учитывать интенсивное влияние на эту систему инновационных процессов, которые объективно “сопровождают” основные положения государственной Концепции модернизации Российского образования.

В концепции профильного обучения говорится о необходимости отработки системы интегральной накопительной оценки и вариантов построения образовательного рейтинга выпускника школы.

Советник Министра образования РФ, сопредседатель рабочей группы по проекту “Профильное обучение” А.А.Пинский в письме МО РФ от 21.03.2003 “О различных вариантах моделей “портфеля образовательных достижений” (“портфолио”) выпускников основной школы”, говорит о том, что рабочей группой по проекту “Профильное обучение” будет предложено экспериментальным территориям, в целях экспериментальной апробации, несколько вариантов построения “портфеля образовательных достижений” (“портфолио”). На сегодняшний день существуют расширенные рекомендации, содержащие три базовых варианта построения “портфолио”. В рекомендациях директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием “Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы” (Москва, 2003) указывается: “Важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения, становится упорядочение (и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу) вопросов приема в профильные школы и классы. Безусловно, результаты экзаменов, проводимых на объективной, “внешней” основе (муниципальные экзаменационные комиссии), должны стать важнейшей составляющей итоговой аттестации 9-классников. Однако, не единственной. Ибо очевидно, что нельзя пренебрегать и иными реальными образовательными достижениями ученика, полученными им в иных, внезкзаменационных формах. Тем более если речь идёт о выявлении объективных оснований оценки качества его выбора профиля обучения в ближайшем будущем. Отсюда возникает вопрос о разработке индивидуальной накопительной оценки, индивидуального профиля учебных достижений или, заимствуя распространённый в мире англоязычный термин, - “портфолио”. Идея портфолио, – как совокупности (“портфеля”) сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений, выполняющей роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определяющей образовательный рейтинг выпускников основной школы, - поддерживается большинством образовательных учреждений, педагогов, управленцев. По общему мнению, сегодня необходимым представляется создание структур, механизмов и критериев для построения портфолио, анализа и оценки его составляющих. Эта задача должна быть решена в ходе эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов (2003/04 учебный год).

На данном этапе эксперимента предполагается разработка и апробация различных моделей портфолио не только на муниципальном уровне, но и на уровне каждого образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждения вполне может самостоятельно определять тот или иной тип построения портфолио (как один из базовых вариантов, та или иная их комбинация, либо самостоятельный новый вариант). Поэтому целесообразным является создание в МОУ Лицей пилотной группы по портфолио (ПГ). Название “пилотная группа” условно, это может быть соответствующая “комиссия”, “совет”. ПГ создается при научно-методическом кабинете. ПГ разрабатывает требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио, которые являются обязательными для образовательного учреждения. Все материалы и документы, разработанные ПГ, утверждаются на научно-методическом совете. Администрация лицея может руководствоваться этими документами, в частности, при решении вопросов поощрения учащихся лицея.

К компетенции пилотной группы относятся вопросы:

1. Установление требований и норм, регулирующих построение и действие портфолио, которые являются обязательными для образовательного процесса лицея.

2. Определение состава портфолио, который может включать достаточно широкий набор сертификатов индивидуальных учебных достижений (наряду с дипломами олимпиад и конкурсов, возможно рассматривать сертификаты, полученные в учреждениях дополнительного образования, свидетельства о прохождении определённых курсов (иностранного языка, информационных технологий и др.) и оценивание их, “приводя к общему знаменателю”, в соответствии с установленными ПГ критериями.

3. ПГ может также выступать инициатором проведения образовательных, творческих конкурсов внутри учреждения с последующим фиксированием их результатов.

4. Осуществление ранжирования сертификатов индивидуальных учебных достижений в соответствии с установленными им шкалами.

5. ПГ определяет максимальный общий балл портфолио, т.е. его возможный удельный вес в суммарном образовательном рейтинге ученика, а также порядок его исчисления.

Председатель ПГ по портфолио включается в состав комиссии по итоговой аттестации в МОУ Лицей.

Цели деятельности:

1. Определение возможностей применения системы оценки индивидуальных достижений учащихся в образовательном процессе лицея, с точки зрения ее управления и обновления; выявление объективных оснований оценки качества образования лицеиста.

2. Разработка и апробация индивидуальной накопительной системы оценивания субъектов ОП.

Предмет: способы фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений лицеиста в определенный период обучения.

Гипотеза исследования: можно предположить, что способы фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений лицеиста, положенные в основу управления образовательным процессом, позволят упорядочить, систематизировать и интенсифицировать систему оценивания в лицее, увидеть “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения, что, в итоге, даст возможность более объективно выявлять уровень и оценку качества образования субъектов ОП.

Для реализации поставленной цели в ходе работы группы необходимо решить следующие задачи:

Задачи:

  • изучить состояние вопроса в современной литературе;
  • систематизировать лицейский социальный педагогический опыт содержания образования организации ОП на основе принципов вариативности и индивидуализации обучения;
  • разработать организационно-содержательную модель индивидуальной накопительной системы оценивания субъектов ОП;
  • определить варианты состава и структуры портфолио;
  • разработать варианты ранжирования и сертифицирования, материалов, составляющих портфолио, а также установить критерии и параметры для их оценки.
  • установить срок, в течение которого индивидуальные учебные достижения являются актуальными и накапливаются в портфолио.
  • разработать проект итогового документа по портфолио для разных ступеней обучения в лицее;
  • реализовать модель портфолио в лицейской практике;
  • организовать в лицее информационную работу с учителями, учащимися и их родителями по разъяснению задач и механизмов действия индивидуальной накопительной оценки.
  • организовать проведение мониторинговых исследований по данной проблематике;
  • обработать полученные результаты, обобщить их и актуализировать на научно-методическом совете и на заседании экспертной группы НТФ ИРРО;
  • определить механизмы взаимодействия индивидуальной накопительной системы оценивания с традиционными системами оценивания результата образованности выпускников;
  • создать в МОУ Лицей организационную структуру, вводящую в действие механизм портфолио в ОП.

Этапы реализации проекта

Этапы деятельности

Месяц

Целевой ориентир

Ожидаемый эффект

Организационно-подготовительный

Сентябрь -октябрь

Формирование пилотной группы (определение состава участников и назначение руководителей).

Определение целевых ориентиров, задач деятельности ПГ, выстраивание проблемного поля, гипотезы исследования.

Составление плана работы творческой группы, графика консультаций с членами группы.

Знакомство с литературой, обобщение и систематизация предшествующего опыта.

Выпуск методических дайджестов. Обоснование темы. Защита программы деятельности группы, обоснования темы на НМС.

Разработка индивидуальной накопительной системы оценивания учащихся на разных ступенях обучения. Систематизация лицейского социального педагогического опыта содержания образования организации ОП на основе принципов вариативности и индивидуализации обучения.

Мобильная рабочая группа педагогов.

План деятельности группы.

График консультаций.

Дайджесты.

Программа деятельности группы.

НМС.

Заседание творческой лаборатории №1.

Зам. директора по УР

Ноябрь

Определение варианта состава и структуры портфолио.

Разработать вариантов ранжирования и сертифицирования, материалов, составляющих портфолио, а также установление критериев и параметров для их оценки. Установление сроков, в течение которого индивидуальные учебные достижения являются актуальными и накапливаются в портфолио. Разработать проекта итогового документа по портфолио для разных ступеней обучения в лицее.

Заседание творческой лаборатории №2,3.

ИМС “Урок XXI века”.

Управленческий проект.

Работа мини-групп на различных уровнях.

НМС

Реализация

Декабрь

Создание в МОУ Лицей организационной структуры, вводящей в действие механизм портфолио в ОП.

Реализация модели портфолио в лицейской практике.

Организация в лицее информационной работы с учителями, учащимися и их родителями по разъяснению задач и механизмов действия индивидуальной накопительной оценки.

Организация и проведение мониторинговых исследований по данной проблематике.

Программа действий.

Использование портфолио в урочной и внеурочной деятельности, в управленческой практике.

Мониторинговые исследования. Анализ, корректировка. Прогнозирование.

Педсовет

Итоговый

Апрель - май

Обработка полученных результатов, обобщение их и актуализация на научно-методическом совете и на заседании экспертной группы НТФ ИРРО.

Определение механизмов взаимодействия индивидуальной накопительной системы оценивания с традиционными системами оценивания результата образованности выпускников.

ЭКО

Проблемно-ориентированный анализ.

Заявка в НТФ ИРРО.