Урок-игра "В поисках сокровищ" (по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ")

Разделы: Литература


Тип урока: урок-игра

Цели:

  • расширять знания учащихся по литературе, географии;
  • проверить знание текста Р.Л. Стивенсона “Остров сокровищ”;
  • обучать навыкам групповой работы;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать интерес и любовь к литературе.

Условия урока-игры. В игре участвуют четыре команды. Они должны пройти несколько этапов. За каждый этап начисляются баллы (команда, набравшая большее количество баллов, получает за урок “5”). Если группа набирает на данном препятствии максимальное количество баллов, то в награду им выдается кусочек карты в запечатанном конверте (на карте указано место, где спрятаны сокровища). Если не хватает баллов для получения карты, то можно взять недостающее количество очков из приобретенных в предыдущих конкурсах.

Конверты с кусочками карты можно вскрыть только тогда, когда они все будут собраны.

1 конкурс. Домашнее задание. Проверяется готовность команд к путешествию. Сможет ли их корабль удержаться на плаву и отправиться в плавание (представление команды: название корабля, свой пиратский флаг, соответствующая экипировка, песня).

Максимальное количество баллов – 5.

2 конкурс. Юный географ. Нельзя отправляться в путешествие, не зная элементарных сведений по географии. Учитель называет любое понятие из географии, участники должны одним словом объяснить это понятие.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Учитель

Участники

Учитель

Участники

Байкал –

Везувий –

Волга –

Гренландия –

Дунай –

Кварц –

Урал –

Франция –

Альпы –

Юпитер –

Модель Земли –

Миссисипи –

Амазонка –

Антарктида –

Малахит –

Малая Медведица-Сатурн –

Австралия –

Австрия –

Балатон -

озеро

вулкан

река

остров

река

минерал

горы

страна

горы

планета

глобус

река

река

материк

минерал

созвездие

планета

материк

страна

озеро

Буревестник –

Сахара –

Кассиопея –

Дунай –

Луна –

Сахалин –

Тундра –

Куба –

Золото –

Афанасий Никитин

Эверест –

Юрий Гагарин –

Чили –

Рио-де-Жанейро –

Солнце –

Магеллан –

Христофор Колумб

Америго Веспуччи -

Жюль Верн –

 

Робинзон Крузо -

птица

пустыня

созвездие

река в Европе

спутник земли

остров

климатический пояс

остров (государство)

драгоценный металл

русский путешественник

гора (самая высокая в мире)

первый космонавт в мире

страна (Южная Америка)

город (Бразилия)

звезда

путешественник

мореплаватель

мореплаватель

французский писатель, известный книгами о путешествиях

литературный герой

 Конкурс 3. Вокруг света. Команда попадает в сильный шторм у одного из континентов, чтобы из него выбраться, необходимо угадать, рядом с какой страной находится корабль. Учитель описывает какую-либо страну, участники должны догадаться, как она называется. Команде дается несколько подсказок, но с каждой подсказкой количество баллов убывает.

Максимальное количество баллов – 14.

1) Население “ 58 млн. человек

Площадь страны = 245,тыс.км2

Государственное устройство — конституционная монархия.

2) Растительность скудна.

3) Государство на северо-западе Европы

4) Язык—английский (государственный)

5) Вероисповедание: англикане, католики

6) Фактически гражданская война с 1969 г. (часть населения желает независимости)

7) Знаменитое озеро Лох-Несс, (в котором якобы проживает чудовище Несен)

8) Музей мадам Тюссо (музей восковых фигур)

9) Часовая башня с колоколом “Биг Бен”

10) Букингемский дворец (королевская резиденция)

11) Шекспир

12) Университеты в Оксфорде и Кембридже

13) Денежная единица — фунт стерлингов

14) Столица — Лондон

1) Пальмы, ананас, банан, кактусы, ягуары, броненосцы, аллигаторы

2) Этнические группы: европейцы — 54%, мулаты — 39%, африканцы — 6%, азиаты — 1%, индейцы —0,2%

3) Вероисповедание: католики, протестанты

4) Население = 161 млн. человек

5) Язык — португальский (государственный), английский, немецкий, итальянский

6) Климат — от тропического до умеренного

7) Денежная единица — реал

8) На севере и востоке омывается Атлантическим океаном

9) Амазонка

10) Гора Корковадо со статуей Христа Спасителя

11) Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро

12) Площадь страны = 8 512 тыс.км2 (по величине занимает пятое место в мире)

13) Государство в Южной Америке

14) Столица — Бразилия

1) Фауна богатая

Площадь страны = 9 970 тыс.км2

2) Почти в каждом городе — музей искусства индейцев

Население - 28,5 млн. человек

3) Язык — английский, французский (оба
государственные)

4) Вероисповедание: католики, протестанты

5) Государство в Северной Америке

6) Омывается Северным Ледовитым, Атлантическим и Тихим океанами

7) Большое количество островов, пресноводных озёр и рек

8) Этнические группы: британцы, французы

9) Часть территории страны в зоне вечной мерзлоты

10) На климат оказывают влияние

океанические течения и океаны

11) Растительность типично тундровая

12) В Калгари: парк динозавров

13) Столица — Оттава,

14) Квебек, Онтарио, Торонто, Монреаль.

1) Растительность богатая из-за жаркого и влажного климата летом

Фауна бедна

2) Государство в Восточной Азии

3) Население = 126 млн. человек

4) Государственное устройство —

конституционная монархия

5) Вероисповедание: синтоизм, буддизм

6) Из Кореи пришёл буддизм в VII в.

7) Омывается Охотским, Японским, Восточно-

Китайским морями и Тихим океаном

8) Денежная единица — иена

9) 188 вулканов, 40 из них активные

10) Площадь страны ~ 378 тыс.км2 (четыре крупных острова и тысяча мелких)

11) В 1941 г. эта страна уничтожила американскую военную базу в Пёрл-Харборе

12) В ответ американцы нанесли по Хиросиме и Нагасаке атомные бомбы

13) Столица — Токио

14) Спор с Россией из-за Курильских островов

Конкурс 4. Ответить на вопросы по тексту Р.Л. Стивенсона “Остров Сокровищ” и по истории создания этой книги. Каждой команде задается по несколько вопросов. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Примерный перечень вопросов:

  • В чем суть черной метки?
  • Какая кличка была у Джона Сильвера? Почему?
  • Назовите любимую песню капитана.
  • Как Джон Сильвер оказался на корабле?
  • Как бочка с яблоками спасла жизнь путешественникам?
  • Что случилось с честными матросами, которые были на корабле?
  • Кто нашел сокровища?
  • Какой указатель к сокровищам нашли пираты?
  • Что случилось в конце с капитаном Сильвером?
  • Что случилось в конце книги с Беном Ганном?
  • На кого был похож остров сокровищ?
  • Как появилась книга “Остров сокровищ”? (Стивенсон случайно нарисовал карту).
  • Кто придумал содержимое сундука Билли Бонса? (Отец Стивенсона).
  • Кто такой капитан Кидд? (Легендарный пират).
  • Какова была судьба первого издания книги? (Весь тираж очень быстро разошелся в большом количестве).
  • Как сначала называлась книга? (“Судовой повар”)
  • Почему в книге нет женщин? (Так было задумано автором).

Конкурс 5. На корабле после бури произошла поломка, чтобы ее починить необходимо объяснить следующие морские понятия:

камбуз – кухня на судне,

кают-компания – общее для командного состава помещение на судне,

корма – задняя часть судна,

фок-мачта – первая, передняя мачта,

стюард – буфетчик,

грот-мачта – средняя, самая высокая мачта,

балласт – груз,

клипер – быстроходное парусное судно,

брам-стеньга – верхняя часть мачты,

брамсель – один из парусов судна,

брашпиль – механизм для поднятия якорей и других тяжестей.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Конкурс 6. Силовой конкурс для капитанов команд (борются на кулаках).

Подводятся итоги. Команда, собравшая все кусочки карты, расшифровывает ее и отправляется на поиски сокровищ. Команда, набравшая максимальное количество баллов, получает оценки.

Список литературы.

  1. Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. М., 1984.
  2. Белоусов Р.С. Откуда Вы, пират Джон Сильвер?// Белоусов Р.С. Тайна Иппокрены. М., 1978.
  3. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. М., “Аквариум”, 2001.
  4. Сабатини Р. Одиссея капитана Блада. Стивенсон Р.Л. Остров Сокровищ. М., “Правда”, 1987.