В Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями обращаются родители с детьми-инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии, в возрасте от трёх до шестнадцати лет. Как правило, ребята не организованы: они никогда не посещали специальные (коррекционные) дошкольные и школьные образовательные учреждения, либо ранее были выведены из их состава. В подавляющем большинстве случаев отделение является для родителей последней надеждой, у каждого из них своя история “хождения по мукам”, а заключение одно – ребёнок не обучаем.
Особую сложность, по ряду причин, описанных ниже, представляет реабилитация детей с ранним детским аутизмом и близкими к нему состояниями (таких детей у нас в отделении 16 человек).
Слово “аутизм” происходит от латинского “autos”, что значит “сам”. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком. Аутизм достаточно распространенное состояние, встречающееся примерно в 3-6 случаях на 10000 детей, у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. По свидетельству доктора медицинских наук В. Е. Кагана, “в городе с миллионным населением неконтактных детей будет, как минимум, 120-150”! Сколько таких детей в нашем городе и области - не знает никто.
Природа аутизма до сих пор не определена. Одни ученые видят причину возникновения этого синдрома в генетической предрасположенности, другие - в неблагоприятной экологической обстановке, третьи даже винят комбинированные вакцины, которыми прививают малышей, четвертые говорят о комплексе причин. Пока ясно одно - аутизм не знает расовых, национальных или социальных границ, аутисты рождаются в разных странах, в семьях с разным достатком и разным уровнем образования родителей. Аутизм нельзя “вычислить” генетически, ни одна генетическая лаборатория в мире не скажет беременной женщине, родится у нее ребенок с “ледяным” взглядом на мир или нет. Нельзя подстраховаться, предохраниться.
Аутизм последнее время привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван с одной стороны достижениями в области его клинического изучения, а с другой - неотложностью и сложностью практических вопросов терапии и коррекции. Остро стоит и вопрос о ранней диагностике: поскольку предполагается, что 1 из 10 детей, получающих диагноз умственной отсталости, на самом деле страдает аутизмом.
Несмотря на то, что аутизм имеет широкий спектр проявлений, основные симптомы являются общими. Это желание уйти от контакта, экстремальное одиночество и стремление к навязчивым стереотипным, ритуальным формам поведения. Отмечается также необычное речевое развитие (а в некоторых случаях возможно полное отсутствие речи), вычурность движений, неадекватная реакция на сенсорные (то есть, воздействующие на органы чувств) раздражители. Однако наиболее ярко проявляются при аутизме собственно аутизм и стереотипное поведение.
Собственно аутизм проявляется как отгороженность от других людей и от мира в целом. Она возникает из-за особой ранимости. Аутичные дети не умеют вступать в контакт, общаться, и их реакция на внешние воздействия парадоксальна с точки зрения других людей. Частым аутичным проявлением является невозможность, боязнь взглянуть в лицо человека, в его глаза, общаться с ним один на один. При настойчивом стремлении войти в контакт с таким ребенком, у него может нарастать тревога, страх, он может начать вести себя агрессивно по отношению к себе или к другим людям. Потребность в общении у аутичных детей есть, но сама реализация этой потребности затруднена и искажена. Аутичный ребенок стремиться быть “рядом” с другими, а не “вместе” с другими. Он может подолгу наблюдать за игрой детей, играть рядом с ними, брать у них игрушки, но не вступать в совместную игру и не общаться с ними.
Стереотипное поведение также связано с тревожностью и ранимостью аутичных детей. Из-за их сверхчувствительности у них возникает много страхов, непонятных окружающим. Так, они могут бояться громкого гула работающего пылесоса, яркого света, группы шумных, подвижных детей. Поэтому, аутичные дети стремятся сохранить неизменным, а значит предсказуемым, устойчивым, мир вокруг себя. Они хотят ходить одним и тем же привычным маршрутом, есть одну и ту же привычную пищу, носить одну и ту же привычную одежду, видеть вокруг себя одних и тех же людей, получать одни и те же впечатления. Они предпочитают находиться в компании более предсказуемых знакомых взрослых. Все новое кажется им страшным, и поэтому вызывает дискомфорт. При этом, поскольку их связи с миром не достаточно широки, они испытывают недостаток положительных ощущений и эмоций и восполняют его доступным для себя способом. Так возникают самораздражающие действия и движения, которые на профессиональном языке называются стереотипиями, поскольку носят устойчивый, однообразный, навязчивый характер. Все выше описанные тенденции и формируют стереотипное, ритуальное поведение.
Игры аутичных детей также состоят из стереотипных манипуляций предметами или обыгрывание отдельных их качеств, например, ключи - звенят, пакет - шуршит и так далее.
Общие закономерности развития аутичных детей отражаются и на развитии их интеллекта: некоторые психические функции могут опережать, другие запаздывать в своем формировании. Трудности вызывает все, что требует активного взаимодействия с миром. Например, некоторые дети тонко различают оттенки цветов, выкладывают сложные орнаменты, интересуются буквами и при этом с трудом овладевают навыками самообслуживания, с трудом выполняют просьбы взрослого.
Аутизм нельзя называть ни болезнью, ни даже неполноценностью в обычном смысле этих слов. По мнению профессионалов, аутичные дети часто обладают незаурядными талантом и умом. Как сказал один из врачей отчаявшемуся родителю: “Вы должны достучаться до его внутреннего мира, поверьте, он стоит того”. У этих детей замечательные творческие способности к музыке, поэзии, живописи, математике и т. д. Многие воспитанники специалистов по аутизму после долгих лет трудной работы как бы “раскрываются”, выносят в мир то, что так долго копили в себе. Некоторые из этих ребят учатся в консерваториях, в элитных вузах, ибо обладают нетривиальной системой мышления. У аутизма есть несколько степеней сложности, но даже самые трудные дети дают надежду на адаптацию в том случае, если при первых признаках неблагополучия оказать профессиональную помощь.
Средством, способным помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, является музыкотерапия. Мы рассматриваем музыкотерапию применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
В сочетании с другими видами коррекционной работы, музыкотерапия способствует развитию эмоциональной-волевой сферы, повышает качество коммуникации, усиливает способности к саморегуляции.
Дети с ранним детским аутизмом являются особой категорией, для большинства из них музыка является сверхценным интересом и оказывается единственно возможной для них “линией связи” с окружающим миром в течение долгого времени. Одна из причин, почему музыка так притягательна, заключается в том, что она не требует участия речи, столь трудной для большинства детей с аутизмом. Другая причина кроется в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций, которые, как представляется на первый взгляд, чужды человеку с аутизмом. Музыкотерапия может служить страдающему ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, а также средством выразить себя именно на доступном ему уровне.
За 3 года нашей работы с аутичными детьми на занятиях музыкотерапии, сформировались постоянные группы, в которые подбирались дети по возрасту, сходству их проблем в социальной адаптации, по психологической совместимости и другим критериям.
Как правило, до объединения детей в группу, каждый ребенок проходит этап индивидуальных занятий (это особенно важно, когда мы встречаемся с ребенком замкнутым, тревожным, избегающим контактов). Следует очень внимательно отнестись именно к первым встречам с ребенком, потому что от них во многом зависит успех дальнейшей работы. Стремясь установить с ребенком контакт, помочь ему изменить свое состояние, настроить на взаимодействие с окружающими, мы не требуем, чтобы ребенок действовал по правилам, не ограничиваем позитивную активность ребенка.
Роль взрослого на этапе знакомства - прежде всего роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком.
Для некоторых детей на первых порах было необходимо присутствие мамы. В этом случае существенно, чтобы мама также с увлечением выполняла всё, что необходимо по ходу занятия, вместе с ребёнком, и не пыталась как-то воздействовать на него.
На данный момент функционируют 2 группы, которые постоянно посещают 12 детей с нарушениями общения (аутизмом и близкими к нему состояниями) в возрасте от 3 до 11 лет. Вновь поступившие дети вводятся на занятия музыкотерапией пробно для выяснения их коммуникационных возможностей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.
Обобщая опыт работы, нами были определены цель, задачи, структура и содержание занятий музыкотерапией для данной категории детей. В процессе работы они порой менялись с точностью “до наоборот”. Так, западные психотерапевты начинают занятия с участием родителей и постепенно приходят к индивидуальным занятиям. В начале нашей деятельности, на занятиях присутствовали все специалисты отделения в качестве сопровождающих для каждого ребёнка. Они чутко следили за малейшими изменениями настроения, поведения детей, помогали им справиться с новыми сложными для них задачами. Родители не смогли бы настолько профессионально сработать на данном этапе, они не были готовы коренным образом поменять манеру общения с собственным ребёнком и лишь изредка присутствовали на занятиях, чтобы увидеть положительную динамику детей (мамы даже приглашали пап, чтобы продемонстрировать достижения ребёнка).
Чтобы подвести родителей к верному пониманию проблем их детей, учитывая недостаток времени для личного общения с каждым (хотя о каждом ребёнке мы говорим после занятий), я собрала практически все научные статьи, публикации специалистов, из опыта родителей и раздала желающим материал на дискетах, затем мы обсудили интересующие моменты. Также были отпечатаны слова песен, включённых в занятия, переписаны кассеты с музыкой и розданы родителям, что позволило им заниматься с детьми дома (дети с удовольствием и многократно готовы слушать любимую музыку, петь и танцевать).
На данный момент каждый ребёнок достаточно успешно работает в паре с собственной мамой или бабушкой. Родители увлечённо исполняют все упражнения в процессе занятия, радуются вместе с детьми, у них появились общие интересы.
На занятиях музыкотерапией мы не ставим себе целью развитие собственно музыкальных способностей или овладение навыками пения и игры на музыкальных инструментах.
Логоритмика, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы - основные элементы занятий - направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.
Приведем некоторые приемы установления контакта, применяемые в музыкотерапии.
1. Сопровождение действий ребенка музыкальным отрывком, исполняемым на фортепиано, бубне и др., созвучным его настроению и характеру действий (например, “Молдовеняска” - для бега, “Полечка” - для прыжков).
2. Сопровождение голосом - педагог комментирует движения, выполняемые ребенком, при этом текст пропевается под мелодию, соответствующую настроению ребенка (например, “побежали, покружились и на место сели”).
Эти способы знакомства возможны, если ребенок проявляет активность, передвигается по комнате, разглядывает ее, берет в руки музыкальные инструменты и т.д., но избегает прямого контакта со взрослым, а также если ребенок внешне пассивен, погружен в себя, не интересуется окружающим, не смотрит на взрослого, не вступает в диалог. Такое поведение взрослого является наиболее безопасным (не пугает и не настораживает ребенка) и дает возможность установить взаимодействие.
3. Совместная игра на музыкальных инструментах - еще один вариант установления контакта с ребенком. Дети с первых занятий проявляют живой интерес к ярким и необычным орф-инструментам (методы Орф-педагогики, материалы, привезённые автором с международных музыкально-педагогических конференций, активно используются на всех занятиях и дают потрясающий результат). Взрослый не должен стремиться к достижению музыкального результата и как-то корректировать действия ребенка (если они не носят явно разрушительного характера). Важно дать ребенку возможность самостоятельно обследовать, опробовать инструменты, выбрать особо понравившийся, выразить себя, а педагог может подыграть на том или другом инструменте.
Совместное музицирование может возникнуть далеко не сразу. Иногда ребенок не позволяет взрослому вмешиваться в его игру и только постепенно, через какое-то время, удается добиться музыкального диалога (так было с Сашей: сначала он забирал металлофон и играл сам, позднее – брал руки педагога и, вкладывая в её руки молоточек, жестами предлагал присоединиться к игре).
На этом этапе, следуя за ребенком, мы стараемся понять, что радует его, пугает или настораживает, как влияет на его состояние разная по характеру музыка, звучание музыкальных инструментов.
4. Всем нашим детям присуща особая музыкальность, поэтому, выяснив у родителей их музыкальные предпочтения, мы пытаемся привлечь к себе внимание, взгляд ребёнка, исполняя его любимые песенки (так, напевая “Песню Чебурашки” много раз подряд, удалось привлечь внимание Саши, что не удавалось сделать другими приёмами).
Используя на занятиях игровые элементы, мы постепенно задаем правила игры и побуждаем ребенка следовать этим правилам, чтобы направить работу на овладение ребенком какой-либо формой поведения или выработку определенного навыка.
Мы стараемся ритуализировать занятие уже на первом этапе работы (соблюдать постоянную структуру, последовательность разных видов музыкальной деятельности), если ребенок не сопротивляется этому (как правило, дети с нарушениями общения привносят и свои стереотипы). Ритуал становится канвой занятия, которую музыкотерапевт как импровизатор и исполнитель должен представлять, прежде чем наполнить ее необходимым содержанием. Повторяющиеся элементы занятий и музыкальные произведения создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.
Основные ритуалы связаны с началом и окончанием занятия - музыкальными приветствием и прощанием. Они заключаются в пропевании с аккомпанементом или без него слов, обращенных к ребенку или группе и ответа на них (“Здравствуйте, ребята – Здра-вству-йте” или “Меня зовут Лена - Меня зовут Данил”).
Приветствие помогает установить между педагогом и ребенком мягкие доверительные отношения и, став для детей привычным, оказывается пусковым механизмом, включающим их в работу. Для приветствия и прощания используется какой - либо шумовой инструмент (чаще всего бубен, у него не очень резкое звучание и в то же время он достаточно четко фиксирует ритм фразы). В дальнейшем обращение к ребенку может быть более индивидуальным: с тем инструментом, который нравится ему, с теми словами, которые обрадуют или успокоят его. На первых занятиях, когда ребенок еще не привык к ритуалу, ему помогает педагог (играет на инструменте в ответ и произносит приветствие как бы за ребенка).
Прощание - завершающий аккорд, которым подводится итог занятия. Прощаться, также как и здороваться, можно с каждым ребенком отдельно или со всей группой.
В дальнейшем, если дети достаточно освоили эти ритуалы и охотно в них участвуют их можно несколько усложнить, добавив после слов приветствия или прощания еще какой - либо вопрос. Дети (по отдельности и вместе) отвечают на этот вопрос. Диалог расширяется.
Ритуалами, т.е. знакомыми, повторяющимися действиями, можно связывать переходы от одних видов деятельности к другим. Например, любой танец начинается с того, что дети становятся в круг и берут друг друга за руки (разумеется, в некоторых случаях все это делается с помощью педагогов или родителей). Многих детей очень радует возможность предвосхищать события, когда, услышав знакомую мелодию, название песни или игры, они знают, что им предстоит делать то, с чем они уже неоднократно справлялись. Для кого-то очень существенным шагом в развитии оказывается усвоение последовательных действий.
Чередование различных видов деятельности позволяет выстраивать динамику занятия. Исходя из наших целей, занятие может быть построено на смене настроений (расслабление и возбуждение) или с наличием кульминации, когда происходит постепенное эмоциональное насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющиеся к концу занятия расслаблением (от лирически мелодий и плавных движений до бравурных, энергичных, высвобождающих энергию, и затем постепенное расслабление). Однако часто приходится отступать от первоначального замысла, исходя из состояния детей, в котором они приходят на занятие. Так, например, если дети возбуждены и им сегодня особенно трудно усидеть на месте, лучше начинать с подвижных игр, танцев - это облегчит переход к занятиям, не требующим физической активности.
Рассмотрим один из возможных вариантов занятия, основная задача которого - научить детей работать в группе, общаться друг с другом и с педагогом, выполнять единое действие.
Приветствие. Педагог, присаживаясь на корточки возле каждого ребенка, поет, аккомпанируя себе на бубне: “Здравствуй, Яша”, “Здравствуй, Кирилл”, и т. д. Дети отвечают, ударяя по бубну. Если ребенок молчит, педагог берет его руку и, ударяя по бубну, здоровается как бы от его имени.
Завершив ритуал приветствия, дети берут друг друга за руки. Они уже знают, что вслед за приветствием будут двигаться под музыку “змейкой” между разложенными на полу разноцветными кольцами (возможны любые препятствия: предметы, стулья). Педагог напоминает правила игры: во время звучания музыки цепочка движется по залу в любом направлении, “ищем новые дорожки”. Но как только музыка смолкнет, движение прекращается. На каждого ребенка вначале приходился один взрослый, в дальнейшем количество взрослых, принимающих участие в этом упражнении, уменьшалось, а дети выстраивались, держа друг друга за руки. Взрослые находились только по краям.
После движения “змейкой” дети встают в пары с помощниками и выполняют логоритмическую разминку.
Затем все становятся или садятся в круг. С этого момента начинается работа по стимуляции речи. Активно используется пальчиковая гимнастика с проговариванием стихов (В.В.Цвынтарный “Играем пальчиками и развиваем речь”.- Н.Новгород, 1995).
Далее музыкотерапевт начинает напевать песни под фортепиано или аудиозаписи (программа Т.Сауко, А.Бурениной “Топ-хлоп, малыши” - СПб, 2001). Педагоги и помощники на протяжении всего занятия поют лицо в лицо с детьми, хорошо, если есть тактильный контакт (педагог держит ребенка за руку). Музыкотерапевт как бы призывает ребенка помочь ему петь, особенно выделяя голосом повторяющиеся фрагменты (“би-би-би”, “ля-ля-ля”...). Может потребоваться много времени, пока ребенок начнет произносить в ответ первые звуки.
У каждого из ребят есть своя любимая песня, танец, игра с пропеванием. Мы стараемся, чтобы в этом действии участвовали все дети (если кто-то не поет, то выполняет соответствующие движения).
После этого начинается совместная игра на музыкальных инструментах. Для исполнения берутся мелодии, звучащие из занятия в занятие, хорошо знакомые детям.
В конце занятия - хороводы, причем на вопрос: “Что мы сейчас будем танцевать?”, некоторые дети уже могут ответить, например: “Здравствуйте, до свидания”. Хоровод сопровождается пением, но петь и танцевать одновременно дети не могут. Дети берут за руки ассистентов и приглашают (словами или движениями) танцевать. Все это им знакомо, поэтому не страшно.
Заканчивается занятие прощанием. Дети садятся на те же места, что при приветствии, педагог берет бубен и вступает с ними в диалог: “До свидания, Алик” и т.д.
В другие занятия с этой же группой кроме обычных ритуалов, исполнения песен и хороводов включаются игры. Выбор игры зависит от настроения детей (если они слишком возбуждены, их надо успокоить и т.д.).
За время занятий в этой группе дети постепенно научились самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появился песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они теперь могут не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.
Например, Кирилл К. (9 лет, аутизм) до занятий в нашем Центре был практически изолирован дома, никогда не посещал детских учреждений. Он демонстрировал нолевое поведение, не ориентировался в пространстве, совершенно отсутствовал контакт с людьми в любом его проявлении. Кирилл – крупный и сильный мальчик, с ним было очень сложно справиться: он метался по коридору, натыкаясь на сотрудников, щипал и царапал их, издавал нечленораздельные звуки. В группу музыкотерапии попал после нескольких месяцев индивидуальных занятий с психологом отделения, которая подготовила его находиться рядом с людьми, в коллективе сверстников. Она же сопровождала его на занятии музыкотерапией. Сначала Кирилл лежал на диване, отвернувшись к стене, а психолог сидела рядом, комментируя всё происходящее в музыкальном зале. Затем он начал поворачиваться, наблюдать за детьми и педагогами, постепенно стал подниматься и ходить по залу. Аудиозаписи и слова песен, стихов я переписывала родителям, и они дома, включая музыку, вместе с ребёнком пели и плясали, выполняли все упражнения. Родители сыграли огромную роль в продвижении своих детей. Так Кирилл научился брать маму за руки “лодочкой” и, качаясь из стороны в сторону, кружась, исполнял танец “Кукла с мишкой”. К концу года он полностью выполнял все элементы занятий: маршировал, ходил “на носочках” и т.п., водил хороводы, произносил звуки логоритмики “ш-ш-ш”, “у-у-у”, “мя-а-а-у”, “ау”; стал интересоваться детьми, рассматривать их. Самой большой наградой за хорошую работу для него стала “игра” на пианино в конце занятия. Когда занятия не проводились, родители отмечали, что Кирилл “скучает”. Они очень дорожат занятиями музыкотерапией, подчёркивая её огромную значимость и эффективность в развитии их сына.
Занятия музыкотерапией в группе детей с нарушениями общения являются мощным стимулятором развития их эмоциональной сферы, повышают качество коммуникации, усиливают способности к саморегуляции, поднимают мышечный тонус, вовлекают неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым, способствуют появлению первых звуков.
Совместные занятия музыкой могут постепенно приучать к коллективу и дисциплине; для ребёнка аутичного или страдающего иными нарушениями, затрудняющими словесное общение, музыка иногда оказывается единственным средством спасения от нарастающей изоляции.
Таким образом, музыкотерапия в процессе реабилитации аутичных детей необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями в сочетании с другими видами коррекционной работы.