В последние годы остро встала проблема адаптации первоклассников к школьной жизни, так как в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20-25%. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья, поэтому вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Успешность начального периода адаптации к школе во многом определяет весь дальнейший процесс обучения и развития организма, поэтому очень важно учитывать в этот период особенности психического и физического развития ребенка и состояние его здоровья.
Обратимся к теории. Ряд авторов [1] выделяет три основных этапа физиологической адаптации.
Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм ребенка отвечает бурной реакцией и значительным напряжением. По моим наблюдениям, маленькие ученики начинают жаловаться на головную боль, на боли в животе, отсутствие аппетита, слабость, вялость, часто отвлекаются на уроке, в определенный момент им вдруг не нравится учиться, трудно утром вставать. Эта физиологическая буря длится достаточно долго (2-3 недели)
Второй этап – период неустойчивого приспособления. На данном этапе организм ребенка ищет оптимальные или близкие к ним варианты реакций на новообразования.
Многие дети уже способны достаточное время работать на уроке, не отвлекаясь, им начинает нравиться учиться. В этом же периоде я наблюдала всплеск простудных заболеваний.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.
Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, то есть этот период продолжается, по мнению нижеперечисленных авторов [1], до 10-15 октября, а наиболее сложными являются первые 4 недели. В первые недели обучения изменения, происходящие в организме ребенка, по интенсивности и напряженности можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный, организм экстремальных нагрузок. Этот пример убедительно показывает, насколько труден для ребенка процесс физиологической адаптации к школе.
Считается, что только на 5-6 неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показателями работоспособности, снижается напряжение организма, наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.
Период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделях обучения, но по моим наблюдениям, наблюдениям многих учителей, весь первый год можно считать для большинства детей периодом неустойчивого и напряженного состояния организма, то есть периодом адаптации к школе.
Не менее важным оказывается процесс адаптации и для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение, отсюда возникают различные проблемы:
- За какую парту посадить ребенка?
- Что он знает и умеет?
- Каков его режим дня?
- Какая у него семья?
- Какие проблемы в семье, как эти проблемы влияют на здоровье ребенка?
- Как реагировать учителю на поведение, настроение ребенка?
- Какая нужна помощь ребенку?
- Как ребенок реагирует на предложения, замечания учителя?
Вот неполный перечень проблем, которые возникают в первый день и все сразу. Эти трудности отмечают учителя в конце первого дня с новым классом, я также столкнулась с ними. Поэтому, для снятия острого напряжения в первые дни пребывания ребенка в школе, я предлагаю следующий ряд мероприятий:
- Учитель будущих первоклассников выходит в ДОУ сначала для знакомства с коллективом родителей. На первом родительском собрании рассказывает о себе, о школе, о сложном периоде адаптации. Для снятия вышеперечисленных проблем предлагает родителям курс “Психологическая подготовка родителей и ребенка к школе”, который включает в себя 10 игровых занятий с детьми и занятий с родителями.
- На базе образовательного учреждения проводится День открытых дверей для родителей будущих первоклассников, где они могут познакомиться со школой, с администрацией, с организацией учебного процесса в начальной школе, задать вопросы. Будущих первоклассников приглашают на игровую экскурсию по школе, игровое занятие. (Приложение №1).
- Родителям будущих первоклассников предлагаем следующий курс лекций:
1) Роль родительских собраний для учителя и родителя.
2) Родители – первые учителя детей.
3) Физиологические особенности шестилетних, семилетних детей.
4) Особенности восприятия, мышления, памяти, эмоций шестилетних, семилетних детей.
5) Позитивная и негативная оценка ребенка.
6) Отличия в функциональной организации мозга взрослого и ребенка.
7) Десять заповедей для родителей будущего первоклассника.
8) Режим дня первоклассника.
Все эти мероприятия помогают будущим ученикам и учителю прожить первые учебные дни (1-2 неделя) без особого напряжения. Об этом свидетельствуют высказывания родителей первоклассников 2004-2005 учебного года, которые отметили в анкетах, что в организации режима дня, в помощи детям – ученикам им помогли занятия на курсах, а также из 28 опрошенных, 25 учащихся идут в школу с радостью, 23 ученика начинают приспосабливаться к школьному режиму, о школе у ребенка в основном положительное впечатление – 24 ученика, практически не жалуются, что их обижают одноклассники - 23 человека, на уроке отстают – 5 человек.
Примечания:
[1] 1. Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н. Управление современной школой. Ростов-на-Дону, “Учитель”, 2005
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы. Москва, “Вако”, 2004
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. Москва, “Аркти”, 2003.