Формирование орфографической зоркости в классах КРО

Разделы: Начальная школа


“Язык - важнейшее средство общения между людьми. Усваивая родной язык, ребенок усваивает множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов. Родной язык становится для него "величайшим народным наставником, удивительным педагогом " (К.Д.Ушинский)

Одним из условий, которое определяет эффективность обучения младших школьников русскому языку, является необходимость осуществления в учебном процессе взаимосвязи между лексикой, фонетикой, графикой, грамматикой и орфографией. Ведь все эти стороны языка находятся в единстве и тесной взаимосвязи. Предполагается, что учащиеся, освоив комплекс знаний из разных разделов науки о языке, получат определенный круг знаний, умений, навыков, которые будут усвоены ими вполне осмысленно, прочно, чтобы не было нужды заново изучать это в дальнейшем.

Опыт работы в школе показывает, что в последние годы увеличился количественный состав обучающихся с различными отклонениями в развитии (обучающиеся с особыми образовательными нуждами) Основные трудности, которые возникают в работе с этой категорией детей можно сформулировать следующим образом:

1) стойкие нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью языковых средств;

2) низкая концентрация внимания;

3) ограниченный словарный запас;

4) низкая продуктивность мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, классификация)

5) особенности памяти - "медленное запоминание, быстрое забывание."

Вышеперечисленные проблемы детей накладывают большой отпечаток на овладение ими грамотой, а позже и правописанием. Трудно учителю добиться формирования у названной категории обучающихся орфографического навыка, при котором пишущий не думает о том какие буквы надо писать в том или другом слове, он делает это без особого напряжения сознания. Поэтому отработка навыка орфографической зоркости является для учителя начальных классов основополагающей задачей. Для наиболее успешной реализации поставленной проблемы необходимо знать о возможных психологических причинах, обуславливающих недоразвитость орфографической зоркости. Исходя из многолетнего опыта работы, на основе анализа диагностического материала по искомой проблеме возможными причинами недоразвитости орфографической зоркости могут быть следующие:

  1. Недостаточное развитие фонематического слуха;
  2. Низкий уровень объёма и распределения внимания;
  3. Низкий уровень развития кратковременной памяти;
  4. Низкий уровень развития произвольности
  5. и как результат – несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)

Для преодоления причин, приведших к недоразвитию орфографической зоркости, существует ряд психодиагностических методик. (приложение №1)

В пропедевтический период работы с названной группой обучающихся нарабатывается своеобразный фундамент, основанный на развитии, преодолении пробелов и недостатков в работе высших психических функций, необходимых для формирования грамотности. В дальнейшей работе мы используем навыки, полученные за данный период, интегрируя их с конкретным программным материалом по русскому языку. Синтезируя различные методики по данной проблеме (К.А.Москаленко, И.Т.Федоренко, Н.П.Локаловой…) и анализируя собственный опыт работы с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, именно у этой группы обучающихся наиболее ярко проявляются все вышеперечисленные проблемы, (в дальнейшем КРО), в нашей методической копилке появилась своя адаптированная методика, элементы которой мы предлагаем вашему вниманию.

На уроках русского языка работа над словом строится следующим образом:

1) поиск “ошибкоопасных” мест в слове;

2) анализ исследуемого слова: фонетический, морфологический, морфемный, этимологический;

3) классификация орфограммы;

4) запись нужной буквы.

Систематическая работа в этом направлении ведет к тому, что уже не учитель (как на первых порах), а сами дети находят “ошибкоопасные” места в слове, то есть ставят перед собой проблему и пытаются решить ее. Учитывая особенности внимания, восприятия, памяти детей данной категории основными помощниками, после учителя, становятся опоры, схемы, таблицы, которые помогают ребенку в трудной "орфографической" ситуации выстроить алгоритм рассуждений, Иначе говоря, основной упор делается на работу зрительного анализатора. Наглядный материал представлен рядом речевых таблиц, которые призваны облегчить осмысленное запоминание и выстроить цепочку логических рассуждений.

В период изучения темы “Состав слова” решаются задачи, имеющие большое значение в дальнейшем успешном усвоении учащимися грамматических заданий и орфографических навыков. Главная из задач - довести до сознания учащихся сущность морфологического принципа, который определяет правильное написание большинства слов русского языка. Сущность принципа заключается в том, что графическое воспроизведение речи исходит из морфологического состава слова. На письме фиксируются морфемы, составляющие слово, при этом графический образ морфем остается единым в различных фонетических условиях. В рамках изучения этой темы используется соответствующая таблица.

Следующая таблица “Правописание безударной гласной” Назначение данного пособия - дать понятие о том, что написание безударной гласной напрямую зависит от того, в какой части слова она находится. Работу начинаю с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением и непроверяемой ударением. Затем детям предлагаются варианты наиболее распространённых написаний гласной в приставке, суффиксе, окончании (приложение № 2.) Особое внимание обращаю на написание гласных букв в окончании. В рамках этой темы существует своя мини-таблица.

Особенности внимания и памяти детей в классах КРО не всегда позволяют в полной мере усвоить написание безударной гласной в корне слова непроверяемой ударением (словарные слова.) Используются различные приемы, повышающие процент запоминания:

]. Ребусы:

од (народ)

  р

2. Изографы.

3. Загадки, пословицы , поговорки: “Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова”

4. "Уярчеиие" орфограммы: девчка.

5. Обращение к этимологии слова.

Используются различные приемы записи словарных слов:

  • но темам,
  • по однородным орфограммам...
  • игры и творческие задания.

Следующая таблица помогает учащимся освоить “Правописание парных согласных”. Она знакомит с основными способами проверки (приложение.№ 3)

В чём мы видим положительные моменты в работе с таблицами:

  1. Различные условные обозначения: стрелки, подчеркивания, цветовое разграничение, рисунки – всё это требует определённой мыслительной деятельности;
  2. Компактное расположение материала (в столбик) позволяет построить работу над орфограммой по этапам,
  3. Наличие наиболее употребляемых морфем в таблицах служит материалом для грамматического конструирования, следовательно, способствует обогащению словаря, развитию речи учащихся, тем самым создает дополнительные возможности для формирования орфографических навыков.

С первого класса практикуем методический приём “комментированного письма”, предложенный педагогом и учёным К.А.Москаленко. “Комментированное письмо – это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса” (К.А.Москаленко) Оно заключается в следующем:

-учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;

-один из учеников, вначале это лучший по успеваемости, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение); никто не пишет

- затем он же комментирует (объясняет правописание ) слово (второе предупреждение)

-ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои записи в области грамматики;

-если комментирующий ученик затрудняется, ему помогает другой учащийся.

Такой вид деятельности позволяет уже на ранних этапах закладывать своеобразный фундамент предупреждения ошибок, а в конечном итоге - грамотного письма. Это благотворно сказывается на внутреннем состоянии ребёнка. Создание ситуации успеха способствует продвижению ребёнка в личностном развитии Кроме того, комментированное письмо помогает реализовать процесс повторения пройденного материала, что способствует переходу изучаемого материала из кратковременной памяти в долговременную. Реализуется основной метод при обучении русскому языку – предупреждение ошибок, в конечном итоге к формированию орфографической зоркости.

Осуществление вышеуказанной работы с детьми было бы невозможно, если параллельно не проводилась бы работа по обогащению активного словаря учащихся. С этой целью составляются и проводятся литературные викторины, смысловая нагрузка которых заключается в обогащении активного словаря и накоплении теоретических знаний.

Программное содержание одних отражает содержание учебника “Родная речь” и используется на уроках обобщения и закрепления. Предложенные задания выстраиваются по уровням сложности. Одни – требуют поработать с текстом (найти нужный отрывок), другие – определить смысл произведения, задумку автора. Например, после изучения темы "Былины" детям предлагаются следующие задания:

1. В рубрике “Историко-литературный комментарий” - дай толкование слов.

2. В рубрике “Знание текста”- назови героя произведения по данной характеристике.

После изучения раздела “Я и мои друзья” кроме уже названных предлагаются задания:

1. С какими произведениями можно соотнести следующие пословицы:

“Нет лучше дружка, чем родная матушка” -

“Вежливости открываются все двери” -

“Красив тот, кто красиво поступает” -

“Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить” -

“ Одна ложка дёгтя портит бочку мёда” -

2. Найди продолжение к каждой пословице.

Нет друга - ищи, коли делать нечего
При солнышке тепло, своей тени боится
Скучен день до вечера,   а нашёл - береги
Трус при матушке добро

3. Как ты понимаешь выражения:

“Не разлей водой” -

“Дрожать, как осиновый лист” -

“Кататься как сыр в масле” -

Очень часто материал для викторины берётся из литературы для внеклассной деятельности.

Используются в работе и тестовые задания по теме “Лексика”

  1. Закончи предложения: Этот камень мокрый, а тот …
  2. Подчеркни нужное слово: Мы собирали грибы в (ёлочном, еловом) лесу.
  3. В скобках найди синонимы к слову ХОРОШИЙ (отличный, прекрасный, плохой, чистый)

Хотя государственным стандартом не предусмотрена работа с тестами в классах КРО, мы предлагаем её ребятам в качестве знакомства с данным видом деятельности, корректируя предлагаемый материал и составляя его с учетом того, что:

1. Объем и уровень сложности теста ниже стандартного;

2. Тестовые задания охватывают материал, пройденный за несколько последних уроков.

Чтобы упрочить полученные детьми знания, научить их решать грамматические задачи в органической связи с орфографическими в действие вводится работа с “Орфографической тетрадью.” Цель ее - тренинг дома. Форма работы - серии заданий с различной орфографической задачей (правописание безударных окончаний прилагательных, существительных...) Объём – 10-11 слов, словосочетаний.

В чем мы видим положительные моменты в работе с тетрадью:

1. Осуществление обратной связи;

2. Закрепление пройденного материала;

3. Накопляемость отметок;

4. Взаимосвязь с родителями.

Мы рассмотрели аспекты фронтальной работы. Но, говоря о детях с особыми образовательными нуждами, на первое место выходит индивидуальная работа с каждым учеником ( этом плане нами особенно приветствуется создание классов КРО) С этой целью в вариативной части БУПа ( школьный компонент) предусмотрены индивидуальные коррекционные занятия по подгруппам (учитель + логопед). В содержание этих занятий обязательно заложены определённые аспекты, способствующие отработке орфографической зоркости.

Для достижения поставленной цели учителем ведётся курс индивидуальных коррекционных занятий, содержание которых основывается на методике "Зрительных диктантов" по И. Т. Федоренко (журнал "Начальная школа "№8 1990.)

Учитывая характерные особенности детей в классах КРО, методика зрительных диктантов была скорректирована с учетом поставленных задач:

1. Развитие оперативной памяти;

2. Расширение словарного запаса;

3. Развитие орфографической зоркости;

4. Развитие речи, внимания, мышления;

Работу начинается с “жужжащего чтения” всего набора. Затем следует лексико-орфографическая работа над набором, которая предусматривает классификацию орфограмм, пунктограмм, объяснение лексического значения непонятных слов, подбор синонимов, антонимов, выбор предложений на выбранную тему, работа по развитию речи.

Например:

“Набор № 8”

1. “Жужжащее” чтение всего набора.

Идёт дождик.

У Андрея чистая тетрадь.

Мы любим наш город Томск.

Помогай своему товарищу.

Береги учебные вещи.

Дежурный чисто моет доску.

2. Лексико-орфографические упражнения:

а) чистая тетрадь, товарищ - подбери синонимы.

б) беседа по содержанию предложения о родном городе: “Что знаете об историческом прошлом города?”, “Чем можно гордиться?” (Предлагается серия открыток).

3) Классификация орфограмм:

а) безударная гласная, проверяемая и непроверяемая ударением:

береги, тетрадь, своему, дежурный…

б) правописание парных согласных:

город, тетрадь.

4) Беседа по содержанию предложения № 3 “Почему нужно беречь учебные вещи?”

5) Разгадывание загадок из кроссворда на тему “Учебные вещи”

Вся эта работа подготавливает учащихся к записи текста по памяти, чем они и занимаются следующие 15-20 минут. Последний этап работы – проверка по образцу, самооценка.

Параллельно с работой учителя на индивидуальных коррекционных занятиях логопеда проводится работа, способствующая выработке орфографической зоркости и закреплению полученного результата на уровне формирования и развития речевых и неречевых функций.

С точки зрения логопеда, основной причиной задержки формирования орфографической зоркости является недостаточная сформированность у первоклассников фонематических процессов: фонематического слуха (фонематического восприятия), навыков звукового анализа и синтеза. Вследствие этого, ребёнок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует ткани языка.

Без специального коррекционного воздействия такие дети не научатся различать и узнавать фонемы на слух, что приведёт к появлению большого количества ошибок на письме. Чтобы компенсировать недостаточное развитие фонематических процессов на занятиях используются коррекционно-развивающие игры и упражнения, цель которых – задействовать все сохранные анализаторы: слуховой, зрительный, кинестетический.

Наиболее показательна в этом плане игра “Мозаика”, используемая при дифференциации звуков Ж и З . Параллельно с основной задачей она учит ориентироваться на плоскости, определять место звука в слове и различать основные цвета: жёлтый и зелёный. Для игры берётся квадрат 16 на 16 см и по 16 карточек (4 на 4) каждого цвета. Логопед даёт инструкцию: “Я произношу слово, если оно начинается на Ж – положите жёлтую фишку в левый квадрат верхнего ряда и т.д…

Очень эффективен для развития фонематических процессов комплекс игр, в которых дети подбирают под звуковую схему слова, различные по слоговому составу, или ещё более сложные упражнения, когда кроме нужного состава слова там должен присутствовать заданный звук. Все эти игры и упражнения достаточно широко представлены на прилавках книжных магазинов в отделах “Методической литературы”.

Для формирования орфографической зоркости первостепенное значение имеет развитие в должной мере зрительного анализатора. Сформировать и развить его помогают упражнения с наложением пунктирных линий, обводка предметов по точкам и пунктиру. В нашей практике есть опыт работы над развитием графических навыков у детей с особыми образовательными нуждами. Система данных упражнений способствует не только выработке навыка ориентации в окружающем пространстве, улучшению почерка, но и выработке самоконтроля, так необходимого при поиске “ошибкоопасных” мест в словах.

На логопедических занятиях мы уделяем самое пристальное внимание именно навыкам самоконтроля. Логопед не исправляет ошибки, а только выносит их на поля, предоставляя ребёнку возможность самому проанализировать ситуацию и найти неточность в работе. При необходимости он сравнивает работу с образцом. Этот вид работы далеко не нов, но незаслуженно забыт практикующими педагогами, так как требует несравненно большего количества времени на осуществление контроля. Самоконтроль и взаимоконтроль – непременные составляющие работы над орфографической зоркостью на логозанятиях. К этому виду работ можно отнести цветокоррекцию при работе над дифференциацией звуков, сходных по акустико-артикуляционным свойствам. Выделение цветом слов, букв, “ошибкоопасных” мест даёт дополнительный эффект в работе с детьми с наглядно-образным типом мышления.

Хотелось бы отметить ещё один аспект коррекционной работы со сложными детьми. Мы с интересом следим за публикациями, пропагандирующими введение в повседневную работу школы специальных упражнений на стабилизацию межполушарных связей. Основные цели , преследуемые данной методикой:

-развитие межполушарной специализации;

-синхронизация работы полушарий;

-развитие мелкой моторики;

-развитие внимания, памяти, речи.

Продолжительность занятий – 10-15 минут. Периодичность – ежедневно. Время занятий – утро, день.

Примерные упражнения:

“Колечко” - Поочередно, и как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. Каждое логопедическое занятие мы начинаем именно с них.

Конечно, мгновенных результатов методика не даёт, да и не обещает, но помогает леворуким детям развивать функцию самоконтроля, что немаловажно в свете представленной темы.

Конечно, орфографически-грамотное письмо даётся детям в классах КРО очень трудно, и не всегда после проведённой работы можно увидеть результат. И всё-таки мы считаем, что положительная динамика есть – дети работают с интересом, учатся анализировать, рассуждать. Главное для учителя в этой ситуации – найти приёмы, способы, способствующие формированию положительной мотивационной сферы обучения. Успех в труде – основа взаимопонимания между учителем и учащимся. Необходимо, чтобы ребёнок учился именно потому, что ему хочется учиься, чтобы он испытывал удовольствие от самого процесса учения..