Цели:
- формирование представлений о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины;
- совершенствовать умения правописания безударных окончаний Сущ. В Р.п и Д.п;
- развивать любознательность, наблюдательность , учить их делать выводы..
Оборудование: Карта “Природные зоны”, карта Татарстана, образцы растений; грамзапись “Голоса птиц”, учебник “Природоведение” автор А.А. Плешаков. Русский язык. 4 класс (автор Т. Г. Рамзаева.)
Ход урока
Организационный момент.
“Жужжащее чтение”.
Минутка чистописания.
Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.
Актуализация прежних знаний. (Списывание текста с доски)
“Удивительная тишина стоит в лесу. Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке (Д.п. 1 скл.). В каждой, как в зеленой чаше, свой настой. Идешь из каждой чаши (Р.п. 1скл.) отпиваешь глоток, пока голова не закружится.
Задание: списать, выделить окончания им сущ. В Р. п.и Д.п., определить склонение.
Включить грамзапись с голосами птиц .
Формирование новых понятий.
1. Понятие о лесе.
- Мы начали урок с минутки чистописания, с доски списали интересный текст, прослушали голоса птиц. Кто скажет, о чем мы будем, сегодня говорить?
- Наш разговор пойдет о роли леса в природе и жизни человека. Сейчас, нужно выйти и показать зону лесов на карте. А какие леса растут в нашем районе?
- (Ответы детей)
- Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают очень засушливый климат, закрепляют склоны оврагов, улучшают водный режим рек, закрепляют склоны оврагов, улучшают водный режим рек, делают их наиболее полноводными.
- А какую пользу приносит лес человеку?
- (Ответы детей)
- Правильно. Лес называют “легкими” нашей планеты.
Защитник воздуха, водоемов, почв.
ЛЕС Место для отдыха человека.
Источник ягод, грибов, лекарств.
Дом для растений, животных, грибов.
Источник древесины.
В учебнике природоведения на стр. 70-71 нашли текст “Роль леса в природе и жизни людей”.
ЗАДАНИЕ: найдите в тексте сущ. В Р.п и Д.п. (устно)
Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Послушайте, какую телеграмму получил однажды из леса Виталий Бианки.
“Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!
Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень.”
- Какой ответ послали бы вы на эту телеграмму? Сможете ли вы оказать помощь и какую?
- А знаете ли вы правила поведения в лесу? Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед Соловушкой”.
“Оля и Лида маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. –Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Кто поступил правильно: Оля или Лида? Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой?
Применение знаний.
Прочитать вслух текст “Лесная столовая”, упр.200. Выписать выделенные слова с предлогами.
– По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?
- (Ответы детей)
- Молоденькие осинки выстроились у лесной полянки. (Письмо по памяти.)
(Определить падеж, склонение им. сущ., определить главные члены предложения.
Хорошо читающий стихи ученик, выразительно читает стихотворение С. Никулина “Русский лес” под запись “Голоса птиц”.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к ему напиться-
И видно все до дна.
Течет вода- водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Итог урока.
- Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины? Одним словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
– Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести? Почему на Земле с каждым годом становится все меньше лесов? К чему это приводит?
– По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?
Домашнее задание.
Русский язык – стр.91 упр. 201
Природоведение: нарисуй плакат “ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ”.