Отношение первоклассника к учению проявляется в мотивах учения. Эти мотивы представлены мотивами долга и ответственности, мотивом получить похвалу со стороны взрослых, познавательными мотивами (интерес к обучению). Но осознание необходимости учиться “для себя” приходит значительно позже. А некоторые дети имеют низкую мотивацию к учебной деятельности: в структуре мотивов преобладают игровые. Отсюда неосознанное отношение к учёбе. Поэтому в уроки я включаю игры и беседы, которые помогут сформировать интерес к обучению, а впоследствии учебную мотивацию.
Тема: “Чтение слов и предложений” (Русская азбука. В.Г.Горецкий, стр. 60-61)
Цели:
- закреплять понятие твёрдого и мягкого, глухого и звонкого согласных звуков;
- формировать плавное слоговое чтение;
- формировать умение понимать содержание прочитанного;
- развивать учебную мотивацию;
- развивать связную речь учащихся;
- развивать мыслительные операции анализа, синтеза;
- воспитывать любовь и сочувствие к окружающим людям, и стремление к труду.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение ранее изученного.
Работа по “ленте букв”.
- Назовите согласные буквы, которые обозначают глухие звуки.
- На каком этаже они живут? (Они живут на 1 этаже)
Игра “Мы - шофёры”.
Профессия шофёра очень трудна. Они должны быть очень внимательными на дорогах, иначе может произойти катастрофа. Чтобы она не произошла, шофёры должны соблюдать правила дорожного движения. А чтобы их выучить, они должны уметь читать.
На доске:
Рисунок 1
Вызванные учащиеся объезжают флажки и называют буквы.
3. Чтение слогов, слов, предложений.
- Шофёры управляют машинами, а кто управляет кораблём? (Капитан)
- Капитаном может быть только умный человек. В океане нет табличек с указанием направления пути следования, поэтому капитан ориентируется по компасу и карте, а иногда и по звёздам…
Игра “Капитаны”.
Ученик-“капитан”, держа в руках кораблик с согласным в карманчике, проводит его от порта к порту (от одной карточки с гласным к другой). Как только корабль “приплывает” в порт, капитан читает слог.
Рисунок 2
(Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М., 2004)
- Как называют человека, который работает в магазине? (Продавцом)
- Продавец должен уметь работать на компьютере и обращаться с кассовым аппаратом.
Игра “Универмаг”
- Открылся новый магазин. Витрины пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам: одежда, продукты, посуда, инструменты. Вызванный ученик берёт из стопки карточку со словом или картинку, читает и помещает в нужный отдел (под плакат – название отдела).
Продукты посуда одежда инструменты мебель
Слова: сок, стакан, коса, носки, ткани, кисти, окуни.
Картинки:
Рисунок 3
Игра “Мы - покупатели”
Учащиеся подходят к доске и покупают товары (слова и картинки). У доски стоят две корзинки: в одну складываем товары, которые начинаются с мягкого согласного звука, во вторую – с твёрдого согласного звука.
Физ. минутка. (чтение столбика слов)
Работа по сюжетной картинке.
- Люди трудятся на работе. А как вы думаете, животные трудятся? (Ответы детей)
- Рассмотрите картинку. Кого вы тут видите?
- У каждого из них свой домик. Опишите, какой домик у кузнечика (аиста, дятла и т.д.)
- Каждый год животные строят себе домик или “ремонтируют” старый.
- О ком мы сейчас будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Чёрный жилет,
Красный берет,
Нос как топор. (Дятел)
- Что делает дятел? (Он кормит своих птенцов…)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
- Что несут пчёлы? (Пчёлы несут ведра)
- Как вы думаете, что они несут в вёдрах? (Мёд)
- Зачем им нужен мёд?
Не мышь, не птица
В лесу резвиться,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (Белка)
- Найдите на картинке белку. Что у неё в руках? (Шишка)
- Как вы думаете, что делает белка? (Готовит запасы на зиму)
- Аналогичная беседа о других животных.
- Кто стоит в стороне около дерева? (В стороне стоит аист)
- Что держит аист в лапе? (Аист держит азбуку)
- Какую букву он показывает?
- Как вы думаете, кем работает аист? (Аист работает учителем)
Беседа о профессии учителя.
- Значит, животные тоже трудятся целыми днями не покладая рук. (чтение текста на странице 60)
- Сколько предложений в этом тексте? (4)
- Почему так решили?
- Какие деревья здесь растут? Найдите предложения и прочитайте.
- Кто сидит на суку? (Подбор слова к схеме в учебнике. Чтение текста на странице 61)
- А вы сейчас как трудитесь? (Учимся)
- Это сейчас ваша самая важная задача. Вы должны добросовестно учиться.
4. Итог урока.
- О каких профессиях мы сегодня говорили?
- А кем вы хотите стать, когда вырастете?
- В любой профессии нужны знания и умения: умение читать, умение писать, умение считать и другие.
- Что вам особенно понравилось на уроке? (Ответы детей).