ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Повторить и обобщить материал по разделу “Природный комплекс”.
- Закрепить материал, применяя элементы игры для того, чтобы открыть школьникам многообразие способов усвоения материала.
- Формировать взаимоотношения детей в коллективе.
- На основе самонаблюдений и наблюдений учить делать выводы.
- Воспитывать сплоченность, ответственность.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ
1. За неделю до начала игры каждой команде дается задание коллективно придумать 3 вопроса. По одному вопросу на следующие темы:
Изучение природы (времена года, погода, народные приметы о природе, изменения растений леса и парка в связи с изменением времени года).
Изучение животного мира (повадки животных, чем питаются, где проживают, их изменения в связи с изменением времени года).
Водоемы (какие водоемы находятся в нашей местности, различия и сходства водоемов, для каких целей существует тот или иной водоем).
2. Выбрать капитана команды.
3. Придумать название команды, сделать эмблему.
Оформление:
1. Оценочная таблица. После конкурса
выставляются баллы командам. Таблица помогает
детям сразу видеть результат.
2. Подготовка столов и стульев:
- для школьников
- для жюри
3. Правила поведения на игре.
ПЛАН
ВЕДУЩИЙ | УЧЕНИК | ВРЕМЯ учитель |
ВРЕМЯ ученик |
1.Организационный момент: а) правила поведения на игре б) знакомство с героями сказочных персонажей. |
2 мин 3 мин |
||
2. Первый конкурс: а) объявление задания б) подведение итогов |
Дети представляют свою команду | 1 мин 1 мин |
4 мин |
Второй конкурс: а) объявление задания б) подведение итогов |
Дети задают вопросы, которые готовили самостоятельно | 1 мин 1 мин |
6 мин |
Третий конкурс: а) объявление задания б) выдача кроссвордов в) подведение итогов |
Дети разгадывают кроссворды | 1 мин |
6 мин |
Четвертый конкурс: а) объявление задания б) чтение загадок в) подведение |
Дети разгадывают загадки | 1 мин 5 мин 1 мин |
5 мин |
Пятый конкурс: а) объявление задания б) выдача схем. карт в) подведение итогов |
Дети получив задание выполняют на скорость | 1 мин 0,5 мин 1 мин |
3 мин |
7. Шестой конкурс: а) объявление задание б) выдача ребусов в) подведение итогов |
Дети разгадывают ребусы | 1 мин 0,5 мин 1 мин |
4 мин |
8.Подведение итогов турнира: а) вручение призов б) вручение грамот |
2 мин 2 мин |
ХОД ВИКТОРИНЫ
Дети входят и рассаживаются. На столах стоит карточка (название команды, фамилия капитана).
В классе звучит музыка (музыка из к- ф “Кот Леопольд”).
Входят Буратино и Незнайка,
“Здравствуйте, ребята!” До нас дошел слух, что у вас сегодня викторина, а нам очень нравятся различные конкурсы, и поэтому мы пришли поболеть за вас.
А вы узнали нас? (Дети хором: “ДА”).
БУРАТИНО: Незнайка, ты за кого будешь болеть? Смотри, какая эта прекрасная команда, давай за эту будем болеть.
НЕЗНАЙКА: Буратино, ты болей за эту команду, а я буду за другую.
БУРАТИНО: Нет, я тоже буду болеть за эту же команду.
НЕЗНАЙКА: Нет, так дело не пойдет. Вдвоем мы ничего не решим. Нужен еще один болельщик, который нам поможет.
БУРАТИНО: Но где мы его найдем? Ведь он должен быть умным и справедливым.
НЕЗНАЙКА: Я, кажется, знаю такого умного и справедливого. Мы недавно встречались с ним. Да и ты его знаешь, Буратино. Он все с мышами воюет и всегда при этом говорит: “РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!” Ну, кто это, Буратино?
БУРАТИНО: Нет, я не знаю.
НЕЗНАЙКА: Ребята, давайте поможем Буратино. Кто это? Давайте хором позовем его (все зовут кота Леопольда).
Входит Леопольд.
ЛЕОПОЛЬД: Ребята, вы меня звали? Я очень рад за вас поболеть, но я предлагаю выбрать нас в жюри, и тогда мы будем “болеть” за всех сразу, а я буду главным в жюри, судить буду по справедливости, и конечно, мои друзья, Буратино и Незнайка. Ребята, вы согласны выбрать нас в жюри?
Дети хором: “Да”.
ЛЕОПОЛЬД: Ну, тогда приступим к конкурсам.
Удар в колокольчик будет началом и концом конкурса – это мы поручим Незнайке. Буратино будет раздавать и собирать задания. Итак, пожалуй, начнем!
Леопольд объявляет:
Первый конкурс игры – это ваше представление. Оценивается в 1 балл. На представление дается 2 минуты.
Подводится итог конкурса.
Лепольд объявляет второй конкурс:
Домашнее задание. (Команды поочередно задают приготовленные дома вопросы.. После каждого заданного вопроса дается время на обдумывание - 1 минута. Оценивается - 1 балл. Весь конкурс оценивается - 3 балла.
Жюри подводит итог конкурса.
Леопольд объявляет третий конкурс.
Разгадывание загадок:
1-я команда 2 - я команда
Я под шапкою цветной К маме - речке я бегу
На ноге стою одной И молчать не могу.
У меня свои повадки, Я ее сын родной,
Я всегда играю в прятки А родился я весной.
(Гриб). (Ручей).
С неба пришел, в землю ушел. На лесной опушке
Меня частенько просят, ждут Золотистые веснушки,
А как только покажусь, Это все сестрички
То все прятаться начнут. Вкусные_________
(Дождь) (Лисички).
В лесу у пня суетня, беготня. Кто в берете ярко - красном
Народ рабочий весь день В черной курточке атласной,
хлопочет. На меня он не глядит,
Кто это? Все стучит, стучит, стучит.
(Муравейник). (Дятел).
Не барашек и не кот Схватил за щеки, кончик носа,
Носит шубу круглый год, Разрисовал окно без спросу.
Шуба серая – для лета, Но кто же это? Вот вопрос
Для зимы другого цвета, Все это делает_________
(Заяц). (Мороз).
Буратино и Незнайка поочередно будут загадывать загадки командам. От команды ответ, затем следующая команда. Время на обдумывание – 0,5 минуты.
Оценивается - 1 балл. Весь конкурс оценивается - 4 балла.
Жюри подводит итог конкурса.
ЛЕОПОЛЬД объявляет четвертый конкурс: Разгадывание кроссворда. Дается время - 6 минут. Оценивается - 6 баллов. Кроссворды раздает и собирает БУРАТИНО
Дается два варианта кроссворда:
1 - ый вариант
По названиям растений
разгадать кроссворд
2-ой вариант
По вертикали:
1. Хищный зверь зоны лесов.
5. Травоядное животное, грызун, обитает
преимущественно в лесах.
3. Зверь, живущий в норах на берегу ручьев и рек;
строит плотины.
По горизонтали:
2. Крупный зверь, обитающий в лесах.
4. Дикая свинья.
6. Грызун; в дуплах деревьев запасает орехи и грибы на зиму.
Кроссворды собираются и жюри подводит итоги.
Леопольд объявляет пятый конкурс.
Командам на схематическую карту города нанести названия водоемов. Названия вырезаны из бумаги, детям необходимо булавочкой приколоть на правильное место в карте.
Кто быстрей! (Звучит музыка быстрого темпа).
За каждое правильное название - 1 балл. Буратино раздает схемы с названиями водоемов.
(Финский залив, река Караста, Нижний пруд, Верхний пруд, Шлюпочный канал, Морской канал, Сидоровский канал)
Незнайка собирает схемы. Жюри подводит итоги.
Леопольд объявляет шестой конкурс. Разгадывание ребусов
Буратино выдает ребусы.
1 -я команда
2 -я команда
На обдумывание - 5 минут. Оценивается - 2 балла +1 балл за быстроту.
Жюри подводит итог конкурса и всего турнира.
НЕЗНАЙКА: Ребята, вы все очень хорошо знаете нашу природу и своих маленьких друзей – животных. Я узнал от вас столько нового и интересного, что обязательно поделюсь знаниями со своими друзьями.
БУРАТИНО: Да! Вы молодцы, мне все в этой игре понравилось. У вас так весело, интересно. Нам в жюри было очень тяжело выставлять баллы.
ЛЕОПОЛЬД: Теперь подведем итоги. Вот с какими результатами мы с вами заканчиваем игру. Объявляет победителей. Вручает призы, подарки, грамоты,
ЛЕОПОЛЬД: Ребята, если вы хотите – мы к вам еще придем. А сейчас нам надо прощаться.
Леопольд, Буратино, Незеайка уходят.
Используемые средства:
- Музыкальная заставка (магнитофон).
- Сказочные персонажи (Буратино, Незнайка, кот Леопольд).
- Колокольчик.
- Карта - схема города Ломоносова.
- Кроссворды.
- Ребусы.
- Загадки.
- Названия водоемов города .
- Подарки.
- Грамоты.
ЛИТЕРАТУРА
- Калугин М.А., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, головоломки. Ярославль, 1996
- Васильев Ю. Р. Занимательное природоведение. М., 1997
- Плаксин А.А. Беседы по краеведению. Ломоносов, 1995
- Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира. М., 2002
- Родничок. Книга для внеклассного чтения во 2 классе. СПб., Арктоус,
- Никонова Е.А. Мы горожане. СПб., Паритет, 2005
- Ермолаева Л.К., Захваткина И.З. Краеведение. Петербургская тетрадь ч.1. СПб., СМИО Пресс,2005
- Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. СПб., Паритет, 2003
- Как научить детей любить Родину. /Пособие для реализации
- Государственной программы Патриотическое воспитание/ М., 2005
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. М., Просвещение, 1995