Уже несколько лет в нашей школе в рамках школьного тура предметных олимпиад проводится олимпиада по базовому курсу информатики. Нужно отметить, что большинство олимпиад по информатике сводится к олимпиадам по программированию, но ведь это лишь один из разделов школьного курса.
Конкурс в нашей школе проводится в форме многоборья по нескольким направлениям. Направления определяются по трем возрастным группам. Мы выделяем 3 возрастные группы: 5–7, 8–9, 10–11 классы. Для конкурсных заданий предлагаются: работа в графическом редакторе Paint, обработка текстовой информации, решение логических задач, разгадывание кроссвордов, составление и разгадывание ребусов, задачи на вычисление объема информации, задания на моделирование ситуаций и объектов и др.
Цели проведения олимпиады:
- популяризация курса информатики среди учащихся;
- выявление способных учащихся.
Несколько заданий олимпиады предлагаются Вашему вниманию.
Задание 1.
В таблице (Рисунок 1) спрятаны слова из "АЛГОРИТМИКИ". Найдите их, а из оставшихся букв составьте еще одно слово. Слова – ответы располагаются по горизонталям и вертикалям, они могут ломаться в тех же направлениях.
Рисунок 1
Ответ.
Рисунок 2
Задание 2.
Разгадайте кроссворд.
Рисунок 3
По горизонтали:
1. Единица измерения информации.
3. Область оперативной памяти, предназначенная
для временного хранения файлов.
4. Программа, искажающая или уничтожающая
информацию на ЭВМ.
5. Отдельное указание исполнителю совершить
действие.
6. Устройство вывода информации.
7. Человек, составляющий программы.
10. Неправильно выполненное действие.
11. Набор символов, позволяющий получить доступ к
секретной информации.
13. Устройство вывода информации на бумагу.
15. Магнитный носитель информации.
16. Перечень объектов, составленный в
определенном порядке.
17. Набор элементов, связанных между собой.
18. Правила взаимодействия пользователя с
компьютером.
19. Набор сведений по какому-либо вопросу.
По вертикали:
2. Наука, изучающая способы хранения, передачи и
алгоритмы обработки информации.
8. Автоматическое устройство, заменяющее
человека.
9.
12. Графическое изображение какого-либо действия
или понятия.
14. Клавиша, которая позволяет переходить от
набора строчных букв к набору заглавных.
15. Одно из основных устройств компьютера.
20. Обрамленная часть экрана дисплея, в которой
отображается приложение, документ или сообщение.
21. Одно из устройств компьютера.
Ответ.
Рисунок 4
Задание 3.
В папке сохранены 3 фрагмента одного текста (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3). Используя данные фрагменты, приведите текст к образцу (Приложение 4).
Задание 4.
Составьте алгоритм решения задачи. Используйте для решения задачи электронные таблицы или известный вам язык программирования.
Снежинки [1]
Правильный треугольник — это треугольник, все стороны которого имеют одну и ту же длину. Возьмем правильный треугольник с площадью в 1 см2 . Его можно следующим образом использовать для получения “снежинки”. Пририсуем три меньших равносторонних треугольника,по одному на каждой стороне (на средней трети). На каждой из полученных 12 сторон пририсуем по одному еще меньшему треугольнику (снова на средней трети стороны).
И так далее, до бесконечности.
Этот процесс будем продолжать бесконечно долго. Какими будут площадь получившейся снежинки и ее периметр?
Задание 5.
Откройте графический файл (Рисунок 5) и приведите его к данному образцу (Рисунок 6).
Рисунок 5
Ответ.
Рисунок 6
Задание 6.
Упростите данное логическое выражение A and B or (not A) and B or A and (not A or B) и составьте для него таблицу истинности. Постройте соответствующую данному выражению логическую схему.
Литература.
- Коснёвски Ч. Занимательная математика и персональный компьютер, 1987, М.: Мир
- Козлова В.А., Плаксин М.А., Файзуллин В.А. Конкурс “Информашка”: опыт проведения и типовые задания. Информатика и образование, №7, 1998.