Цели:
- 1. Познакомить учащихся с событиями начала ХХ века (революция, Гражданская война).
- 2. Помочь понять образ времени, о котором пойдет речь.
- 3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Оборудование:
- а) река времени;
- б) таблички с основными датами;
- в) иллюстрации: “Коронование Ивана Грозного”, “Шапка Мономаха”, “Петр I”, Петровские реформы;
- г) портреты: М.И. Ломоносова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского, М.И. Кутузова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, внимание на доску. Прочитайте слово, кто догадался – тот садится.
И 100 ‘ 3 Я |
– Итак, мы сейчас с вами на уроке истории.
– Начнем наш урок с путешествия по реке времени. Путешествие это необычное, в прошлое нашей Родины. Вспомним о тех, кто с давних пор жил на территории России, важные значимые события.
– В истории России есть чем дорожить, гордиться и есть о чем сожалеть, но главное есть что любить.
II. Повторение
– Мы познакомились с этапами становления государства Российского, начиная с Древней Руси. Посмотрите на карту времени, давайте вспомним события этого этапа.
– 988 г. Какое событие произошло в этом году? (Принятие христианства на Руси)
– В каком году была победа войск на льду Чудского озера? (1242 г.)
– Событие, которое повлияло на поворот в истории России? (Батыево нашествие 1237–1242 гг.)
Игра “Да – Нет”
- Первое княжество, на которое напали монголо-татары, была Рязань? (Да)
- Монголо-татары всегда отпускали пленных? (Нет)
- Они не убивали ремесленников? (Да)
- Захватчики стреляли из ружей? (Нет)
- Князя Александра прозвали Невским? (Да)
- В 1242 г. войско Александра Невского боролось с немецкими рыцарями? (Да)
– Первый поворот делает река времени, новый этап в истории России – Московское государство.
– Какое важное событие произошло на этом этапе? (Венчание на царство Ивана Грозного)
– В каком году это было и чем короновали? (1547 г., Шапка Мономаха)
– Почему в Москве на Красной площади стоит памятник К. Минину и Д. Пожарскому?
Рассказ детей о смутном времени.
– И снова река бьется о скалы, неторопливое течение разбивается о скалы преобразований Петра I.
– Кто такой Петр I? Чем он прославился? (Первый император России, при нем Россия стала империей. Он построил флот и город на Неве Санкт-Петербург, основал академию наук)
– Какие значимые события произошли во времена Российской империи? (1755 г. – в Москве первый в России университет. 1812 г. – Отечественная война с армией французского императора Наполеона)
Тест
1. Побережье Балтийского моря принадлежало:
а) Дании;
б) Швеции;
в) Норвегии.
2. Петр I начал свои преобразования потому, что:
а) надо было строить Санкт-Петербург;
б) Россия отставала от других государств в своем развитии;
в) Россия стала империей.
3. Петр I начал войну со Швецией из-за:
а) Балтийского моря;
б) Черноморского побережья;
в) Азовского моря.
– Итак, начался новый этап в истории России – Россия стала Империей.
– Каких великих людей этого времени вы знаете? (Ломоносов, Пушкин, Чехов, Чайковский, Репин, Кутузов.)
– Что скажете о М.И. Ломоносове? Чем он прославился?
– Кем был М.И. Кутузов? (Полководец, возглавил русскую армию в Отечественной войне 1812 года.)
III. Работа по теме
– Корабль с путешественниками вплывает в воды ХХ века. Мы в начале времен Советской России и СССР.
– Что случилось с рекой времени? (Ударилась о скалы и сделала очередной поворот.)
– Какое событие стало поворотным в Российской истории? (Революция и Гражданская война.)
– Кто может объяснить, как вы понимаете слово “революция”? (События, которые полностью изменяют жизнь страны, ход истории.)
– А вместе с поворотом истории изменяется и жизнь простых людей. Те, кто пережил эти времена, рассказывая о своей жизни, делят ее на время “до революции” и “после революции”.
Знакомство с текстом учебника и рассматривание иллюстраций на странице 6.
– Перемены в быту жителей России начала ХХ
века. И в то далекое время прапрадедушки были
знакомы с фотокамерами, автомобилями,
телефонами, почтой, вокзалами.
ХХ век подарил много испытаний народам. Он стал
временем двух страшных войн. С 1914 по 1918 гг. Россия
участвовала в Первой мировой войне. Долгая и
жестокая война несла смерть миллионам людей,
стирала с лица земли города и села, ожесточала
сердца.
Рассматривание иллюстраций на странице 7 учебника.
– Картины Первой мировой войны.
Из-за войны с каждым днем жизнь становилась
невыносимой, война ускорила начало революции в
России. В феврале 1917 года в Петрограде началась
революция. Было свергнуто царское правительство.
Восставшие требовали прекратить войну. Были
созданы Советы и избрано Временное
правительство.
Рассматривание иллюстраций на странице 8 учебника.
– Какие чувства испытывают революционные солдаты и рабочие?
– Были люди, которые считали, что мало свергнуть императора, они хотели полностью переменить все порядки. Среди них был В.И. Ленин – он призывал к продолжению революции. И 7 ноября 1917 года большевики под руководством В.И. Ленина организовали вооруженное восстание и свергли Временное правительство.
Рассматривание иллюстраций на странице 9 учебника.
– Какие были первые декреты (законы)? (Декреты о земле, мире.)
– Как восприняли первые декреты Советской власти солдаты и крестьяне?
IV. Итог урока
– Что такое революция?
– Когда власть захватили большевики?