Урок окружающего мира (история) по теме: "Времена Советской России и СССР 1917–1991 г." 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • 1. Познакомить учащихся с событиями начала ХХ века (революция, Гражданская война).
  • 2. Помочь понять образ времени, о котором пойдет речь.
  • 3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Оборудование:

  • а) река времени;
  • б) таблички с основными датами;
  • в) иллюстрации: “Коронование Ивана Грозного”, “Шапка Мономаха”, “Петр I”, Петровские реформы;
  • г) портреты: М.И. Ломоносова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского, М.И. Кутузова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, внимание на доску. Прочитайте слово, кто догадался – тот садится.

И 100 ‘ 3 Я

– Итак, мы сейчас с вами на уроке истории.

– Начнем наш урок с путешествия по реке времени. Путешествие это необычное, в прошлое нашей Родины. Вспомним о тех, кто с давних пор жил на территории России, важные значимые события.

– В истории России есть чем дорожить, гордиться и есть о чем сожалеть, но главное есть что любить.

II. Повторение

– Мы познакомились с этапами становления государства Российского, начиная с Древней Руси. Посмотрите на карту времени, давайте вспомним события этого этапа.

– 988 г. Какое событие произошло в этом году? (Принятие христианства на Руси)

– В каком году была победа войск на льду Чудского озера? (1242 г.)

– Событие, которое повлияло на поворот в истории России? (Батыево нашествие 1237–1242 гг.)

Игра “Да – Нет”

  1. Первое княжество, на которое напали монголо-татары, была Рязань? (Да)
  2. Монголо-татары всегда отпускали пленных? (Нет)
  3. Они не убивали ремесленников? (Да)
  4. Захватчики стреляли из ружей? (Нет)
  5. Князя Александра прозвали Невским? (Да)
  6. В 1242 г. войско Александра Невского боролось с немецкими рыцарями? (Да)

– Первый поворот делает река времени, новый этап в истории России – Московское государство.

– Какое важное событие произошло на этом этапе? (Венчание на царство Ивана Грозного)

– В каком году это было и чем короновали? (1547 г., Шапка Мономаха)

– Почему в Москве на Красной площади стоит памятник К. Минину и Д. Пожарскому?

Рассказ детей о смутном времени.

– И снова река бьется о скалы, неторопливое течение разбивается о скалы преобразований Петра I.

– Кто такой Петр I? Чем он прославился? (Первый император России, при нем Россия стала империей. Он построил флот и город на Неве Санкт-Петербург, основал академию наук)

– Какие значимые события произошли во времена Российской империи? (1755 г. – в Москве первый в России университет. 1812 г. – Отечественная война с армией французского императора Наполеона)

Тест

1. Побережье Балтийского моря принадлежало:

а) Дании;
б) Швеции;
в) Норвегии.

2. Петр I начал свои преобразования потому, что:

а) надо было строить Санкт-Петербург;
б) Россия отставала от других государств в своем развитии;
в) Россия стала империей.

3. Петр I начал войну со Швецией из-за:

а) Балтийского моря;
б) Черноморского побережья;
в) Азовского моря.

– Итак, начался новый этап в истории России – Россия стала Империей.

– Каких великих людей этого времени вы знаете? (Ломоносов, Пушкин, Чехов, Чайковский, Репин, Кутузов.)

– Что скажете о М.И. Ломоносове? Чем он прославился?

– Кем был М.И. Кутузов? (Полководец, возглавил русскую армию в Отечественной войне 1812 года.)

III. Работа по теме

– Корабль с путешественниками вплывает в воды ХХ века. Мы в начале времен Советской России и СССР.

– Что случилось с рекой времени? (Ударилась о скалы и сделала очередной поворот.)

– Какое событие стало поворотным в Российской истории? (Революция и Гражданская война.)

– Кто может объяснить, как вы понимаете слово “революция”? (События, которые полностью изменяют жизнь страны, ход истории.)

– А вместе с поворотом истории изменяется и жизнь простых людей. Те, кто пережил эти времена, рассказывая о своей жизни, делят ее на время “до революции” и “после революции”.

Знакомство с текстом учебника и рассматривание иллюстраций на странице 6.

– Перемены в быту жителей России начала ХХ века. И в то далекое время прапрадедушки были знакомы с фотокамерами, автомобилями, телефонами, почтой, вокзалами.
ХХ век подарил много испытаний народам. Он стал временем двух страшных войн. С 1914 по 1918 гг. Россия участвовала в Первой мировой войне. Долгая и жестокая война несла смерть миллионам людей, стирала с лица земли города и села, ожесточала сердца.

Рассматривание иллюстраций на странице 7 учебника.

– Картины Первой мировой войны.
Из-за войны с каждым днем жизнь становилась невыносимой, война ускорила начало революции в России. В феврале 1917 года в Петрограде началась революция. Было свергнуто царское правительство. Восставшие требовали прекратить войну. Были созданы Советы и избрано Временное правительство.

Рассматривание иллюстраций на странице 8 учебника.

– Какие чувства испытывают революционные солдаты и рабочие?

– Были люди, которые считали, что мало свергнуть императора, они хотели полностью переменить все порядки. Среди них был В.И. Ленин – он призывал к продолжению революции. И 7 ноября 1917 года большевики под руководством В.И. Ленина организовали вооруженное восстание и свергли Временное правительство.

Рассматривание иллюстраций на странице 9 учебника.

– Какие были первые декреты (законы)? (Декреты о земле, мире.)

– Как восприняли первые декреты Советской власти солдаты и крестьяне?

IV. Итог урока

– Что такое революция?

– Когда власть захватили большевики?