Сделать урок прогрессивным, интересным, познавательным и креативным может каждый учитель. И для этого нужно лишь большое желание, неограниченная фантазия, творческий подход, вера в себя и в своих любознательных и умных учеников.
Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться иностранным языком для решения коммунникативных задач создает большие трудности как для учителя, так и для самих учащихся. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности, которая способна вызвать высокую мотивацию, обеспечивающую их активность на уроке. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология используется, как учит учитель и как учатся у него школьники.
Высокоэффективным, реализующим различные формы обучения, воспитания и развития является применение компьютерных технологий в сочетании с проектной методикой. Применение компьютерных технологий на одном или нескольких этапах урока позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи урока, осуществлять обучающую, коммуникативную, познавательную деятельность. Использование информационных технологий в сочетании с проектной методикой позволяет школьникам на практике применять знания, умения и навыки, является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, успешно реализует кооперативную деятельность, повышает мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такой работы стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иностранного языка. Для учителя же такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми различными темами, на разных этапах обучения, с детьми разных возрастов. К сожалению, некоторые учителя не видят необходимости использования компьютерных технологий на своих уроках, говоря о недостаточности обеспечения средствами обучения, а именно – компьютерами, об отсутствии навыков в работе с ними. На самом же деле, пользуясь своим личным опытом, могу сказать, что на начальном этапе учителю могут стать помощниками старшеклассники или лаборант по ТСО. А для проведения занимательного урока иностранного языка можно перенести занятие в кабинет информатики, который имеется в каждой школе.
В данной статье я предлагаю конспект урока по теме “Квартира” по УМК Верещагиной И.Н. (4-й год обучения). В теме урок занимает значимое место, поскольку является подготовительным к проведению завершающего урока, использует знания, умения и навыки, приобретенные учащимися по данной теме на предыдущих уроках. Подобное занятие может быть проведено для выявления степени подготовленности учащихся. Урок является нетрадиционным, поскольку включает в себя метод проектов на основе использования информационных технологий. При подготовке к данному уроку учитывался высокий интерес учащихся к современным информационным технологиям, а также их стремление к игровой деятельности, которая является для учащихся данного возраста одной из ведущих. Кооперативная деятельность в ходе работы над проектом позволила осуществить дифференцированный подход, когда более подготовленные учащиеся смогли проявить себя при описании коллективной работы, а менее подготовленные ученики участвовали в ее подготовке. Учителями данный урок может быть проведен в различных вариантах, в зависимости от того, какими техническими возможностями обладает школа.
Проведение подобных уроков позволяет сделать вывод, что именно проектной методике на базе компьютерных технологий в обучении принадлежит будущее. Безграничные информационные ресурсы компьютерных технологий в сочетании с современными методиками обучения предоставляют учителю огромное поле деятельности, а ученику на уроке – возможность проявить себя активным участником предлагаемой работы. Надеюсь, что данная статья вдохновит учителей на поиск эффективных путей обучения.
Конспект урока по теме “The Place We Live In” ( Подтема “House. Flat. Furniture”)4-й год обучения
Цели и задачи урока:
- Образовательные:
- активизировать ранее изученные лексические единицы (ЛЕ) по теме, грамматические структуры there is/ there are;
- развивать навыки монологического высказывания по теме;
- совершенствовать навыки чтения про себя с полным пониманием.
- Развивающие:
- формировать творческий подход к организации учебного материала;
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком;
- развивать у учащихся навыки работы с компьютером.
Оснащение урока: мультимедийный проектор с большим экраном, 2 компьютера, компьютерная программа “Правильный английский”, игровая компьютерная программа “The Sims”, картинки по теме, таблица для игры “What colour is your room?”, аудиокассета с записью песни “There’s a room in my house”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Сообщение целей и задач урока.
– Good afternoon, children. I’m glad to see you. How are you today?
Введение в тему проводится путем следующего задания: First of all look at the screen. You can see rooms there. Say what it is. По мере выполнения задания, на доску вывешиваются (или выводятся на экран проектора) картинки. На уроке один из учеников, используя программу “Правильный английский”, после ответа детей выводит нужное изображение на экран.
– Can you help me? Take the sit at the computer and show, please:
- a place where we sleep (a bedroom);
- a place where we have dinner (a dining room);
- a place where we read books, watch TV (a sitting room);
- a place where we take a shower (a bathroom);
- a place where we cook dinner (a kitchen).
– Look at the screen. Can you tell me what is the theme of our lesson? (House. Flat. Furniture.)
– You are right. Today we are going on to talk about flats, houses and furniture. We'll sing the song, play the computer games. You'll learn how to make the plan of the flat and describe the flat.
Для того чтобы сделать урок более интересным и вызвать положительные эмоции у школьников, в течение всего урока после завершения каждого этапа оцениваю работу детей, используя “слова-поощрения”. Одновременно вывешиваю на доске картинки по теме, которые ассоциируются у учеников с этими словами. После каждого этапа повторяем “слова-поощрения”, обращаясь к картинкам. Данный вид работы используется также и для развития образной памяти и для расширения словарного запаса.
– During the lesson I'll praise you, I'll give good words. I see you know the words well, you'll get the mark
“Well done!”.
II. Фонетическая зарядка
Для подготовки учащихся к работе с языковым
материалом и для развития фонетических навыков в
качестве разминки предлагаю спеть песню “There’s
a room in my house” (Верещагина И.Н. Английский язык. 4
класс, упр.11 стр.131).
Работу с песней провожу в групповом режиме с
опорой на картинки (изображения предметов
мебели, которые упоминаются в песне). Один из
учеников располагает на доске предметы мебели в
том порядке, в котором они упоминаются в песне.
– Let’s sing the song in groups with echo and make the picture-plan of the song.
Somebody will start the song, then the girls will sing, then boys, then we'll sing the
song together. The pictures on the blackboard will help you.
Во время пения один из учеников, пользуясь программой “Правильный английский”, решает кроссворд по теме. Прослушав слово (используются наушники), он должен правильно записать его в кроссворд. Игра выводится на экран для того, чтобы все могли наблюдать за её ходом. Данное задание используется для развития навыков аудирования и письменной речи.
– During your singing somebody will “feed the frog”: he must write the words into
the crossword.
I like your singing very much. I can tell you “Good of you!”.
Look at the screen. Let's read the words.
Читают слова из кроссворда.
III. Активизация ЛЕ по теме
Для повторения ЛЕ по теме я прошу детей соотнести слова в логические группы, используя компьютерную игру “Правильный английский”. Детям предлагаются две смысловые группы: “Предметы мебели” и “Названия комнат в доме”. Но есть и “лишние” слова. Ученики называют правильный вариант, а тот, кто работает у компьютера, выводит его на большой экран.
– Let’s play computer game. One of you will show the group, the others will match the words. Name the group.
“Great!”
IV. Активизация грамматических конструкций there is/ there are
Игра “What colour is your room?” с использованием
таблицы.
У каждого на парте находится таблица,
представленная ниже. Один из детей загадывает из
первой колонки цвет, а остальные путем вопросов
должны отгадать то, что задумано. Игра
показывает, в какой мере ребята научились
задавать вопросы, и развивает логическое
мышление. Сначала игра проводится в парах, а
затем в режиме P ––> Cl . Возможность
загадать название цвета предоставляется тому
ученику, который правильно назвал загаданное
слово.
– Let’s play the game “What colour is your room?” Look through the table. One of you must choose any colour from the table. All the others must guess this colour asking the questions. Begin your questions with “Is there…/ Are there…? First of all play the game in pairs. Now let’s play all together.
What colour is your room?
Your room | a sofa | an armchair | a lamp | flowers | a carpet |
Blue | at the door | to the right of the fireplace | above the table | on the shelf | in front of the sofa |
Yellow | at the door | to the right of the fireplace | above the table | on the shelf | under the table |
Green | in the corner of the room | near the wall | above the table | in the vase | in front of the sofa |
Pink | in the corner of the room | near the wall | above the table | in the vase | near the fireplace |
White | in the corner of the room | on the carpet | on the shelf | in the vase | under the table |
Orange | in the corner of the room | on the carpet | on the shelf | in the vase | near the fireplace |
“Fantastic!”
V. Чтение текста про себя и заполнение пропусков
Каждый ученик получает учебный текст с пропусками. По мере прочтения необходимо вставить слова, список которых расположен после текста.
– Read the text to yourself. Complete the sentences. Put in the words from the box.
My flat
I have got a … . It is on the forth floor. Our flat has two rooms, a kitchen, a
bathroom and a toilet.
Our living-room is big. It is light, because it has two wide windows. You can see a brown
piano in the right corner of the room near the window. The TV set is on the right. You can
see an armchair and a sofa opposite the TV set. There is a … on the wall, above the
piano. It is a nice picture. There is a round table … the room. You can see two chairs
…the table. The bookcase is on the left. There are two nice carpets … . I like our
living-room and I often spend my free time there: I watch TV and read books and magazines
in it.
I have my own room. It is small. There is no much furniture there. My room isn’t very
light, because it has one window. There is a sofa … . The wardrobe is near the window.
You can see a small desk at the window. There is a chair at the desk and a TV set in the
corner of the room. The bookcase is near the door. There are many books in it.
I have got many bookshelves …my room. You can see Russian and English books there. I
like my room very much. When my friends come to see me I invite them into my room.
I like my flat. My friends say that it is modern and comfortable.
on the right in on the floor in the middle of picture near flat |
Контроль выполнения задания осуществляется
с помощью вопросов к предложениям с пропусками.
Упражнение осуществляется в режиме
P ––> Cl.
– Now let’s check up the task. Somebody will ask the questions and the others will answer. “Wonderful!”
VI. Динамическая пауза
Up, down, up, down,
Which is the way to London Town?
Where? Where?
Up in the air.
Close your eyes
And you are there.
VII. Развитие навыков и умений монологической речи
Тренировка в составлении плана квартиры и описании обстановки комнаты проводится в форме игры “Дизайнеры и архитекторы”, которая носит характер проектной деятельности. Этот этап урока занимает значительную его часть. Получив разноцветные карточки, ребята делятся на две команды. “Архитекторы”, используя предложенный ранее текст “My flat”, получают задание нарисовать план квартиры, используя компьютер, и рассказать по плану о квартире. “Дизайнеры”, используя описание одной из комнат, должны меблировать её, а затем рассказать о ней. Для выполнения задания “дизайнеров” на экране проектора выводится изображение пустой комнаты (фрагмент игры “The Sims”), а рядом находятся различные предметы мебели. Дети выбирают понравившуюся мебель, используя информацию из текста. Этот вид работы вызвал у детей большой интерес, позволил реализовать свои языковые знания, проявить творческие замыслы.
– Let's play the game “Architects and designers”. Take blue and yellow cards. Divide into two groups: if you have got a blue card, you are an architect. The architects must make the plan of the flat from the text and tell us about the rooms. If you have got a yellow one, you are a designer. Designers must furnish one of the rooms from the text using this furniture and tell us about it.
Микровысказывания учащихся по содержанию текста.
– You've played excellent. It will be your mark “Excellent!”
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок
– Our time is up. You worked well during the lesson. What did we do?
– What marks have you got? Let’s repeat them.. What mark do you like best of all?