Урок развития творческих способностей во 2-м классе по теме: "Прогнозирование ситуаций"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В целях создания условий, способствующих интеллектуальному развитию детей, в нашей гимназии в начальной школе введен урок развития творческих способностей (УРТС).

На данных уроках я использую методический комплект “Курс развития творческого мышления для детей 7–10 лет”, разработанный Ю.Б. Гатановым по методу выдающегося психолога Дж. Гилфорда. Курс адаптирован и апробирован в российских школах, рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ.

Все упражнения и задания курса построены так, что их можно выполнять как устно, так и письменно. При решении заданий дети выполняют творческие работы в группах и индивидуально; на уроках используются элементы драматизации. При составлении курса учтены возраст, возможности и интересы детей данного возраста.

Мне хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности предложенного ниже урока. До прохождения данной темы дети учились придумывать символы для определенных понятий, интегрировать части в целое; у ребят развивались воображение, творческое мышление, способности изменять привычные вещи с помощью символической разработки деталей. Все эти умения ученики использовали на данном уроке: развивались способности детальной разработки ситуации, воображение и оригинальность. На последующих уроках будут развиваться способности переводить идеи в образы, развиваться фантазия и творческое мышление.

В классе много лидеров, поэтому до урока учащиеся были распределены по группам, чтобы избежать психологической несовместимости.

Урок начался с гимнастики “для ума”, дети знакомы с методами активизации и подготовки организма к работе, с удовольствием проводят физпаузы.

Разминка помогла вспомнить ученикам правила работы на таких уроках, активизировала их деятельность.

Учащиеся работали в группах, все выполняли одну и ту же работу, поэтому каждая группа старалась быть оригинальной. После выделения трех самых интересных идей, ребята должны были соединить их в целостный рассказ. Эта была самая сложная работа для ребят, с которой они успешно справились.

Особое внимание на уроках я уделяю рефлексии и оценке деятельности самих учащихся, внимательно слушаю ответы, чтобы учесть все недостатки предыдущих уроков.

На уроке использовалось новшество – “мозговой штурм” – для развития беглости мышления, воображения, оригинальности. Думаю, этот метод удачно вписался в урок.

Предлагаю вашему вниманию план-конспект урока развития творческих способностей во втором классе.

Тема: Прогнозирование ситуаций

Цели:

  • Учить творчески подходить к вопросам и проблемам, которые имеют множество ответов и решений.
  • Освоить метод “мозгового штурма”.
  • Развивать оригинальность (умение придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения), развивать воображение, развивать способность к детальной разработке (способность расширять, приукрашать и подробно разрабатывать какие-либо идеи и решения).

Оборудование: раздаточный материал для каждой группы с инструкциями, комплект из трех сюжетных картин (можно выбрать сюжетные картинки из жизни детей), магнитофон, кассета с музыкой для физминуток, листы с надписями правил работы, со словами прогноз, прогнозировать, листок со словами: меня удивило, я почувствовал, я думаю – для рефлексии.

ХОД УРОКА

1. Приветствие.

Дети заходят в класс под музыку и занимают свои места в группах.

2. Введение.

– Сегодня на уроке нам придется очень напряженно работать: отвечать на вопросы, придумывать различные идеи, делать выводы. Поэтому я предлагаю начать урок с гимнастики “для ума”:

а) упражнения для пальцев (руки перед собой, ладонями вверх, поочередное сгибание и разгибание пальцев рук) выполняем 4–5 раз интенсивно;
б) упражнения с карандашами; карандаш поочередно прокручиваем между пальцами рук (можно между пальцами одной руки, можно сразу двумя руками).

– Итак, мы приступаем к работе. Я хочу напомнить правила работы.

  • Выбирать как можно больше идей
  • Ни одна идея не отрицается
  • Ни одна идея не обсуждается, для них ещё придет время

3. Первое задание (на доске 3 сюжетные картины, одна (средняя) картина открыта, две картины закрыты).

Учитель. Внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Что происходит на картине сейчас?
  2. Что произошло до этого?
  3. Что может произойти потом?

Ответы детей.

Учитель. Замечательно, превосходно, ответы очень интересные. Вам интересно, как ответил на эти вопросы автор сюжета? (Показать картины).
– Что помогло вам предугадать, предсказать замысел автора?

Ответы детей.

Вывод (делает учитель). Внимание, интуиция, наблюдательность, умение сочинять, придумывать, образно мыслить, жизненный опыт. Предсказывание, предугадывание в науке называется прогнозированием (показать таблицу).

Прогнозировать – установить прогноз.

Прогноз – основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-нибудь (погоды, болезни, ситуации, исследования).

– Как вы думаете, для чего нужно умение прогнозировать, предсказывать?

– Где нам могут пригодиться эти знания?

Ответы детей.

Вывод. Прекрасно, я полностью с вами согласна. Конечно, умение предугадывать может пригодиться в любой ситуации в жизни: на улице, на прогулке, на уроке, дома.

4. Вы отлично поработали, а теперь немного отдохнем. Я называю животных, а вы их детенышей.

Коза……… (козленок)
Волк………(волчонок)
Заяц……… (зайчонок)
Лиса………(лисенок)
Овца…… (ягненок).

5. Отдохнули, пора за работу! Еще раз напоминаю вам о правилах работы.

  • Выбирать как можно больше идей
  • Ни одна идея не отрицается
  • Ни одна идея не обсуждается, для них ещё придет время

– На столах лежат листочки с заданиями. Рассмотрите внимательно рисунок, прочитайте задание и выполняйте. (3–5 мин.). Все группы выполняют одну и ту же работу .

Описание работы:

  1. Рассматривают рисунок.
  2. Сколько разных ответов можно дать на эти вопросы:
  • Что сейчас происходит на картинке?
  • Что произошло до этого?
  • Что может произойти после?

6. Проверка работы.

  1. Выслушать версии ответов на вопросы.
  2. Выбрать интересные идеи

7. Придумать историю, которая объединяет эти версии. (3–5 мин.)

8. Выслушать ответы детей.

Выводы. Молодцы, вы прекрасно сегодня работали!

  • Скажите, пожалуйста, зачем мы это все делали на уроке, учились строить версии, прогнозировать, предсказывать ситуации?
  • Где вам это может пригодиться?
  • А кто может назвать тему сегодняшнего урока?

– Подведем итоги нашей работы. Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова:

  • Меня удивило………..
  • Я почувствовал………
  • Я думаю………………

– И вот пришло время оценить урок, поднимите руки:

  • Кто устал на уроке?
  • Кому было интересно работать?
  • Как вы оцениваете работу в группах в пятибалльной системе? (Посовещаться в группах, отвечают командиры.)

– Благодарю за работу. Вы прекрасно сегодня работали, творили, сочиняли. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.