В целях создания условий, способствующих интеллектуальному развитию детей, в нашей гимназии в начальной школе введен урок развития творческих способностей (УРТС).
На данных уроках я использую методический комплект “Курс развития творческого мышления для детей 7–10 лет”, разработанный Ю.Б. Гатановым по методу выдающегося психолога Дж. Гилфорда. Курс адаптирован и апробирован в российских школах, рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ.
Все упражнения и задания курса построены так, что их можно выполнять как устно, так и письменно. При решении заданий дети выполняют творческие работы в группах и индивидуально; на уроках используются элементы драматизации. При составлении курса учтены возраст, возможности и интересы детей данного возраста.
Мне хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности предложенного ниже урока. До прохождения данной темы дети учились придумывать символы для определенных понятий, интегрировать части в целое; у ребят развивались воображение, творческое мышление, способности изменять привычные вещи с помощью символической разработки деталей. Все эти умения ученики использовали на данном уроке: развивались способности детальной разработки ситуации, воображение и оригинальность. На последующих уроках будут развиваться способности переводить идеи в образы, развиваться фантазия и творческое мышление.
В классе много лидеров, поэтому до урока учащиеся были распределены по группам, чтобы избежать психологической несовместимости.
Урок начался с гимнастики “для ума”, дети знакомы с методами активизации и подготовки организма к работе, с удовольствием проводят физпаузы.
Разминка помогла вспомнить ученикам правила работы на таких уроках, активизировала их деятельность.
Учащиеся работали в группах, все выполняли одну и ту же работу, поэтому каждая группа старалась быть оригинальной. После выделения трех самых интересных идей, ребята должны были соединить их в целостный рассказ. Эта была самая сложная работа для ребят, с которой они успешно справились.
Особое внимание на уроках я уделяю рефлексии и оценке деятельности самих учащихся, внимательно слушаю ответы, чтобы учесть все недостатки предыдущих уроков.
На уроке использовалось новшество – “мозговой штурм” – для развития беглости мышления, воображения, оригинальности. Думаю, этот метод удачно вписался в урок.
Предлагаю вашему вниманию план-конспект урока развития творческих способностей во втором классе.
Тема: Прогнозирование ситуаций
Цели:
- Учить творчески подходить к вопросам и проблемам, которые имеют множество ответов и решений.
- Освоить метод “мозгового штурма”.
- Развивать оригинальность (умение придумывать умные, уникальные или необычные идеи и решения), развивать воображение, развивать способность к детальной разработке (способность расширять, приукрашать и подробно разрабатывать какие-либо идеи и решения).
Оборудование: раздаточный материал для каждой группы с инструкциями, комплект из трех сюжетных картин (можно выбрать сюжетные картинки из жизни детей), магнитофон, кассета с музыкой для физминуток, листы с надписями правил работы, со словами прогноз, прогнозировать, листок со словами: меня удивило, я почувствовал, я думаю – для рефлексии.
ХОД УРОКА
1. Приветствие.
Дети заходят в класс под музыку и занимают свои места в группах.
2. Введение.
– Сегодня на уроке нам придется очень напряженно работать: отвечать на вопросы, придумывать различные идеи, делать выводы. Поэтому я предлагаю начать урок с гимнастики “для ума”:
а) упражнения для пальцев (руки перед собой, ладонями вверх, поочередное сгибание и разгибание пальцев рук) выполняем 4–5 раз интенсивно;
б) упражнения с карандашами; карандаш поочередно прокручиваем между пальцами рук (можно между пальцами одной руки, можно сразу двумя руками).
– Итак, мы приступаем к работе. Я хочу напомнить правила работы.
- Выбирать как можно больше идей
- Ни одна идея не отрицается
- Ни одна идея не обсуждается, для них ещё придет время
3. Первое задание (на доске 3 сюжетные картины, одна (средняя) картина открыта, две картины закрыты).
Учитель. Внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Что происходит на картине сейчас?
- Что произошло до этого?
- Что может произойти потом?
Ответы детей.
Учитель. Замечательно, превосходно,
ответы очень интересные. Вам интересно, как
ответил на эти вопросы автор сюжета? (Показать
картины).
– Что помогло вам предугадать, предсказать
замысел автора?
Ответы детей.
Вывод (делает учитель). Внимание, интуиция, наблюдательность, умение сочинять, придумывать, образно мыслить, жизненный опыт. Предсказывание, предугадывание в науке называется прогнозированием (показать таблицу).
Прогнозировать – установить прогноз.
Прогноз – основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-нибудь (погоды, болезни, ситуации, исследования).
– Как вы думаете, для чего нужно умение прогнозировать, предсказывать?
– Где нам могут пригодиться эти знания?
Ответы детей.
Вывод. Прекрасно, я полностью с вами согласна. Конечно, умение предугадывать может пригодиться в любой ситуации в жизни: на улице, на прогулке, на уроке, дома.
4. Вы отлично поработали, а теперь немного отдохнем. Я называю животных, а вы их детенышей.
Коза……… (козленок)
Волк………(волчонок)
Заяц……… (зайчонок)
Лиса………(лисенок)
Овца…… (ягненок).
5. Отдохнули, пора за работу! Еще раз напоминаю вам о правилах работы.
- Выбирать как можно больше идей
- Ни одна идея не отрицается
- Ни одна идея не обсуждается, для них ещё придет время
– На столах лежат листочки с заданиями. Рассмотрите внимательно рисунок, прочитайте задание и выполняйте. (3–5 мин.). Все группы выполняют одну и ту же работу .
Описание работы:
- Рассматривают рисунок.
- Сколько разных ответов можно дать на эти вопросы:
- Что сейчас происходит на картинке?
- Что произошло до этого?
- Что может произойти после?
6. Проверка работы.
- Выслушать версии ответов на вопросы.
- Выбрать интересные идеи
7. Придумать историю, которая объединяет эти версии. (3–5 мин.)
8. Выслушать ответы детей.
Выводы. Молодцы, вы прекрасно сегодня работали!
- Скажите, пожалуйста, зачем мы это все делали на уроке, учились строить версии, прогнозировать, предсказывать ситуации?
- Где вам это может пригодиться?
- А кто может назвать тему сегодняшнего урока?
– Подведем итоги нашей работы. Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова:
- Меня удивило………..
- Я почувствовал………
- Я думаю………………
– И вот пришло время оценить урок, поднимите руки:
- Кто устал на уроке?
- Кому было интересно работать?
- Как вы оцениваете работу в группах в пятибалльной системе? (Посовещаться в группах, отвечают командиры.)
– Благодарю за работу. Вы прекрасно сегодня работали, творили, сочиняли. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.