В связи с неблагополучной экологической обстановкой во многих городах России, в средней школе уделяется особое внимание природоохранному и экологическому воспитанию учащихся на региональном и локальном уровне.
Поэтому, недостаток специальной литературы по полевой практике, нехватка или отсутствие специального измерительного оборудования по экологии в общеобразовательных школах, возникла задача: разработать низкозатратные практические занятия, проводимые непосредственно на природе.
Автором разработаны и на протяжении 6 лет успешно апробированы факультативные курсы по экологии для 9 класса: “Экологические проблемы Кузбасса”, “География и экология города Междуреченска”.
Учебные программы предусматривают обязательное проведение практических работ. Часть из них проводятся на местности. На этих занятиях школьники учатся наблюдать, выявлять, описывать, анализировать, сравнивать, делать выводы, приобретают определённые умения и навыки.
При проведении практических работ учитель делает акцент на то, что работа это не просто измерение и описание, она должна иметь культурное и эстетическое значение, воздействовать на чувство и сознание. Подростку необходимо видеть конкретную посильную помощь по улучшению экологической обстановки. В данном случае практикуется проективная деятельность. Наиболее реализуемые проекты воплощаются в жизнь. Например: уборка территорий, посадка зелёной зоны, выпуск листовок по охране окружающей среды и распространение в городе, дизайн пришкольных клумб и др.
Автором предлагается одна из практических работ по изучению состояния атмосферы. Работу можно проводить на любом участке, где есть разные типы растительности, в том числе и на пришкольном.
Учитель также может использовать части, практической проведение которых он считает наиболее целесообразным.
Работу рекомендуется проводить по группам.
При проведении практической работы учителю необходимо:
- Выбрать место проведения, с учётом не только природных объектов, но и хозяйственных, расположенных вблизи исследуемой территории или в её пределах.
- Выявить влияние хозяйственной деятельности человека.
- Установить природоохранные мероприятия, применяемые в этой местности и определить конкретную помощь учащихся по охране природы.
- Разработать маршрут.
- Изучить природу участка практики по литературным источникам.
- Предусмотреть организационно-хозяйственную подготовку (учебного инвентаря, библиотеки).
Справочный материал.
Состояние атмосферного воздуха оказывает на здоровье людей самое непосредственное влияние.
Под загрязнением атмосферы следует понимать изменение её состава при поступлении примесей естественного или антропогенного происхождения. [3]
К природным источникам загрязнения атмосферы относятся: извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения, частицы морской соли, продукты растительного, животного и микробиологического происхождения. К антропогенным источникам загрязнения, вызываемые деятельностью человека относятся: промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия, транспортный комплекс. Среди предприятий наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносят теплоэнергетические объекты (ТЭС, отопительные и производственные котельные агрегаты), металлургические, химические и нефтехимические заводы. [4]
Химические вещества – загрязнители делятся на два вида: газы и аэрозоли. К последним относятся диспергированные твёрдые частицы диаметром до 0,5 мкм, находящиеся в атмосфере во взвешенном состоянии.
К основным загрязнителям атмосферного воздуха относят углекислый газ, оксид углерода, диоксиды серы, и азота, галогеноуглероды (фреоны), метан. Кроме того, определённый вклад вносят бенз(а)перен., формальдегид, сероводород, соединения свинца и ртути. [2]
Техногенные пыли являются одним из важнейших агентов окружающей среды. Они нарушают и трансформируют естественные биоценозы, вплоть до гибели природных ландшафтов, вызывают различные заболевания человека, выступают причиной обострения болезней органов дыхания, кровообращения. Вредное действие пыли проявляется посредством прямого влияния повышенного количества: образование снега, ухудшение видимости, загрязнение открытых поверхностей, выход из строя приборов и оборудования.
Большая опасность техногенных пылей для человека и природной среды заключается в том, что в их составах зачастую присутствуют токсичные элементы и соединения и болезнетворная микрофлора. Вместе с воздушными потоками пыли переносятся на значительные расстояния и образуют протяженные ореолы загрязнения. Поскольку из воздуха пыль оседает, то пылевому загрязнению подвергаются почвы, растительный покров, поверхностные водоемы.
Количество пыли в атмосферном воздухе в жилых районах города не должно превышать 0,25 мг на 1 м3, в промышленных районах – 1 мг/м3. [1]
Практическая работа “Изучение состояния атмосферы”.
Цель: изучение состояния атмосферы.
Оборудование: Верёвка длинной 40 м для ограждения пробной площадки, скотч или клейкая лента, полевая тетрадь, карандаш.
Задание:
1. Определите породы деревьев и кустарников произрастающих на пробной площадке.
2. Изучите санитарное состояние листовой пластинки деревьев и кустарников произрастающих на пробной площадке. Отметьте необычную окраску, некрозы, опадение листьев, несвойственные формы, % поражённости листовой пластинки и т. п.
3. Пользуясь таблицей, определите состояние атмосферы в районе исследования.
Воздействующий газ |
Растения |
Внешние признаки повреждения растений |
Диоксид серы | Сосна обыкновенная Сосна европейская Папоротник (Орляк обыкновенный) Лишайники |
Побурение кончиков игл хвои Хвоя буреет и опадает Красноватый некроз по краям Массовая гибель |
Фтористый водород | Пихта европейская | Цвет повреждённых участков хвои меняется от зелёного до красновато – бурого |
Озон | Томаты Картофель |
При избытке погибают Серые, металлического оттенка пятна на верхней стороне листа |
Смог | Томаты Бобы |
Погибают |
4. Изучите запылённость листовой пластинки разных пород деревьев. Для этого скотч или клейкую ленту наклейте на листовую пластинку сверху и снизу, затем аккуратно снимите. Отобранные пробы наклейте в таблицу.
Видовой состав деревьев, кустарников | Проба |
|
Сверху листовой пластинки |
Снизу листовой пластинки |
|
5. Выявите близлежащие источники атмосферного
загрязнения: предприятия, котельные, автодороги
и др.
Если вблизи 100 м располагается автодорога, то
проведите следующие исследования: подсчитайте,
сколько автомашин проходит за 1 час, при помощи
таблицы определите, какое количество выхлопных
газов поступает в атмосферу от этих автомашин за
сутки, месяц, год.
Выброс автотранспортом вредных веществ (гр.)
Тип автомашины | Сажа |
Угарный газ |
Углеводороды |
Оксид азота |
Легковой 1 | 0,05 |
2 |
2 |
3 |
Грузовой 1 | 0,15 |
70 |
8 |
7 |
Автобус 1 | 18 |
8 |
3 |
6 |
6. На основе полученных данных дайте оценку состояния атмосферы пробной площадки. (При оценке необходимо учитывать розу ветров.)
7. Разработайте мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха данной территории. (Учащиеся разрабатывают, представляют свои наработки, обсуждают, делают выводы. Наиболее реализуемые проекты можно воплотить в жизнь самостоятельно или привлечь родителей или специалистов. Например: посадка зелёной зоны, запрет несанкционированной автостоянки и т. д.)
8. Выводы о проделанной работе. Презентация мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха данной территории.
Используемая литература:
- Бурштейн А.И. Методы исследования запылённости и запылённости воздуха. Гос. мед. изд-во УССР, Киев, 1954.
- Нарзулаев С.Б., Капилевич Л.В., Филиппов Г.П., Савченков М.Ф. Медицинская экология: Учебное пособие. Томск: Из-во Томского университета, 1998.
- Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. Под ред. В.Ф. Протасова. М.: Финансы и статистика, 1995.
- В.Н. Большаков, В.В. Качак, В.Г. Коберниченко и др. Экология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. под ред. Г.В. Тягунова, Ю.Г. Ярошенко, М.: Логос, 2005.