Задачи:
- показать роль географической науки в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.);
- дать знания учащимся о городах героях;
- воспитывать патриотизм.
Оборудование:
- Карта РФ;
- Набор открыток “Города-герои”.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
– Дорогие ребята, приглашенные гости! Приближается шестидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. Это праздник “со слезами на глазах”. Время неумолимо. 60 лет – это средняя продолжительность жизни мужчин в современной России. А с начала войны и вовсе прошло 65 лет. Войны, в которой, Cоветский Cоюз только военнослужащих потерял более 27 млн. Война повлияла практически на все стороны жизни нашей страны. Многогранность и сложность Великой Отечественной войны требует тщательного изучения представителями разных отраслей знаний. Географы не раз подводили итоги своего участия в войне. Сегодня на уроке мы поговорим о роли географии в годы войны. Ребята, какая бывает география?
Дети отвечают: физическая, экономическая, социальная.
Учитель: “А ещё есть военная география. У нас в России её становление как самостоятельной дисциплины связано с эпохой наполеоновских войн”.
Сообщение на тему “Вклад географов в победу”.
Основные вопросы.
- Гидрометеорологическое обеспечение войск
- Топографы – глаза армии
- Труд картографов
Учитель: Кому же принадлежит главная роль, как вы думаете, ребята?
Ученица читает стихотворение Михаила Дудина “Победитель”.
ПОБЕДИТЕЛЬ
Без малого четыре года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна.Там, где мы брали кровью, с бою,
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают, качаясь, из травы.Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода, -
Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.И вот дорогою обратной,
Непокоряемый во век?
Идет, совершивши подвиг ратный,
Великий русский человек.Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.А сзади темные могилы
Врагов на дальнем берегу –
О нашей доблести и силе
Напоминание врагу.
Учитель: В статье “География и война”
А. В. Фереман писал: “Победа всегда будет за тем, у
кого на знамени начертаны три слова: энергия,
правда и знание”. Это полностью относиться и к
географии.
К сожалению, в наше время приходиться напоминать
имена городов-героев, а для многих молодых людей
это вообще новость.
Работа у карты. Назвать и показать все города-герои. Их – 13.
- Брестская крепость;
- Волгоград;
- Керчь;
- Ленинград;
- Минск;
- Москва;
- Мурманска;
- Новороссийск;
- Одесса;
- Севастополь;
- Смоленск;
- Тула.
– Ребята, послушайте сообщения о городах-героях. О Смоленске рассказывает – Камалова Ильсияр, о городе-герое Ленинграде – Ларионова Настя. Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! О городе-герое Москве сделает сообщение Васильева Лена.
– Следующий город-герой Тула. (Васильева Вера).
– Один из красивейших портовых городов мира –
Севастополь. Имя, данное городу при его основании
в 1783 году, в переводе с греческого означает
“величественный, достойный поклонения,
героический город”. Севастополь – самое
посещаемое место Крыма (18 млн. туристов в год).
Здесь базируется Черноморский флот РФ. Население
около 400 тысяч человек.
Севастопольская бухта занимает по удобству
третье место в мире после гонконгской и
сиднейской.
В обороне Севастополя участвовал Л.Н. Толстой.
Всем известны его знаменитые “Севастопольские
рассказы”. В годы войны город был полностью
уничтожен.
В XXI веке имидж города будет меняться. Основные
направления развития города будут туризм,
гостиничное хозяйство. Украинской Ривьерой
называют город. Паустовский в своей книге писал:
“Мне пришлось видеть много городов, но лучше
города, чем Севастополь, я не знаю”.
Учитель истории рассказывает о
Сталинградской битве.
Звучит грампластинка В. Чуйков, Я. Павлов, В. Гусев
– "О героической обороне Сталинграда".
В заключении учитель говорит о тех городах-героях,
которые он посетил: “Ребята, я была во многих
городах-героях: в Бресте, Ленинграде, Туле”. (Краткие
личные впечатления.)
Завершается урок песней “Этот День Победы”.
Литература:
- Абрамов Л.С. Географы – трудной Победе, журнал “География в школе” № 3, 2005.
- Валиуллина С.А. Отмечаем шестидесятилетие победы, журнал “География в школе” № 3, 2005.
- Родная земля.
- География победы.
- "География", приложение к газете "Первое сентября", № 9, 2005.