Обобщающий урок по окружающему миру по разделу "Астрономия" во 2-м классе с применением информационных технологий

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель: обобщить и проверить знания учащихся по разделу “Астрономия”.

Задачи:

  • развивать кругозор, речь, мышление, любознательность учащихся, интерес к изучению окружающего мира;
  • воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам, уважительное отношение к участникам дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учиеля

– Сегодня наш итоговый урок по разделу “Астрономия” мы проводим в виде игры “Брейн-ринг”. Наша задача – проверить готовность экипажей космических кораблей к полёту, успешно провести полёт и, как говорят космонавты, мягко приземлиться.

На столах флажки, на которых прикреплены бумажные ракеты с названием экипажей.

– Капитанов команд прошу представить свои экипажи.

Группы хором говорят название и девиз своего экипажа.

– Я приветствую экипажи “Мир”, “Восток”, “Восход”, “Союз” и желаю всем отлично пройти подготовку перед стартом.

II. Разминка

– Мы закончили изучение раздела “Астрономия”. А что изучает наука “Астрономия”? (Приложение, слайд № 1) Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. Начало освоению космоса было положено 4 ноября 1957 года. Что это за событие? (Слайд № 2) Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Где именно? (Прогноз погоды, определение места положения кораблей в океане, обеспечение космической радио- и телевизионной связи и т. д.). Через несколько лет и человек смог полететь в космос. Когда и кто это осуществил? (Слайд № 3)

– Подготовка к полёту прошла отлично. А теперь вперёд на освоение космических глубин!

III. Игра "Брейн-ринг"

– Назовите самое главное космическое тело в Солнечной системе. Что вы знаете о нём? (Слайд № 4”)

Вопрос 1: Что было бы, если бы не Земля вращалась вокруг Солнца, а Солнце вращалось вокруг Земли? (После обсуждения демонстрация видеоэкспериментов “Вращение Земли вокруг Солнца” и “Вращение Солнца вокруг Земли”.)
Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их.

Задание 2: “Сотвори мир”. Вам необходимо, используя изображения планет, расположить их на своих орбитах вокруг Солнца.

Командам даются листы с изображением Солнца и пустых орбит; изображения планет. Необходимо приклеить планету на свою орбиту. Проверка осуществляется на большом экране в игре “Сотвори мир”.

Дополнительное задание для команд: Какое имя присвоено одной из малых планет в память о городе нашего округа, где жил и умер сподвижник и любимец Петра I? (После высказываний детей показать герб города Берёзово.)
У какого небесного тела два имени? Почему? Что вы знаете об этом небесном теле? (Слайд № 5”)

Вопрос 3: Скажите, почему на Земле мы ходим, а на Луне космонавты прыгают?

После обсуждения показ видеосюжета “Космонавты на Луне”.

IV. Минутка отдыха

Выключается свет, включается подсветка экрана, на экране звёздное небо, звучит космическая музыка в исполнении группы “Space”.

– Скажите, что вы представляете, когда слышите слова “Космос”, “Вселенная”? Какие у вас возникают ассоциации? (Ответы детей) Возможно, сейчас вам попадётся картинка с одной из названных вами ассоциаций.

V. Продолжение игры

Задание 4: “Космическая мозаика” Прошу представителей команд выбрать номер картинки, которую вы будете собирать

Командам на компьютере предлагается собрать “разрезанную” на 12 частей картинку о космосе.

– Имя великого путешественника Христофора Колумба известно всему миру. Он открыл европейцам вторую половину нашего мира – Америку. Колумб четырежды побывал в Америке. В ходе одного из плаваний его корабль потерпел крушение. Измученная команда с трудом добралась до берега, где её враждебно встретили местные жители – индейцы. Договориться с их вождями никак не удавалось.

Вопрос 5: Каким образом Колумбу удалось договориться с вождями, чтобы снабдить команду всем необходимым?

После обсуждения демонстрация видеоэксперимента “Солнечные и лунные затмения”.

– Ребята, вы любите разгадывать загадки? А знаете загадки о Космосе? Следующий наш конкурс посвящён космическим загадкам.

VI. Конкурс загадок

В синей чашке алый мяч,
Он и светел, и горяч. (Солнце)

15 лет царствовал,
На 16 году заболел,
На 30-м умер –
И снова народился. (Луна)

Сам тысячеглазый,
движется торжественно,
словно на базар. (Млечный путь)

Висит потолок –
Весь в заплатках. (Небо)

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц)

Что видно только днём? (Звёзды)

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только глядят? (Большая медведица)

Чудо-птица – алый хвост
Полетела в стаю звёзд. (Ракета)

Обгоняя ночь и день,
Вкруг Земли бежит олень.
Задевая звёзды рогом,
В небе выбрал он дорогу. (Искусственный спутник Земли)

– Эти небесные тела бывают разного цвета. Что это? От чего зависит их цвет? (Ответы детей.)

Две медведицы смеются:
“Эти звёзды нас надули.
Нашим именем зовутся,
А похожи на кастрюли”.

– О каких медведицах идёт речь? Какие созвездия вы знаете? Под каким созвездием вы родились? В каком созвездии можно найти Полярную звезду?

Вопрос 6: Почему Полярная звезда нам кажется совершенно неподвижной?

После обсуждения демонстрация видеоэксперимента “Суточное движение”.

VII. Минутка отдыха

На фоне лёгкой космической музыки команды изображают Солнце, спутник, ракету, звезду и т. д.

– Назовите фамилии людей, имеющих отношение к космонавтике. (Гагарин, Леонов, Циолковский, Терешкова, Савицкая, Гречко, Королёв и т.д.)

VIII. Фотостудия

– Вам будут предложены портреты знаменитых людей. Ваша задача – узнать человека, изображённого на портрете, сказать, какое отношение он имеет к космонавтике (Портреты Циолковского, Гагарина, Королёва, Терешковой, Леонова.)

IX. Космический кроссворд

– Вам предлагается разгадать кроссворд, показав свои знания в области Космоса.

Командам предлагается на компьютере разгадать кроссворд на космическую тему (слайд № 7).

  1. Путешественник, которому в трудную минуту пригодились знания о Солнечных и Лунных затмениях. (Колумб)
  2. Космонавт, первым вышедший в открытый космос. (Леонов)
  3. Самый “длинный путь” Солнца. (Лето)
  4. Созвездие. (Лев)
  5. Небесное тело, имеющее два имени. (Месяц)
  6. Естественный спутник Земли. (Луна)
  7. Звезда, которая находится в созвездии Малой медведицы. (Полярная)
  8. Центр Солнечной системы. (Солнце)

Х. Заключительная часть

– Команды великолепно справились с полётом и “мягко” приземлились. Подведём итоги полёта. Каждый экипаж сейчас оценит работу своей команды.

Дети на оценочных линеечках показывают согласованность работы и правильность выполнения заданий.

– А сейчас каждый из вас выберет Солнышко (весёлое, грустное) и поместит его в конверт на доске.

Подводятся итоги игры, анализируется оценка команд своей работы, подсчитываются (весёлые, грустные) Солнышки – настроение учащихся на уроке.

– В заключение нашего полёта предлагаю спеть песню группы “Земляне” – “Земля в иллюминаторе”.

После песни и небольшого отдыха учащиеся выполняют проверочную работу по разделу “Астрономия” (13 человек в моем классе хорошо работают на компьютере – они выполняют работу на компьютерах, 13 человек на листочках).

Проверочная работа по разделу “Астрономия”

1. Астрономия – это ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

2. Солнце – это _______________________________________________________________________

3. Солнце восходит на _____________________, а заходит на _________________________________

4. Самый “длинный путь” у Солнца ___________________, а самый короткий ___________________

5. В Солнечной системе _______ планет. Самая близкая к Солнцу планета – __________________

Самая далёкая от Солнца планета –   ____________________. Земля находится на ______ орбите.

6. Звёзды – это _______________________________________________________________________

7. Звёзды бывают разного ___________________, это зависит от _______________________ звёзд.

Синего цвета ______________________ звёзды, а красного цвета ___________________ звёзды.

8. Звёзды объединены в _________________________.
Полярная звезда находится в созвездии ____________________________________________.

9. _________________ светятся, а ___________________ отражают солнечный свет.

10. Соедини стрелочками:

Солнце
Марс
Полярная
Стрелец
Земля
Скорпион
Луна
спутник
звезда
созвездие
планета

11. Запиши события, связанные с этими датами:

4 ноября 1957 года _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

12 апреля 1961 года ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Желаю тебе успеха!