Ход и содержание урока.
I. Повторение пройденного.
1. Тест:
Родина–это…….
ж) – страна, где человеку хорошо жить;
*з) – страна, где человек родился, вырос, где он живет и работает;
и) – место, где человек живет.
Наше государство называется………
*а) – Российская Федерация, Россия;
б) – Российская империя, Россия;
в) – Русское государство, Русь.
Столица нашего государства……..
и) – Томск;
*к) – Москва;
л) – С-Петербург.
Советский Союз распался ……..
*о) – в 1991 г.;
п) – в 1961 г.;
р) – в 1941 г.
Гражданином человек становиться……..
л) – когда получит паспорт;
м) – когда пойдет в школу;
*н) – когда получит свидетельство о рождении.
2. Выписать буквы, под которыми записаны верные ответы. Что интересного заметили?
(Получили слово закон.)
II. Определение темы урока.
1. Что такое закон ? (Правила, которые устанавливает государство, по которым живут граждане страны.)
2. Какова, по–вашему, тема урока, если хотим учить и знать историю современной России? (Законы страны).
III. Новая тема.
1. Как любой человек, гражданин может узнать, по каким правилам живет государство, каковы законы нашей страны? (Они должны быть где-то записаны.)
Законы страны принимаются законодательным органом – Государственной Думой. В России действуют законы об образовании, нормативные акты, которые устанавливают семейные, трудовые отношения и т.д. Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
«Конституцио» (лат.) – устройство; т.е устройство государства, общества, которое долгое время остается неизменным.
2. О чем говорит дата – 12 декабря? (День Конституции. ) 12 декабря 1993г. была принята последняя Конституция России.
Почему появилась необходимость принятия новой Конституции в 1993г., если она предполагает законы устройства общества на длительное время? (Распад СССР в 1991г. )
IV. Знакомство с правами и обязанностями граждан.
1. Работа в группах.
Мы живем по установленным в государстве законам. Что вы, как маленькие граждане, можете делать и должны делать? Чтобы вы могли обсудить этот вопрос, обменяться мнениями, предлагаю работать в группах.
Задание: Все граждане государства живут по определенным правилам, установленным в стране. Подумайте, что вы, как маленькие граждане, можете делать и должны делать? Запишите:..
1 группа – я могу………
2 группа – я должен……
Защита и обсуждение работ.
2. Как можно сказать о том, что вы можете? (Имеем право ) Что должны? (Обязаны )
В Конституции России существует определение – гражданские права и гражданские обязанности. Что, по–вашему, это значит? (Что имеет право делать гражданин государства, и какие он имеет обязанности перед страной). Вспомните, кто является гражданином государства? (Определение учащихся. )
(Чтение определения с доски учащимися. ) Гражданин – это человек, который относиться к населению данного государства, пользуется его защитой, признает законы этого государства, обладает определенными правами и обязанностями, предусмотренными законами страны.
3. Работа с учебником «Наша Родина» (авт. Н.Ворожейкина и др.) Самостоятельное чтение с.36–37.
4. Коллективное составление таблицы по материалу учебника.
5. Самостоятельная работа по карточкам (у доски и индивидуально) с последующей самопроверкой.
Попробуйте догадаться, какие из важнейших прав и свобод граждан России изображены на рисунках. Соотнесите рисунки и подписи к ним.
Право на жизнь. Право на труд. Право на образование. Свобода слова. Право на отдых.
Неприкосновенность личности и жилища. Право участвовать в управлении государством.
Право на медицинскую помощь.
6. Могут ли дети пользоваться гражданскими правами? Равны ли права взрослого человека и ребенка? Что в них общего? В чем различие?
В России признана международная Декларация прав ребенка, в которой специально определены права детей на защиту государства.
«Декларацио» (лат.) – объявление, провозглашение.
Государство проявляет особую заботу о здоровье и образовании детей, запрещает непосильный труд детей и т.д.
V. Закрепление изученной темы.
1. Работа парами в рабочих тетрадях «Изучаем права человека» (авт. А.Антонов) к книге для учащихся начальных классов «Ваши права» (авт. Е.Шабельник, Е. Каширцева ).
Задания № 6, 7, 16, 20, 23, 26 (по выбору).
Все вы любите читать сказки, и вас волнует судьба главных героев. Попробуйте посмотреть на них с точки зрения законов. Составьте рассказ от имени одного из персонажей и определите, какие права героев были нарушены?
Как гражданин может защитить свои права, если они были нарушены? (Обратиться в правоохранительные органы.)
VI. Итог урока.
1. Что нового узнали на уроке? Какие чувства испытываете после проведенного занятия ?
2. Вставить в текст пропущенные слова:
– Моя страна, моя родина – Россия, поэтому я – ……….. России. Каждый гражданин обязан знать и помнить основной закон государства – …………. В Конституции России перечислены важнейшие ……….. и ………… граждан нашего государства.
VII. Домашнее задание.
1. Чтение текста учебника «Наша Родина и современный мир» с.35–38, задание к тексту 1, 2.
2. Рабочая тетрадь к учебнику, задание № 48, № 49; составить рассказ о том, как вы пользуетесь своими правами (по желанию).