Оборудование:
- учебники " В одном счастливом детстве " ч. 1
- альбомные листы (по числу команд)
- конверты с заданиями (для конкурса " Напиши при помощи рисунков ")
- наборы карточек с цифрами от 1 до 5 (для членов жюри )
- набор деталей конструктора "Lego"
- фигурки клоунов (игрушки - дергунчики для проведения физминутки)
Урок построен в форме соревнования, участия в творческих конкурсах. Ребята, сидящие в каждом ряду, объединяются в команды, выбирают капитанов, делегируют одного ученика в состав жюри.
Этап 1. Конкурс "Узнай героя".
Предварительно учащиеся получили задание подготовить загадку – "портреты" героев произведения "Школа клоунов". Представители команд по очереди читают придуманные стихотворные загадки.
- Героиня - просто класс!
Управляет мотоциклом - это раз!
Во- вторых весело умеет жить,
Приглашает всех дружить!
( Ирина Вадимовна – директор школы)
- Доброта - её черта,
Хлебосольна и скромна,
Варит вкусные борщи,
Готовит деткам сухари.
( тётя Фёкла – повар)
- Совершенно взрослый дядя,
Носит галстук и портфель.
Оказался в школе он случайно,
Перепутав дом и дверь.
( товарищ Помидоров – Завхоз)
Жюри оценивает по "5" – бальной системе творческое задание команд и объявляет первые результаты.
Этап 2. Беседа по прочитанному произведению.
Учитель: Понравилось ли вам, ребята, в школе клоунов? Чем?
Что нового для себя вы узнали на уроках проводимых в школе клоунов?
Ученики из разных команд отвечают на вопросы, а представитель команды в жюри должен подтвердить ответ своей команды выборочным чтением соответствующего фрагмента из произведения. Жюри оценивает точность совпадения устного ответа и выбранного фрагмента.
Этап 3. Конкурс "Напиши при помощи рисунков".
Каждая команда получает конверт с заданием и альбомный лист для творческой работы.
Задание: Передайте значение пословицы с помощью рисунков. Представитель вашей команды в жюри должен, глядя на изображения, назвать эту пословицу.
Команда 1: "Ученье - свет, а неученье - тьма".
Команда 2: " Без труда не вытянуть и рыбку из пруда".
Команда 3: "Делу - время, потехе - час".
Команды, тихо совещаясь, выполняют творческое задание и передают свои работы учителю. Далее учитель, вызывая представителя команды в жюри, вручает ему листок с нарисованной пословицей для " прочтения".
Оценивается точность совпадения изображения и ответа " читавшего".
Учитель и жюри подводят итоги трех конкурсов.
Физминутка
С физминуткой я дружу,
Свою спину разогну, у
Руки кверху подниму,
А потом их опущу.
А потом попрыгаю, 1-2-3.
Ножками подрыгаю, 1-2-3.
Ручками похлопаю, 1-2-3.
Ножками потопаю, 1-2-3.
Сяду я за парту стройно,
Чтобы сделать все достойно!
(на доске - фигурки клоунов - дергунчиков, читель в определенные моменты тянет ниточку, фигурки двигают руками, ногами)
Этап 4. Викторина " Немаловажные детали".
К доске выходят капитаны команд, которые по очереди отвечают на вопросы
по содержанию произведения.
? Как называлась улица, на которой была расположена Школа клоунов?
(Улица имени бабушки летчика Антона Семенова.)
? Когда и где можно было прочитать об открытии Школы клоунов?
( В 6 часов вечера в московской газете.)
? Кто был самым молодым учеником в Школе клоунов?
( Наташа.)
? Какой предмет должны были осваивать дети в песенке о рабочем месте?
( Грамматику.)
? Почему Наташа очень любит старинные книги?
( " Если такой книгой кого-то стукнуть, он сразу поумнеет в 2 раза".)
? С помощью чего происходило общение директрисы и клоуна Сани?
Почему?
("... она дала Сане щелчок. Потому что он засунул руку в аквариум и общался с рыбками при помощи вылавливания." )
Жюри оценивает ответы капитанов команд, объявляет общие результаты.
Этап 5. Проект " Школы клоунов".
Учитель предлагает учащимся подумать над тем, как может выглядеть здание
Школы клоунов, как выглядят помещения внутри школы. Набор деталей конструктора Lego отвечает многим образовательным целям учебного процесса: обучение проектированию, развитие умений решать различные задачи, совершенствование умений выразить воображаемое, развитие уверенности в себе, инициативы в создании идей и их продвижении через общение с другими детьми в группе.