Урок математики по теме: "Устные и письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100;
  • развивать умение решать задачи изученных видов;
  • развивать навыки логического мышления;
  • пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру и логические задания;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи;
  • воспитывать чувства любви и гордости за свою Родину.

Оборудование: маркерные доски и маркеры, карточки с числами, портрет А.П.Гайдара и копии обложек его книг, карта России, 3 фотографии, плакат с рисунком маршрутов движения, нарисованные замки с написанными на них выражениями (на обороте рисунков - знаки сравнения), рисунок ёлки, оформленный электрической гирляндой, небольшие рисунки новогодних игрушек, которые получают дети за правильные ответы, аудиозапись песни С.Балакина «Новый год».

1. Оргмомент.

2.Устный счёт.

1). - Выполните задание.

Найдите лишнее число и расположите оставшиеся числа в порядке убывания.

58, 73, 33, 40, 16, 52, 29, 11.

(Дети пишут эти числа на маркерных досках, двое работают у доски.)

- Теперь перевернём карточки.

73 58 52 33   29 16 11
Ч у к и Г е к

2). - Посмотрите, какие интересные слова.

Знакомы ли вам эти слова? Где слышали?

- Это имена героев одного из интереснейших рассказов Аркадия Петровича Гайдара.

(портрет А.П. Гайдара
1904 – 1941
копии обложек)

- А кто-нибудь из вас читал этот рассказ или другие произведения А.П.Гайдара?

Я очень люблю рассказы, сказки и повести этого автора и хочу познакомить вас с некоторыми героями его произведения.

3). - В какой стране мы с вами живём?

В каком городе? А каким городом для России является Москва?

(На доске - карта России. Флажок – в точке, обозначающей Москву.)

- Вот и эти братья жили в Москве. А их папа работал начальником геологической базы в далёкой тайге.

- А что такое тайга? (Густой хвойный лес на севере нашей страны.)

- И вот мама с детьми собрались ехать к папе, чтобы вместе встретить Новый год. Но так случилось, что папе нужно было срочно выполнить сложную работу, и он отправил своей

жене телеграмму, чтобы она подождала 2 недели и только после этого приезжала.

- А сколько это – 2 недели? (14 дней)

- Только телеграмму братья потеряли, и мама ничего не узнала.

- Давайте представим, что мы тоже едем вместе с героями и пофантазируем.

4). Собираясь к папе, Чук взял с собой 3 фотографии. На 2-ух фотографиях – он и на 2-ух – Гек. Как такое может быть? ( На одной фотографии – братья вместе.)

5). На следующий день мама, Чук и Гек поехали на вокзал. Давайте выясним, по какому пути быстрее доберутся наши герои до вокзала.

- Это задание выполняете по рядам на маркерных досках:

1 ряд – синий маршрут,

2 ряд – зелёный маршрут,

3 ряд – красный маршрут.

img1.jpg (531254 bytes)

(4 + 1 + 3 + 5 = 13

2 + 4 + 4 + 5 = 15

6 + 4 + 3 + 3 = 16)

- Итак, самый удобный маршрут – первый.

3. Решение задачи.

Добрались наши герои до вокзала, сели в поезд и отправились в путешествие.

«Пока Чук и Гек ехали, то смотрели в окно и насчитали 32 большие станции, а полустанков на 4 больше. Сколько станций и полустанков насчитали Чук и Гек?»

  • Запишите в тетради слово «Задача».
  • О чём эта задача?
  • Что в ней известно? (Заполнение краткой записи задачи.)
  • Что спрашивается в задаче?
  • Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
  • А можем узнать, сколько полустанков? Как?
  • Что теперь узнаем? Как?
  • Запишите решение этой задачи по действиям.
  • А (имя ребёнка) запишет это решение на доске.
  • Сколько же станций и полустанков насчитали дети? (68 пунктов)
  • Запишите в тетрадях ответ.

4. Физкультминутка.

- Наконец, наши герои добрались до станции назначения, вышли из вагона и решили пересчитать свои вещи.

- Давайте сделаем это вместе с ними.

Раз, два, три, четыре, пять – всё умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – всем в сани тихо сесть.

5. Повторение и закрепление пройденного материала.

1).- До геологической базы их повёз на санях через тайгу ямщик – человек, который управляет лошадью.

Чтобы дети не скучали, мама предложила детям подумать над таким заданием:

- Какое из трёх чисел является суммой для двух других? А какое – разностью? Давайте и мы подумаем.

(Учитель показывает детям карточки.)

8, 6, 14
9, 5, 4
7, 11, 4

2). - На геологической базе папы не было, и мама с детьми стали готовиться к его возвращению.

- Мальчики весело проводили время, катаясь на санках с горы.

- А вы любите кататься с гор? Сейчас проверим, как быстро вы это сможете сделать.

- Ребята, сидящие на первом варианте, решают примеры первого столбика, а все остальные решают примеры второго столбика.

( Двое детей решают примеры у доски.)

1 вариант. 2 вариант.
18 + 22 = 40
50 – 8 = 42
42 + 2 = 44
50 – 9 = 41
20 + 23 = 43
43 +2 = 45

- Чем интересны ответы первого столбика? Второго столбика?

3). - Когда однажды мама и Чук пошли за водой, Гек забрался в старый сундук и решил их напугать, но заснул, а сундук закрылся на замки.

- Чтобы помочь Геку выбраться из сундука, мы должны с вами сравнить выражения, написанные на этих «замках», поставив знаки «>, < или =». Эти знаки вы напишите на маркерных досках. Задания выполняем по рядам.

1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
17 + 8 16 + 2 (>)
15 – 6 15 – 5 (<)
14 + 4 15 + 5 (<)
19 – 7 18 – 4 (<)
32 – 20 72 – 20 (<)
63 + 30 53 + 30 (>)

(Учитель переворачивает «замки», показывая написанные знаки.)

- Проверяем. Покажите мне свои маркерные доски и сравните с записью на «замках».

- Вы всё сделали верно. Значит, замки открылись.

4). – Ребята, а на какой праздник приехали к папе мама, Чук и Гек?

- Правильно. И именно накануне Нового года папа и его друзья-геологи вернулись на базу.

- А сколько теперь человек находится на базе, если раньше здесь были только 9 учёных и 1 сторож? Напишите ответ на маркерных досках.

(9 + 1 + 3 = 13 (чел.))

5). – А какое дерево самое главное в Новый год? (Ёлка.)

- Конечно! Тем более что это тайга, где очень много елей и сосен.

(Учитель показывает детям нарисованную ёлку, оформленную электрической гирляндой.)

- А вот наша ёлка. Но чего-то на ней не хватает. (Игрушек)

- Чем мы можем её украсить? (Рисунками-игрушками, которые лежат у детей на партах.)

- А у кого 1 игрушка? 2? 3? 4? И т.д. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.

- Выходите к доске и прикрепите игрушки к ёлке.

- А у кого нет игрушек? Но вы обещаете мне, что будете стараться хорошо работать? Тогда выходите, возьмите по игрушке и прикрепите их на ёлку.

(В классе гасится свет, и пока дети прикрепляют игрушки, учитель под музыку исполняет песню «Новый год».)

- Красивая теперь наша ёлка?

6. Итог урока.

- Ребята, а вы любите Новый год? Он и к нам скоро придёт. Осталось подождать один месяц. В этот праздник каждый человек думает о мире и счастье.

- Послушайте, как об этом сказал в своём рассказе «Чук и Гек» А.П.Гайдар: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».

- Я желаю и вам мира и счастья. Спасибо вам за урок!