Цели:
- закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100;
- развивать умение решать задачи изученных видов;
- развивать навыки логического мышления;
- пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру и логические задания;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи;
- воспитывать чувства любви и гордости за свою Родину.
Оборудование: маркерные доски и маркеры, карточки с числами, портрет А.П.Гайдара и копии обложек его книг, карта России, 3 фотографии, плакат с рисунком маршрутов движения, нарисованные замки с написанными на них выражениями (на обороте рисунков - знаки сравнения), рисунок ёлки, оформленный электрической гирляндой, небольшие рисунки новогодних игрушек, которые получают дети за правильные ответы, аудиозапись песни С.Балакина «Новый год».
1. Оргмомент.
2.Устный счёт.
1). - Выполните задание.
Найдите лишнее число и расположите оставшиеся числа в порядке убывания.
58, 73, 33, 40, 16, 52, 29, 11
.(Дети пишут эти числа на маркерных досках, двое работают у доски.)
- Теперь перевернём карточки.
73 | 58 | 52 | 33 | 29 | 16 | 11 |
Ч | у | к | и | Г | е | к |
2). - Посмотрите, какие интересные слова.
Знакомы ли вам эти слова? Где слышали?
- Это имена героев одного из интереснейших рассказов Аркадия Петровича Гайдара.
(портрет А.П. Гайдара
1904 – 1941
копии обложек)
- А кто-нибудь из вас читал этот рассказ или другие произведения А.П.Гайдара?
Я очень люблю рассказы, сказки и повести этого автора и хочу познакомить вас с некоторыми героями его произведения.
3). - В какой стране мы с вами живём?
В каком городе? А каким городом для России является Москва?
(На доске - карта России. Флажок – в точке, обозначающей Москву.)
- Вот и эти братья жили в Москве. А их папа работал начальником геологической базы в далёкой тайге.
- А что такое тайга? (Густой хвойный лес на севере нашей страны.)
- И вот мама с детьми собрались ехать к папе, чтобы вместе встретить Новый год. Но так случилось, что папе нужно было срочно выполнить сложную работу, и он отправил своей
жене телеграмму, чтобы она подождала 2 недели и только после этого приезжала.
- А сколько это – 2 недели? (14 дней)
- Только телеграмму братья потеряли, и мама ничего не узнала.
- Давайте представим, что мы тоже едем вместе с героями и пофантазируем.
4). Собираясь к папе, Чук взял с собой 3 фотографии. На 2-ух фотографиях – он и на 2-ух – Гек. Как такое может быть? ( На одной фотографии – братья вместе.)
5). На следующий день мама, Чук и Гек поехали на вокзал. Давайте выясним, по какому пути быстрее доберутся наши герои до вокзала.
- Это задание выполняете по рядам на маркерных досках:
1 ряд – синий маршрут,
2 ряд – зелёный маршрут,
3 ряд – красный маршрут.
(4 + 1 + 3 + 5 = 13
2 + 4 + 4 + 5 = 15
6 + 4 + 3 + 3 = 16)
- Итак, самый удобный маршрут – первый.
3. Решение задачи.
Добрались наши герои до вокзала, сели в поезд и отправились в путешествие.
«Пока Чук и Гек ехали, то смотрели в окно и насчитали 32 большие станции, а полустанков на 4 больше. Сколько станций и полустанков насчитали Чук и Гек?»
- Запишите в тетради слово «Задача».
- О чём эта задача?
- Что в ней известно? (Заполнение краткой записи задачи.)
- Что спрашивается в задаче?
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- А можем узнать, сколько полустанков? Как?
- Что теперь узнаем? Как?
- Запишите решение этой задачи по действиям.
- А (имя ребёнка) запишет это решение на доске.
- Сколько же станций и полустанков насчитали дети? (68 пунктов)
- Запишите в тетрадях ответ.
4. Физкультминутка.
- Наконец, наши герои добрались до станции назначения, вышли из вагона и решили пересчитать свои вещи.
- Давайте сделаем это вместе с ними.
Раз, два, три, четыре, пять – всё умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – всем в сани тихо сесть.
5. Повторение и закрепление пройденного материала.
1).- До геологической базы их повёз на санях через тайгу ямщик – человек, который управляет лошадью.
Чтобы дети не скучали, мама предложила детям подумать над таким заданием:
- Какое из трёх чисел является суммой для двух других? А какое – разностью? Давайте и мы подумаем.
(Учитель показывает детям карточки.)
8, 6, 14
9, 5, 4
7, 11, 4
2). - На геологической базе папы не было, и мама с детьми стали готовиться к его возвращению.
- Мальчики весело проводили время, катаясь на санках с горы.
- А вы любите кататься с гор? Сейчас проверим, как быстро вы это сможете сделать.
- Ребята, сидящие на первом варианте, решают примеры первого столбика, а все остальные решают примеры второго столбика.
( Двое детей решают примеры у доски.)
1 вариант. | 2 вариант. |
18 + 22 = 40 50 – 8 = 42 42 + 2 = 44 |
50 – 9 = 41 20 + 23 = 43 43 +2 = 45 |
- Чем интересны ответы первого столбика? Второго столбика?
3). - Когда однажды мама и Чук пошли за водой, Гек забрался в старый сундук и решил их напугать, но заснул, а сундук закрылся на замки.
- Чтобы помочь Геку выбраться из сундука, мы должны с вами сравнить выражения, написанные на этих «замках», поставив знаки «>, < или =». Эти знаки вы напишите на маркерных досках. Задания выполняем по рядам.
1 ряд. | 2 ряд. | 3 ряд. |
17 + 8 … 16 + 2 (>) 15 – 6 … 15 – 5 (<) |
14 + 4 … 15 + 5 (<) 19 – 7 … 18 – 4 (<) |
32 – 20 … 72 – 20 (<) 63 + 30 … 53 + 30 (>) |
(Учитель переворачивает «замки», показывая написанные знаки.)
- Проверяем. Покажите мне свои маркерные доски и сравните с записью на «замках».
- Вы всё сделали верно. Значит, замки открылись.
4). – Ребята, а на какой праздник приехали к папе мама, Чук и Гек?
- Правильно. И именно накануне Нового года папа и его друзья-геологи вернулись на базу.
- А сколько теперь человек находится на базе, если раньше здесь были только 9 учёных и 1 сторож? Напишите ответ на маркерных досках.
(9 + 1 + 3 = 13 (чел.))
5). – А какое дерево самое главное в Новый год? (Ёлка.)
- Конечно! Тем более что это тайга, где очень много елей и сосен.
(Учитель показывает детям нарисованную ёлку, оформленную электрической гирляндой.)
- А вот наша ёлка. Но чего-то на ней не хватает. (Игрушек)
- Чем мы можем её украсить? (Рисунками-игрушками, которые лежат у детей на партах.)
- А у кого 1 игрушка? 2? 3? 4? И т.д. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.
- Выходите к доске и прикрепите игрушки к ёлке.
- А у кого нет игрушек? Но вы обещаете мне, что будете стараться хорошо работать? Тогда выходите, возьмите по игрушке и прикрепите их на ёлку.
(В классе гасится свет, и пока дети прикрепляют игрушки, учитель под музыку исполняет песню «Новый год».)
- Красивая теперь наша ёлка?
6. Итог урока.
- Ребята, а вы любите Новый год? Он и к нам скоро придёт. Осталось подождать один месяц. В этот праздник каждый человек думает о мире и счастье.
- Послушайте, как об этом сказал в своём рассказе «Чук и Гек» А.П.Гайдар: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».
- Я желаю и вам мира и счастья. Спасибо вам за урок!