На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи.
В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами человека становятся творческая активность, новаторство, нестандартность решений. Задача воспитания людей с творческим складом ума превратилась в назревшую социальную необходимость.
Еще в начале века французский психолог Рибо заметил, что оригинальность мышления к 14-ти годам снижается. Значительный регресс творческости у младшего юношества отмечается психологами и в наше время. Поэтому, необходимо постоянно развивать и активизировать творческое мышление учащихся. Исследования ряда психологов показывают, что при соответствующих целенаправленных и систематических усилиях можно получить весьма плодотворные результаты.
Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.
Успешность развития творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят:
- способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей;
- критичность мышления (обнаружение разного рода ошибок, рассогласований) и способность выявлять противоречия;
- прогнозирование возможного развития событий;
- способность видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего и будущего;
- умение выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи;
- порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
Что же такое творческое мышление? Известный американский психолог Э. Фромм определяет его как «способность удивляться, познавать и находить решения в нестандартных ситуациях, …нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Близко к понятию «творческое мышление термины «креативность» и «дивергентное мышление». Под креативностью понимается способность находить в быстром темпе разные способы решения задач. Лежащий в основе этой способности комплекс особенностей мыслительного процесса Дж. Гилфорд назвал дивергентным мышлением.
В психологических исследованиях выявлен целый ряд таких особенностей, взаимосвязанных и образующих целую структуру:
Быстрота мышления – способность высказывать максимальное число идей за короткий промежуток времени.
Гибкость мышления – способность видеть проблему с разных сторон, богатство ассоциативной деятельности, заключающееся в установлении очень далеких ассоциаций, нахождение сходства в явлениях, на первый взгляд ничем не связанных.
Оригинальность мышления – своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность находить необычные ответы.
Синтетичность мышления – способность охватить все проблемное поле одним взглядом.
Точность (завершенность) – логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Специфическая природа творческого мышления определяет нетрадиционный характер методик его диагностики и развития. Они обычно не регламентируют деятельность учащихся, не предполагают наличия правильных или неправильных ответов, не ограничивают их числа. Оценивается нестандартность решений, их разнообразие. Ценность этих методик состоит в том, что их можно применять не только для диагностики, но и для развития творческого мышления. Занятия по развитию творческого мышления можно проводить не только индивидуально, но и давая задания на подгруппы, в форме КВН, «мозгового штурма», что вызывает повышенный интерес у учащихся, требует умения договариваться друг с другом, принимать множество решений. В качестве примера предлагаются задания для КВН среди учащихся 14-16 лет, которые можно преобразовывать.
Цели и задачи:
- стимулирование способности к размышлению;
- развитие творческого мышления;
- сплочение коллектива;
- развитие коммуникативных навыков.
Задание № 1.
Интерпретация картинок.
Предлагается несколько рисунков (например, различные линии – волнистая, спираль, окружность, ломаная). Предлагается за некоторый промежуток времени написать как можно больше интерпретаций для каждого рисунка. Например: волнистая линия – горы, волны моря, спина дракона; спираль – круги на воде, мишень, солнечная система; окружность – солнце, монета, люк; ломаная линия – крыши домов, график, рисунок на торте. Интерпретации могут быть различные, в том числе и юмористические. Подсчитывается общее количество интерпретаций по всем рисункам за отведенное время, их нестандартность, оригинальность.
Задание № 2.
Употребление предметов.
Предлагаются различные предметы (например: длинные железные гвозди, древесные опилки, пустые стеклянные бутылки, коробки из-под обуви). Предлагается записать как можно больше способов употребления этих предметов. Подсчитывается общее количество названных употреблений, учитывается их оригинальность.
Примеры употреблений: длинные железные гвозди – изготовить крючки, зубья для грабель, подстилка для йога; древесные опилки – топливо, для уборки мусора, для набивки игрушек, для теплоизоляции, добавка в комбикорм; пустые стеклянные бутылки – для хранения крупы, как музыкальный инструмент, для раскатывания теста, использовать как вазу, для строительства стены дома; коробки из-под обуви – для хранения писем, использовать как дом для хомячка, для разжигания костра.
Задание № 3.
Придумывание рассказа.
Предлагаются несколько слов (например, КЛЮЧ, ЛОДКА, СТОРОЖ, КАБИНЕТ, ДОРОГА). Необходимо за 10 минут составить логически связанный, законченный рассказ. Оценивается яркость, оригинальность образов, необычность сюжета.
Задание № 4.
Неоконченный рассказ.
Предлагается текст. Необходимо за 10 минут придумать и дописать окончание текста. Оценивается законченность, яркость, оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Пример начала текста: «Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг…»
Задание № 5.
Круги.
Предлагается бланк, на котором нарисовано 12 кругов диаметром 3 сантиметра. Необходимо за 10 минут нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно внутри и вне круга, для одного рисунка можно использовать 1, 2 и более кругов. Рисунки необходимо подписать. Выполненная работа оценивается по количеству рисунков, их необычности, оригинальности, частоте встречаемости редких объектов (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина и другие).
Задание № 6.
Коллективная картина.
Предлагается бланк, на котором нарисовано несколько любых линий или геометрических фигур. Предлагается дорисовать коллективную картину или законченный сюжет и дать название. Работа оценивается по необычности, оригинальности, наличию дополнительных деталей.
Задание № 7.
Назови предметы.
Подгруппам предлагаются карточки с написанными тремя качествами (например: 1) черный, легкий, блестящий, 2) низкий, тяжелый, темный, 3) тонкий легкий высокий, 4) белый, воздушный, несъедобный). Предлагается за 10 минут написать как можно больше принципиально различных предметов, которые обладают сразу тремя написанными качествами. Например: 1) черными, легкими, блестящими могут быть: пакет, часы, телефон, волосы, книга; 2) низким, тяжелым, темным может быть дом, туча, плита, стол, машина; 3) тонким, легким, высоким бывает перо, человек, дерево, шест, полка; 4) белое, воздушное и несъедобное бывает облако, вата, снег, мягкая игрушка, пух.
Результаты оцениваются по количеству написанных предметов, их отличиям, оригинальности, нестандартности, разнообразию.
Задание № 8.
Быстрота мысли.
Подгруппам раздается по одному бланку со словами, в которых пропущены буквы (у каждой подгруппы разные). Каждые прочерк – это одна пропущенная буква. В течение десяти минут надо вписать недостающие буквы. Слова должны быть именами существительными нарицательными в единственном числе. Результаты оцениваются по количеству написанных слов.
Образец бланка
д-ло (дело) |
п-л-а (полка) |
з-о-ок (звонок) |
с-я-оть (слякоть) |
к-ша (каша) |
о-р-ч (обруч) |
к-о-а (крона) |
к-с-а-ник (кустарник) |
с-да (сода) |
к-р-он (картон) |
с-е-ло (стекло) |
у-ы-к- (улыбка) |
в-за (ваза) |
з-р-о (зерно) |
к-ы-а (крыша) |
а-е-ь-ин (апельсин) |
н-га (нога) |
в-с-ок (восток) |
т-а-а (трава) |
с-а-ц-я (станция) |
м-на (мина) |
с-г-об (сугроб) |
к-у-ка (кружка) |
ч-р-и-а (черника) |
д-ля (доля) |
в-т-а (ветка) |
а-т-ка (аптека) |
к-п-с-а (капуста) |
к-но (кино) |
п-д-ак (пиджак) |
с-у-а (ступа) |
д-е-н-к (дневник) |
в-да (вода) |
к-ш-а (кошка) |
с-а-ка (сказка) |
т-л-в-з-р (телевизор) |
ч-до (чудо) |
б-л-он (бульон) |
п-е-а (пьеса) |
к-н-у-т-р (кондуктор) |
(В скобках – правильные ответы, на бланке не печатаются).
Задание № 9.
Хорошо – плохо.
Подгруппам раздаются карточки с написанными на них различными ситуациями (например: 1) Весь день льет дождь. 2) Вас подстригли очень коротко. 3) Вам наступили на ногу. 4) Вы заблудились в чужом городе). Участникам предлагается проанализировать эти ситуации с точки зрения «положительных» и «отрицательных» его последствий. За определенное время (в зависимости от возраста и количества участников – 10-20 минут) группами составляются списки таких последствий и затем зачитываются и обосновываются. Результаты оцениваются по количеству и оригинальности последствий, желательно, чтобы положительных последствий было не меньше отрицательных.
Например, при анализе явления «весь день льет дождь» «положительными» моментами могут быть названы следующие: быстрее начнут расти грибы, станет свежее, можно увидеть радугу, «отрицательные» последствия: появится грязь, можно промокнуть и заболеть, проезжающая машина может забрызгать водой из лужи. В ситуации «Вас подстригли очень коротко» положительное – не жарко, не нужно тратить деньги на шампунь, не нужно носить с собой расческу, отрицательное – шапка становится велика, голове холодно, заметны оттопыренные уши. При анализе ситуации «Вам наступили на ногу» положительным может быть названо: можно познакомиться с новым человеком, наконец-то почистим ботинки или купим новые, разбудили в автобусе, обратили внимание, что надели разные; «отрицательными» последствиями являются: больная нога, испорченное настроение, грязная обувь. В ситуации «Вы заблудились в чужом городе» положительным является то, что можно посмотреть достопримечательности, познакомиться с новыми людьми, можно совершить необычные поступки, отрицательным в данной ситуации является: потраченное время, можно замерзнуть и заболеть.
Задание № 10.
Индукция.
Учащимся предлагаются карточки с названиями предметов или объектов (например, «яблоко», «бензин», «Москва»). Предлагается записать как можно больше категорий (классов) объектов, к которым принадлежит данный предмет. Например: яблоко – фрукт, плод, продукт питания, товар, шар; бензин – топливо, жидкость, легковоспламеняющееся вещество, нефтепродукт, товар, растворитель; Москва – город, столица, транспортный узел, промышленный, культурный, научный, торговый центр, географическое название. Результаты оцениваются по количеству записанных категорий или объектов.
Список литературы.
- Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Просвещение, 1992.
- Психология творчества / Под. ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.
- Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология для студентов колледжей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.