Экологический праздник "Земля — наш дом"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: экологическое воспитание учащихся

Задачи:

  • Обучение знаниям и навыкам безопасности и спасения среды жизнеобитания в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  • Формирование правильного восприятия роли и места человека в глобальной системе “Природа-человек-общество”.
  • Воспитание школьников в духе патриотизма и любви к Родине.

Оформление:

Большой плакат, на котором изображен земной шар с загрязненными участками земли, воды, воздуха, в центре лицо плачущего человека; фонограмма со словами Ю.Гагарина о красоте нашей земли; красочное изображение животных, растений, птиц; плакаты с кроссвордами; плакаты с правилами бережного отношения к природе.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас интересная беседа. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется “Мир вокруг нас”. Это необычная газета – она живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовят ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрим в центр круга. Что здесь изображено?

Дети:

Грустный человек.

Воспитатель:

А почему он грустный?

(Разные варианты ответов детей.)

Воспитатель:

У нас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человека. Тогда может быть нам станет ясно, почему он грустный.

1 корреспондент:

Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосфера (на доске запись слова). Мы привыкли воздушный океан называть небом. Кто знает стихи или загадки о небе?

Дети:

Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.

(Небо.)

Есть невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей
Бежит, торопится.

(Воздух.)

Что в комнате не видишь? (Воздух.)

Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо.)

Поле голубое серебром усыпано. (Небо.)

Корреспондент:

Все живое дышит этим воздухам. И этот воздух должен быть чистым. Но он не всегда таким бывает. Знаете ли вы, что содержится в воздухе? А в воздухе содержатся микробы – очень маленькие, живые. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше?

(Ответы детей.)

Корреспондент:

Проветрили комнату, провели влажную уборку — убрали микробов с голубого поля. (Убираем аппликации микробов с поля).

Еще очень хорошо отчищают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо заботиться о сохранности растений.

Воспитатель:

Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как надо уничтожить микробов, и небо стало чище и голубее. Если мы сумеем очистить все поля — наш человек будет улыбаться.

2 корреспондент:

Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Да, почти у всех у вас есть любимые песни, певцы, группы. Их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова:

Непременно каждым утром,
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И еще магнитофон.
Весело? Да. А почему же люди ей говорят:
Эй, гражданка у окна,
Вы же в доме не одна.
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?

(Ответы детей.)

Конечно, им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, т.к. современные машины — грузовики, самолеты и т.д. — издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома, в лесу магнитофон на полную мощность. Еще некоторые ребята любят пошутить — громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно: громкий, резкий звук может разрушить слуховую способность нашего уха. Видите сколько слуховых загрязнений на этом поле? (Показывает на поле со стрелками и спиралями.) Одни стрелки показывают звуки резкие, громкие, другие — волны музыки, спокойные. Приятная негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт. Что могут сделать дети, для того чтобы дома и в школе, да и где бы то ни было, у нас всегда был звуковой комфорт? (Ответ детей.) Конечно, не кричать, не включать громко музыку. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

Третий корреспондент:

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем, всегда нужна вода!

Эта страничка о воде. Где больше всего воды на земле? В океанах, озерах. А еще вода находится в реках, морях, ручьях. Снег — это вода и облако — это вода. Для растений, животных, человека не всякая вода годится. В океанах и морях вода какая? Правильно, соленая. А чтобы напиться, умыться, нужна вода какая?

Про какую это воду говорят?

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток
Чтоб кусался зубок.

Конечно, это говорится о чистой пресной воде. Грязной водой умываться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.)

Во-первых, экономно расходовать и беречь воду от загрязнений.

Сценка “Водяной”

Водяной:

Боишься?

Гоша:

Нет! А ты кто такой?

Водяной:

Водяного не узнаешь? Хорош школьник. Когда-то и я был обычным мальчиком, вроде тебя. Только, пожалуй, способнее. Все обитатели этого пруда меня боялись. Лягушку мог первым же камешком того… припугнуть. Рыбоглушилку классную изобрел — даже мальки выплывали кверху брюхом. Ну, а мелочь лесная из-под колес моего мопеда еле улепетывала. Но однажды все кончилось. Заехал я на железном своем коне в пруд, помыл его, напустил как всегда в воду бензина и… очнулся на дне. Теперь мерзну тут в сырости, ем лягушек, прохожих вот пугаю. Тоска!... Помоги, Гоша!

Гоша:

А что сделать-то надо?

Водяной:

Да ребус водяной отгадать. (Предлагается ребус или кроссворд, ребята помогают отгадать его.)

Ребята, а что мы можем сделать для того, чтобы очистить поле и наш человек стал улыбаться?

(Ответы детей.)

Правильно. Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины, отчищать родники, устья рек от промышленного и другого мусора. (Отчищают поле от грязных пятен.)

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, какое красивое, чистое поле стало. А теперь зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент:

Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей.)

Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком.
В облаках кружится птицей.
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг!

Только всегда ли человек относится к природе как друг. (Ответы детей.)

Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты. Под каждым из них растение или животное, которых в природе осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте посмотрим сценки “Леший” и “Ведьма” и подумаем как себя нужно вести в природе?

Сценка “Леший”

(Гоше на лоб падает шишка.)

Гоша:

Ой!

Леший:

Я тебя не отпущу и в поганку превращу! Страшно?

Гоша:

Ни капельки! Я же с папой в походы ходил. А ты кто?

Леший:

Леший Лешевич, самый главный я здесь. Понял?

Гоша:

Вот это да! Значит, ты тоже не настоящий?

Леший:

Ага! Уже кое-что сечешь! Давно бы так. Слушай и вникай. Я ведь тоже когда-то был туристом. В лес ходить любил, пикники устраивал. А вот лес меня невзлюбил. Не нравилось, видите ли, козявкам, что я банки-склянки везде разбрасывал, муравейники разорял, грибы сшибал. Однажды чуть лесной пожар не начался, когда я костер не потушил. Звери удирали со всех ног. Вот и заколдовали меня. Гоша, помоги! Надоело тут жить с воронами и совами.

Гоша:

А что надо сделать?

Леший:

Да пусть ребята расскажут, как правильно в лесу вести себя надо. Да еще правильно соберут съедобные грибы и назовут их.

(Ответы детей.)

Сценка “Ведьма”

Гоша:

Надоели мне эти ужастики! Сами натворят бед, а ты потом отдувайся, расколдовывай их… А это еще кто? Верхом, да на помеле. Ну прямо ведьма из русских сказок.

Ведьма:

Да, я ведьма! И горжусь этим. Все меня боятся, даже вы — образованные. Трепещите, малявки! Несчастная я, заколдованная. Была обычной девчонкой, правда очень жадной. Хотела, чтобы все в лесу мне одной принадлежало. Рвала цветы охапками, бабочек насаживала на булавки. Гошенька, миленький, надоело страхолюдиной жить, на помеле укачивает. Расколдуй!

Гоша:

Устал я от вас. Ну да ладно, не плачь. Что делать-то надо?

Ведьма:

Да надо собрать лекарственные травы. И рассказать, как их правильно собирать надо. А еще какое правило поведения в природе нам надо знать, чтоб растений с красивыми цветами было много кругом?

(Ответы детей.)

Ведьма:

Правильно, не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться, а не губить их.

Мы запомним эти правила и уберем черные круги.

А вот животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать, как уберем черные круги?

(Ответы детей.)

Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное — не трогать и не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомните эти правила. Уберем черные квадраты. Без них лучше на зеленом поле.

Воспитатель:

Красивые бабочки, хищные птицы, лягушки и жабы — эти животные пострадали больше, чем другие. Бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания их роли в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.

(На доске “Красная книга — совесть человечества”. Рассказ воспитателя о “Красной книге”, об особо охраняемых животных и растениях нашей области. Видеофильм “Красоты Кузбасса”.)

Воспитатель:

Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не обо всех животных и растениях, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать и помнить правила поведения в природе, мы поможем всем.

(Убирает лицо грустного человека, под ним улыбающееся лицо.)

А сейчас посмотрите, совсем другой вид у нашего человека на газете. Он улыбается, ему хорошо в этом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь!

Загадки для самых внимательных

(Можно составить из этих имен кроссворд)

Если выбросишь ржавую банку
И костер не погасишь лесной —
Тут же вместо тебя на полянку
Прыгнет некто с лохматой спиной.
Быстро имя его угадай —
И в ужастики не попадай!
Если вымоешь велик в речушке
И без толку наловишь мальков,
Кто-то с грустной улыбкой лягушки
Тут же вынырнет из пузырьков.
Заколдует тебя так и знай.
А в кого поскорей угадай.
Если бабочку кепкой прихлопнешь
И цветов целый веник нарвешь —
Тут же резво клюкою притопнешь
И лесною каргой прослывешь.
Сядешь в ступу, как раньше в трамвай.
Кем ты станешь тогда — угадай!

Литература

1. Журнал “Начальная школа” № 9 1993.

2. “Заколдованные ужастики”

3. “Занимательная экология”