Элективный курс “Знакомые и незнакомые функции” рассчитан на 18 часов для учащихся 9 классов.
Запланированный данной программой объем знаний относится к разделу “Функции. Построение графиков различных функций”.
Целью данного курса является развитие интереса школьников к предмету, расширение представления об изучаемом в основном курсе материале, знакомство с новыми функциями и способами построения графиков, рассмотрение применения функций в экономике.
Вопросы, предлагаемые для изучения, интересны и доступны учащимся 9 класса, требуют знаний только базового курса. Уровень сложности таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число школьников. Курс состоит из 6 разделов, т.е. учащиеся имеют возможность подключиться к знаниям на любом этапе.
Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать красоту построения графиков, подчеркнуть эстетические аспекты, показать связь с другими областями знаний (например, физика, экономика).
Традиционные формы занятий будут применяться наряду с написанием рефератов. Планируется организация разных форм деятельности учащихся: индивидуальной и групповой, коллективной.
Успешность усвоения курса можно будет проследить по результатам самостоятельных работ и выполнению творческих заданий.
Знания, полученные на занятиях данного элективного курса, необходимы для ребят физико-математического и экономического профилей для успешного построения графиков сложных функций, исследования функций и построения графиков.
Ожидаемые результаты
По окончании курса учащиеся должны
знать:
уметь:
- построить график не только элементарных функций, но и более сложных.
Прохождение курса поможет учащимся в выборе профиля обучения в 10 классе.
Основное содержание курса
I. Функция. Основные элементарные функции (1 ч.)
Основная цель – обобщить все имеющиеся у учащихся знания об элементарных функциях, их графиках, способах задания, функции, области определения и области значений.
Основное содержание :
- Определение функции, Д(f), Е(f).
- Способы задания функций.
- Соединение элементарных функций с помощью арифметических действий.
II. Преобразование графиков (2 ч.)
Основная цель — расширить представление учащихся о приемах построения графиков, актуализация знаний и умений.
Основное содержание :
- Построение графика по точкам.
- Сдвиг графика в системе координат.
- Построение графика методом введения вспомогательной системы координат.
- Построение графика методом сдвига осей.
- Сжатие и растяжение.
III. Построение графиков с модулем (5 ч.)
Основная цель — познакомить учащихся с основными приемами построения графиков, содержащих модули. Привлечь внимание к эстетической стороне данного вида деятельности. Предусмотреть возможность творчества учащихся.
Основное содержание
- Актуализация базовых знаний и умений. Объяснение и мотивация эстетическими
- соображениями цели предстоящей работы.
- Демонстрация приемов построения графиков на характерных примерах и выполнении упражнений.
IV. Графики функций вида у = 1/f(х) (2 ч.)
Основная цель — показать связь между графиками многочлена у = f(х) и дробно-рациональной функции у = 1/f(х); исследовать (на наглядном уровне) поведение этой функции при стремлении знаменателя к нулю и при неограниченном (по модулю) возрастании знаменателя.
Основное содержание :
1. Разъяснение приема на примере графиков функций у = х2 – 1 и у = 1/f(х).
2. Упражнения (вариации, дополнительные условия).
3. Выполнение заданий на готовом чертеже.
V. Целая и дробная части числа (2 ч.)
Основная цель — познакомить учащихся с двумя важными функциями, которые принципиально отличаются от известных им элементарных функций как характером зависимости между переменными, так и графическими изображениями. Это полезное расширение кругозора, противодействие созданию определенных стереотипов.
Основное содержание:
- Определение целой и дробной частей числа.
- График функции “целая часть числа”.
- График функции “дробная часть числа”.
VI. Функции в экономике (4 ч.)
Основная цель — показать, что многочисленные величины, характеризующие экономические процессы, существуют не изолированно друг от друга, а очень тесно друг с другом связаны. В ситуациях, где возникают тесно связанные между собой переменные величины, найдется место для функции.
Основное содержание :
- Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике.
- Функции спроса.
Список используемой литературы
1. Ершов Л.В., Райхлист Р.Б. Построение графиков функций. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984 г.
2. Гельфанд Н.М., Глаголева Е.Г., Шноль Э.Э. Функции и графики. М.: Наука, 1965 г.
3. Математика: Алгебра. Функции. Анализ данных. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. /Под ред. Г.В.Дорофеева. – М.: Дрофа,2000 г.
4. Доморяд А.П. Математические игры и развлечения. М.: Издательство фи.-мат. литературы, 1961 г.
5.Гончаров В.Л. Элементарные функции действительного переменного /Энциклопедия элементарной математики. Т.3. М.- Л.: Гостехиздат, 1952 г.
6. Ж. “Математика в школе” № 10, 2002 г.