Использование инновационных технологий на примере деловой игры "Каким должен быть современный школьный учебник иностранного языка?"

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Использование инновационных технологий на примере деловой игры «Каким должен быть современный школьный учебник иностранного языка?»

Иванова Лариса Михайловна,

преподаватель немецкого языка Угличского педагогического колледжа

152610 г. Углич, Ярославская область, микрорайон Мирный, 20-29

Мы предлагаем одну из форм проведения итогового занятия по методике преподавания иностранного языка при изучении темы «Вариативность учебников и учебно-методических комплексов по иностранному языку».

Современный период развития методики преподавания иностранного языка характеризуется повышенным интересом ученых и практиков к учебнику иностранного языка. Объясняется это прежде всего тем, что учебник является основным средством обучения, неотъемлемым компонентом учебного процесса. Казалось бы, нет человека, причастного к сфере иноязычного образования, которого бы проблемы учебника не касались и не интересовали: и учителя, и родителей, и ученика, и автора, и издателя. Наличие огромного рынка отечественных и зарубежных учебников ставит перед учителем иностранного языка непростую задачу правильного выбора учебника иностранного языка. Выбирая тот или иной учебник и учебно-методический комплекс, учителю следует исходить из особенностей образовательного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей своих учащихся, специфики своей методической подготовки, своего менталитета.

Существуют характеристики современного учебника иностранного языка, которые могут служить критериями его оценки.

Работа со схемой-таблицей «Характеристика современного учебника иностранного языка».[4]

Таким образом, оценивая предлагаемые сегодня многочисленные учебники иностранного языка учителю следует задать себе вопрос, насколько те или иные характеристики реализованы в выбранном учебнике.

Заполнение листа рефлексивной оценки состояния студентов перед началом занятия.(Приложение2)

Обсуждение «Каким должен быть современный школьный учебник иностранного языка» предлагается провести в форме деловой игры.

Действие происходит на заседании учебно-методического совета научно-методического центра учебной книги и средств обучения.

Предлагаются следующие ролевые задания:

Ролевое задание №1.

Вы председатель учебно-методического совета научно-методического центра учебной книги и средств обучения.

Ваша задача – вести заседание совета по рассмотрению и представлению к изданию предложенных планов – проспектов учебников английского и немецкого языков.

Ролевое задание №2.

Вы – автор плана – проспекта нового учебника английского и немецкого языков для … класса общеобразовательной школы. Вы представляете новый вариант учебника и выносите его на обсуждение.

Ролевое задание №3.

Вы – методист по иностранному языку Института повышения квалификации учителей.

Вы должны зачитать справку, которая составлена комиссией, анализировавшей работу школ по предыдущему варианту учебника. Особенно много замечаний комиссия сделала по комплексу упражнений для обучения устной речи. Укажите их.

Ролевое задание №4.

Вы - учитель английского или немецкого языка.

Опираясь на свой педагогический опыт, необходимо дать полную характеристику и выделить положительные и отрицательные стороны учебников английского и немецкого языков.

Ролевое задание №5.

Вы – преподаватель методики обучения иностранного языка ЯГПУ, МГПУ, рецензент переработанных планов – проспектов учебников.

Последовательность этапов игры:

  1. Обсуждение проблемных вопросов.
  2. Характеристика и анализ действующих учебников АЯ и НЯ.
  3. Рецензия на действующие учебники и учебно-методические комплексы по ИЯ.
  4. Презентация планов - проспектов - новых учебников АЯ и НЯ.
  5. Обсуждение новых планов - проспектов, их рецензирование.
  6. Подведение итогов, решение о рекомендации планов - проспектов новых учебников ИЯ к печати или доработке.

В обсуждении может принимать участие любой студент, однако, выступление не должно превышать 5 минут.

Во время игры работает контролер, который заполняет предложенную таблицу, фиксирует участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание своего мнения, реализацию принятой на себя роли.

Вопросы для обсуждения:

- Учебник - это ...?

Почему именно учебник, а не справочник или путеводитель по стране изучаемого языка?

- Что мы понимаем под параллельными или альтернативными учебниками?

- Какие преимущества имеются у зарубежных учебников ИЯ?

- Может ли зарубежный учебник ИЯ выступать в роли основного средства обучения ИЯ?

- На кого должен быть нацелен учебник ИЯ?

- Что мы относим к вспомогательным средствам обучения?

Группа студентов, реализующих ролевое задание №4 дает характеристику школьных учебников немецкого языка (И.Л. Бим «Шаги1,2,3,4,5») и английского языка (В.П. Кузовлев и др. «Английский язык») на основе схемы «Параметры современного учебника ИЯ».[4] Студенты, согласно ролевому заданию №3, выявляют положительные и отрицательные стороны данных учебников в процессе обучения иностранному языку, подготавливают справку, которая составляется на основе анализа работы школ по действующим вариантам учебников. В справке обращается внимание на структуру учебников ИЯ, тематику для устной речи, объем языкового и речевого материала, подлежащего усвоению, характер и последовательность упражнений, соотношение разных видов речевых упражнений, наличие опор, объем текстов и их соответствие требованиям к обучению различным видам чтения.

Следующий этап игры - презентация планов - проспектов новых учебников АЯ и НЯ. На данном этапе студенты действуют в соответствии с ролевым заданием №2, согласно которому студенты определяют ведущие методические принципы и способы их реализации, разрабатывают цикл уроков (5-6) по одной теме, структуру и содержание данного методического цикла, подбирают необходимую наглядность и дидактический материал, предусматривая использование различных видов опор.

В обсуждении планов - проспектов новых школьных учебников ИЯ принимают участие все студенты, особенно те, которые реализуют ролевое задание №5. Данная группа студентов описывает и выделяет все положительные стороны планов - проспектов учебников ИЯ, критически подходит к анализу содержания, оформления, направленности на учащегося, возможности самообразования в области ИЯ, актуальность выбранных и разработанных тем. Студенты этой группы выносят решение о рекомендации планов - проспектов новых учебников к печати или к доработке, указывая на слабые стороны.

Главным действующим лицом на протяжении всей деловой игры является студент, выполняющий роль председателя учебно-методического совета: он ведет заседание совета по рассмотрению и представлению к изданию планов - проспектов новых школьных учебников АЯ и НЯ, продумывает процедуру обсуждения, подводит итоги на каждом этапе игры, вместе с членами совета выносит решение о рекомендации учебников к печати или доработке, инициирует обсуждение спорных вопросов, высказывание собственных мнений, их доказательное обоснование.

Основные выводы, выявленные в ходе деловой игры «Каким должен быть современный школьный учебник иностранного языка?»

1. Практика показывает, что многие учителя испытывают трудности при оценке учебника ИЯ, в определении пригодности для работы в конкретных условиях обучения. Поэтому каждый учитель ИЯ, особенно начинающий должен уметь правильно выбрать необходимый учебник.

2. Учебник - основное средство обучения ИЯ, компонент процесса обучения, управляющий деятельностью учителя и учащихся, отражающий определенный концептуальный подход к обучению ИЯ, цели, принципы, содержание обучения, что определяет стратегию и тактику системы обучения в целом.

3. В последнее время получили распространение параллельные и альтернативные учебники. Эти учебники отражают методическую концепцию авторов и отличаются по содержанию и методическому построению. В этом случае перед учителем опять встает проблема выбора конкретного учебника и учебно-методического комплекса по иностранному языку, соответствующего программе, условиям обучения, уровню развития учащихся.

4. Ведущими функциями учебника являются:

- соответствие потребностям педагогического процесса;

- целенаправленность;

- ориентация на учащихся;

- мотивация.

5. Зарубежные учебники иностранного языка могут быть использованы в качестве источника дополнительных учебных материалов.

Таким образом, одной из предпосылок подготовки квалифицированного специалиста, способного работать в условиях альтернативной и вариативной образовательной системы, является овладение методикой анализа учебника иностранного языка, обеспечивающей адекватный выбор и грамотное использование учебника ИЯ в процессе обучения, достижение оптимальных результатов при работе с учебником.

На заключительном этапе занятия студенты заполняют предложенную анкету (Приложение1), подводятся итоги деятельности каждого студента (Приложение 2).

Литература для подготовки к занятию:

Основная литература:

  1. П.К. Бабинская и др. «Практический курс методик преподавания иностранного языка». Минск: Тетра Системс, 2005.
  2. Е.С. Бабикова. Почему следует использовать при обучении НЯ отечественные учебники? ИЯШ №1, 2000г.
  3. И.Л. Бим. Некоторые исходные положения теории учебника ИЯ. ИЯШ №3, 2002г.
  4. М.В. Якушев. Научно обоснованные критерии анализа и оценки учебника ИЯ. ИЯШ №1, 2000 г.

Дополнительная литература:

  1. Н.И. Сперанская. Новые подходы к обучению ИЯ в 5 кл. ИЯШ №2, 2001г.
  2. М.Ю. Бухаркина. Мультимедийный учебник: что это? ИЯШ №4, 2001г.
  3. Г.И. Мамукина. Создание мультимедийного проекта на немецком языке в средней школе. ИЯШ №4, 2001г.
  4. И.Л. Бим. Новый учебник немецкого языка для 9 кл. ИЯШ №3, №4, 2000г.
  5. Б. Вудриф и др. Решение проблемы учебного пособия. ИЯШ №1, 2000г.
  6. И.Л. Бим и др. К проблеме оценивания современного учебника ИЯ. ИЯШ №6, 1999г.
  7. Н.А. Милюкова и др. Новый учебник «Немецкий язык как иностранный» ИЯШ, №4, 1999г.
  8. Е.Н.Соловьева. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса ИЯШ №7, 2004г.
  9. Е.И.Пассов . Учебник как феномен сферы иноязычного образования. ИЯШ №4, 2004 г.