Тема: Оформление сборочного чертежа
Учебно-методическое обеспечение: авторы учебника «Черчение 9 класс» Н.А. Гордиенко, В.В. Степакова
Необходимое оборудование и материалы для занятия: учебник «Черчение», мультимедийный проектор, альбомы, чертёжные принадлежности, рабочие тетради
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт:
- Среда WORD, Power Point
- Наглядная презентация учебного материала
- Технологический сценарий: разветвлённая модель
1 кадр – Титульный лист
2 кадр - Содержание
3 кадр – Данные на сборочном чертеже
4 кадр – Классификация типовых соединений
5 кадр – Номера позиций
6 кадр – Сколько деталей?
7 кадр – Проверь себя
8 кадр – Спецификация
9 кадр – Пример
10 кадр – Графическая работа
11 кадр – Номера позиций
12 кадр – Спецификация
13 кадр – Для умников и умниц
14 кадр – Проверь себя
15 кадр – Домашнее задание
16 кадр – Урок окончен
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях.
- Развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности.
- Повышение эффективности подачи материала;
- повышение мотивации учебной деятельности через интерес школьников к работе на компьютере.
- Возможность использования данного медиапродукта не только в учебное время, но и при проведении факультативных занятий, элективных курсов.
Задачи занятия:
- познакомить учащихся с правилами оформления
сборочного чертежа;
- обобщить знания учащихся о видах соединений в
машиностроительном черчении;
- развивать графические навыки;
- воспитывать аккуратность, внимательность.
План занятия:
№ п/п |
Этапы занятия | Временная реализация |
I. | Организационный момент, сообщение темы, целей занятия | 3 минуты |
II. | Повторение сведений о сборочном чертеже | 8 минут |
III. | Знакомство с правилами оформления сборочного чертежа | 12 минут |
IV. | Выполнение практической работы | 17 минут |
V. | Домашнее задание | 2 минуты |
VI. | Итог урока. | 3 минуты |
VII | Дополнительное задание |
Ход занятия
Организационный момент. Кадр № 1
Приветствие учителя. Расшифровка темы занятия «Оформление сборочного чертежа». Сообщение задач занятия.
На прошлом занятии вы выполняли чертёж болтового соединения. Сегодня на занятии вы должны научиться оформлять сборочный чертёж, а для этого необходимо знать правила оформления. Запишите в тетрадь дату и тему занятия.
Повторение сведений о сборочном чертеже.
Прочитайте определение сборочного чертежа, записанное в тетради.
Давайте вспомним, какие сведения содержатся на сборочном чертеже. Кадр № 3
Рассмотрите внимательно рисунок 228 на 222 странице учебника. Ответьте на вопрос «Какое соединении деталей струбцины здесь представлено?».
По таблице «Классификация типовых сборочных соединений» определить тип болтового соединения. Кадр № 4
Изучение нового материала.
Знакомство с правилами оформления сборочного чертежа.
Какое соединение изображено на кадре № 5 .
Запишите в тетрадь определение «номера позиций». Позиции это порядковые номера, присваиваемые изображениям деталей на сборочном чертеже изделия.
Они обеспечивают связь между изображениями на сборочном чертеже и текстовой информацией, размещаемой в спецификации. С их помощью легче отыскивать изображения требуемых деталей.
Номера позиций проставляются на полках линий – выносок арабскими цифрами. При этом рекомендуется (по возможности) начинать нумерацию с корпуса изделия и обозначить его позицией 1.
Линию-выноску и полки линии-выноски выполняют сплошной тонкой линией. Линию-выноску проводят от точки на изображении нумеруемой детали и заканчивают её полкой линии-выноски, которую располагают параллельно основной надписи, вне контура изображения. Все линии-выноски группируют в колонки или строчки. Линии-выноски не должны пересекаться между собой. Желательно, чтобы они пересекали наименьшее количество изображений других составных частей изделия, а номера позиций были проставлены «по» или «против» часовой стрелки. На кадре показаны общие правила простановки номеров позиций.
Допускается делать общую линию-выноску для группы крепёжных деталей, относящихся к одному и тому же соединению. Номера позиций наносят чертёжным шрифтом на 1-2 номера больше, чем шрифт, используемый на данном чертеже.
Рассмотрите изображение сборочной единицы. (Кадры №6, №7). Сколько деталей изображено на сборочном чертеже? (На чертеже изображено штифтовое соединение, которое состоит из трёх деталей: вал, шестерня, шрифт).
Номера позиций берутся в соответствии со спецификацией. Каждый сборочный чертёж сопровождается спецификацией.
Запишите в тетрадь определение. Спецификация – это текстовый конструкторский документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса или комплекта. Спецификация выполняется на листе формата А4, который оформляется внутренней рамкой и содержит основную надпись чертежа. Над основной надписью помещаются графы спецификации. Кадр № 8. Спецификация в общем случае состоит разделов. Кадр №9.
Выполнение практической работы.
Приготовьте свою графическую работу, которую вы начали выполнять на прошлом уроке. Болтовое соединение представлено тремя видами. Задание: Определите количество деталей, установите номера позиций, заполните спецификацию. Форма и размеры спецификации на кадре №10.
Для тех, кто быстро справился с графическим заданием, предлагаю прочитать сборочный чертёж крана высокого давления. Кадр №13.
Домашнее задание
Запишите в тетрадь названия деталей, входящих в сборочную единицу. Начертите шпоночное соединение, обозначьте номера позиций, выполни спецификацию, используя справочную таблицу №14 на странице 210.
Вывод
Выполняя графическую работу, вы применили правила оформления сборочных чертежей: Присваивали изображениям деталей порядковые номера, выполняли спецификацию. Чтобы быстро и безошибочно читать и выполнять сборочные чертежи, надо знать и уметь применять полученные знания. Кадр №16.
Выставление оценок за работу на занятии.