Сценарий занятия с использованием компьютера

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Тема: Оформление сборочного чертежа

Учебно-методическое обеспечение: авторы учебника «Черчение 9 класс» Н.А. Гордиенко, В.В. Степакова

Необходимое оборудование и материалы для занятия: учебник «Черчение», мультимедийный проектор, альбомы, чертёжные принадлежности, рабочие тетради

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт:

  1. Среда WORD, Power Point
  2. Наглядная презентация учебного материала
  3. Технологический сценарий: разветвлённая модель

1 кадр – Титульный лист

2 кадр - Содержание

3 кадр – Данные на сборочном чертеже

4 кадр – Классификация типовых соединений

5 кадр – Номера позиций

6 кадр – Сколько деталей?

7 кадр – Проверь себя

8 кадр – Спецификация

9 кадр – Пример

10 кадр – Графическая работа

11 кадр – Номера позиций

12 кадр – Спецификация

13 кадр – Для умников и умниц

14 кадр – Проверь себя

15 кадр – Домашнее задание

16 кадр – Урок окончен

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях.
  2. Развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности.
  3. Повышение эффективности подачи материала;
  4. повышение мотивации учебной деятельности через интерес школьников к работе на компьютере.
  5. Возможность использования данного медиапродукта не только в учебное время, но и при проведении факультативных занятий, элективных курсов.

Задачи занятия:

- познакомить учащихся с правилами оформления сборочного чертежа;
- обобщить знания учащихся о видах соединений в машиностроительном черчении;
- развивать графические навыки;
- воспитывать аккуратность, внимательность.

План занятия:

п/п

Этапы занятия Временная реализация
I. Организационный момент, сообщение темы, целей занятия 3 минуты
II. Повторение сведений о сборочном чертеже 8 минут
III. Знакомство с правилами оформления сборочного чертежа 12 минут
IV. Выполнение практической работы 17 минут
V. Домашнее задание 2 минуты
VI. Итог урока. 3 минуты
VII Дополнительное задание  

Ход занятия

Организационный момент. Кадр № 1

Приветствие учителя. Расшифровка темы занятия «Оформление сборочного чертежа». Сообщение задач занятия.

На прошлом занятии вы выполняли чертёж болтового соединения. Сегодня на занятии вы должны научиться оформлять сборочный чертёж, а для этого необходимо знать правила оформления. Запишите в тетрадь дату и тему занятия.

Повторение сведений о сборочном чертеже.

Прочитайте определение сборочного чертежа, записанное в тетради.

Давайте вспомним, какие сведения содержатся на сборочном чертеже. Кадр № 3

Рассмотрите внимательно рисунок 228 на 222 странице учебника. Ответьте на вопрос «Какое соединении деталей струбцины здесь представлено?».

По таблице «Классификация типовых сборочных соединений» определить тип болтового соединения. Кадр № 4

Изучение нового материала.

Знакомство с правилами оформления сборочного чертежа.

Какое соединение изображено на кадре № 5 .

Запишите в тетрадь определение «номера позиций». Позиции это порядковые номера, присваиваемые изображениям деталей на сборочном чертеже изделия.

Они обеспечивают связь между изображениями на сборочном чертеже и текстовой информацией, размещаемой в спецификации. С их помощью легче отыскивать изображения требуемых деталей.

Номера позиций проставляются на полках линий – выносок арабскими цифрами. При этом рекомендуется (по возможности) начинать нумерацию с корпуса изделия и обозначить его позицией 1.

Линию-выноску и полки линии-выноски выполняют сплошной тонкой линией. Линию-выноску проводят от точки на изображении нумеруемой детали и заканчивают её полкой линии-выноски, которую располагают параллельно основной надписи, вне контура изображения. Все линии-выноски группируют в колонки или строчки. Линии-выноски не должны пересекаться между собой. Желательно, чтобы они пересекали наименьшее количество изображений других составных частей изделия, а номера позиций были проставлены «по» или «против» часовой стрелки. На кадре показаны общие правила простановки номеров позиций.

Допускается делать общую линию-выноску для группы крепёжных деталей, относящихся к одному и тому же соединению. Номера позиций наносят чертёжным шрифтом на 1-2 номера больше, чем шрифт, используемый на данном чертеже.

Рассмотрите изображение сборочной единицы. (Кадры №6, №7). Сколько деталей изображено на сборочном чертеже? (На чертеже изображено штифтовое соединение, которое состоит из трёх деталей: вал, шестерня, шрифт).

Номера позиций берутся в соответствии со спецификацией. Каждый сборочный чертёж сопровождается спецификацией.

Запишите в тетрадь определение. Спецификация – это текстовый конструкторский документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса или комплекта. Спецификация выполняется на листе формата А4, который оформляется внутренней рамкой и содержит основную надпись чертежа. Над основной надписью помещаются графы спецификации. Кадр № 8. Спецификация в общем случае состоит разделов. Кадр №9.

Выполнение практической работы.

Приготовьте свою графическую работу, которую вы начали выполнять на прошлом уроке. Болтовое соединение представлено тремя видами. Задание: Определите количество деталей, установите номера позиций, заполните спецификацию. Форма и размеры спецификации на кадре №10.

Для тех, кто быстро справился с графическим заданием, предлагаю прочитать сборочный чертёж крана высокого давления. Кадр №13.

Домашнее задание

Запишите в тетрадь названия деталей, входящих в сборочную единицу. Начертите шпоночное соединение, обозначьте номера позиций, выполни спецификацию, используя справочную таблицу №14 на странице 210.

Вывод

Выполняя графическую работу, вы применили правила оформления сборочных чертежей: Присваивали изображениям деталей порядковые номера, выполняли спецификацию. Чтобы быстро и безошибочно читать и выполнять сборочные чертежи, надо знать и уметь применять полученные знания. Кадр №16.

Выставление оценок за работу на занятии.