Экологическое образование и воспитание на уроках и во внеклассной работе.
Предлагаемая вниманию педагогов разработка внеклассного занятия рекомендуются для использования на уроках экологии, во внеклассной работе. Её содержание определяет следующая логическая предпосылка: то состояние окружающей среды, которое мы имеем сегодня, принципиально отличается оттого, что мы хотим иметь.
В настоящее время роль внеклассных мероприятий по экологии возрастает, усложняется их воспитательные и развивающие функции. Школьники могут получить дополнительные знания об экологической ситуации в том или ином регионе страны или планеты в целом на внеклассных мероприятиях.
При отборе материала не ставилась задача полного рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду, т.е. занятие носит в основном воспитательную и развивающую направленность.
Однако при проведении занятия необходимо иметь в виду следующие рекомендации:
- Планируя занятие, чётко определите, какая цель должна быть достигнута.
- Проведите подготовительную работу (сбор материала, оформление, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений и т.д.)
- Если это необходимо, можно порекомендовать учащимся книги для дополнительного чтения.
- Чётко спланировать мероприятие, это позволит поддерживать хороший темп занятия.
Данная разработка внеклассного мероприятия, не привязаны к какому – либо учебному предмету, поскольку существуют различные модели реализации экологического образования в средней школе. Она может быть использована частично или полностью при знакомстве с экологическими проблемами на уроках экологии, природоведения, биологии, граждановедения, а также во внеклассной работе.
Основное содержание занятия.
Занятие «Лес – наш друг».
Данное занятие можно провести на уроке экологии, природоведения или как внеклассное мероприятие. Цель занятия познакомить учащихся с ролью леса в жизни человека и природы. Развивать интерес к природоохранной деятельности. В ходе занятия происходит формирование навыков бережного отношения к природе.
Тема: « Лес - наш друг».
Цель:
- Познакомить детей с ролью леса в жизни человека и природы.
- Развивать интерес к природоохранной деятельности.
- Воспитывать любовь к природе; гражданский патриотизм.
Оборудование: видеофильм; грамзапись «Времена года» П.И. Чайковский; иллюстрации; папка-раскладка «Животные Амурской области»; аппликация, жетоны в форме зелёных листочков, ягод, цветов, птиц; клей, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент:
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, дети.
Здравствуйте, Кати,
Наташи и Пети,
Машеньки, Оли,
Андрюшки, Серёжки,
Жени и Стасики,
Здравствуйте тоже. ( звучит музыка)
Я пришла к вам сегодня
С этой музыкой нежной,
Доброй и светлой,
Родной и приветной.
В музыке этой
Лесные тропинки.
- Ребята, а вы бывали в лесу?
Давайте представим:
Лес. Солнце сверкает. Сияют росинки. Звонко стрекочут Кузнечики тут
Птицы счастливые песни поют.
2. Объявление темы и цели занятия:
Тема сегодняшнего занятия «Лес - наш друг». Мы с вами ответим на вопрос
- почему лес называют другом? Какое значение
имеет он в жизни человека и
всей планеты.
3.Беседа о лесе:
-Так, что же такое лес? (за ответы дети получают жетоны)
Демонстрация отрывка из видеофильма « Леса России».
Лес - это сказка.
Лес - это дом,
Лес - это друг, с которым вдвоём
Всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес - это книга.
Лес - это мир.
Лес - словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе
И радостней станет от них тебе.
Территория нашей области покрыта в основном лесной растительностью. Какие виды растений произрастают у нас вы узнаете, если отгадаете загадки:
- Стоит в белой одёжке, свесив серёжки, (берёза)
- Зимой и летом одним цветом, (сосна)
-Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина)
- Стройная и прекрасная, на ней ягода красная, (рябина)
- Богатырского сложения, он раскидист и высок.
Жёлуди на нём растут. Как
его зовут? (дуб)
-Где растут деревья? А что ещё растёт в лесу? (загадки)
-Растёт во борочке на небольшом кусточке: синенькая, маленькая, сладенькая, (голубика) Маленький Иван - костяной кафтан, (орех)
-Шапка да ножка - вот и весь Ермолка (гриб). В лесу растут ягоды, грибы, лекарственные растения. А вы знаете, что в нашей лесах встречаются растения, которые не найти в европейской части страны, но они обычны для Дальнего Востока — корейская сосна, амурский бархат, китайский лимонник и другие. (иллюстрации растений).
Лес представляет собой гигантскую зелёную фабрику, производящую древесину и белки, сахар и витамины, ценнейшие лекарства, а также другие разнообразные вещества.
Главный «цех» этой фабрики - зелёные листья. В них происходит сложный и очень важный для всей живой природы процесс. Вредный для дыхания животных и человека углекислый газ поглощается листьями, а необходимый для жизни кислород выделяется в атмосферу. Один гектар леса в течение года очищает 18 млн. куб. метров воздуха. Кроме того, зелёные растения выделяют в воздух особые летучие вещества — фитонциды, убивающие многих болезнетворных бактерий (фотография леса в центре, вокруг вывешиваются иллюстрации, на которых изображено значение леса). Растения участвуют в регулирование круговорота воды на нашей планете и тем самым благотворно влияют на климат.
Леса предотвращают смыв почвы и образование оврагов, способствуют накоплению влаги на полях.
Большое народнохозяйственное значение имеет древесина. Это строительный материал, сырьё для целлюлозно-бумажной, химической промышленности. Лес это кладовая вкусных орехов, ягод, грибов, лекарственных растений.
В лесу прекрасное место для отдыха человека. Поистине, лес является зелёным другом человека. Приведите примеры использования древесины в жизни человека. Вы так много знаете о лесе, любите его. А знаете, кто живёт в лесу? Для кого лес - дом родной? (папка - раскладка «Животный мир Амурской области»). Молодцы! А теперь немного отдохнём.
5. Физминутка «Это птица».
-что ж, я вижу, вы неплохо знаете птиц. Я очень прошу вас не обижайте
птиц, не разоряйте их гнёзд. Без птиц у леса не будет голоса. Лес надо
беречь.
-А как мы можем его оберегать?
Нельзя ломать деревья и кусты, пугать обитателей леса, разводить костры.
Но все ли выполняют правила поведения в лесу? (видеосюжет пожар в лесу).
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
-Что оставляет после себя лесной пожар? Выжженную траву, кусты, деревья,
серые сугробы золы (на плакате нарисован лес после пожара).
-Какой лес вам больше нравиться, когда он был зелёным, цветущим или этот
серый, унылый? (выполнение аппликации: на рисунок сгоревшего леса
наклеивают жетоны в виде листочков, цветов и т. д. полученные при ответах на вопросы)
6. Закрепление:
Мы совершили чудо, и сгоревшие деревья на нашей картине сделали живыми, цветущими. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни. Я говорю, обязаны потому, что в нашей стране, в России, существует главный закон - Конституция, где в 58 статье сказано.. .(зачитать статью).
Человек давно осознал свою зависимость от мира растений. Ещё в Древнем Египте многие деревья пользовались особым почётом. У многих народов деревья считались священными. Их повреждение являлось величайшим грехом и жестоко каралось. Человек - часть природы, поэтому очень важно всем нам понять, что мы зависим полностью от всего, что нас окружает: воздух, земля, вода и лес. Сохраним лес, сохраним здоровье и будем жить на красивой, цветущей планете.
-Так почему-же учёные называют лес «легкими планеты», «истребителем бактерий», «кладовой влаги», «необъятным богатством»? А почему мы с вами назвали лес добрым, ласковым, тёплым словом - друг?
7. Итог занятия: Сегодня вы показали отличные
знания о лесе, о его
обитателях, о правилах поведения в лесу. И думаю,
вы можете стать
достойными друзьями природы.
Звучит музыка.
Где мы только не гуляли,
Но нисколько не устали.
А теперь пора домой
По тропинке, по лесной.
Эту музыку храните
Край любимый берегите.
Будите гулять по лесу
Вспоминайте нашу встречу.
8. Задание на дом: сочинить сказку, стихотворение о лесе.