План-конспект урока начертательной геометрии для 11-го класса политехнической направленности

Разделы: Технология


Тема: “Проецирование на три взаимно перпендикулярных плоскости проекций. Положение точки в разных октантах” (2 часа).

Тип урока: изучение новой темы.

Цели урока.

  1. Овладение учащимися теоретическим построением изображений.
  2. Умение представлять мысленно форму предметов и их взаимное расположение в пространстве.
  3. Выполнение и чтение изображений предметов на основе метода прямоугольного проецирования.

Наглядность: пространственная модель координатных плоскостей проекций (модель динамическая, применяется при изучении всего курса черчения 7 – 8 классов, для усвоения таких тем, как “Прямоугольное проецирование”, “Расположение видов на чертеже” и др. в 7 классе, для прохождения выше предоставленной темы в 11 классе для углубленного изучения. Темы важны для изучения курса черчения. Разработка авторская, аналогов при изучении и изготовлении обнаружено не было. По вопросам можно писать на E-mail: hallan@mail.ykt.ru).

План урока:

  1. Основная часть:
  • Повторение.
  • Прохождение новой темы.
  • Система V, H, W.
  • Точки в четвертях и октантах пространства.

    2. Закрепление:

  • Решение метрических задач.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

  • Повторение прошлой темы.

На прошлом уроке мы прошли тему “Проецирование на 2 взаимно перпендикулярные плоскости проекций"”. Прошу ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое система V, H и как называют эти плоскости проекций?
  2. Что называют осью проекций?
  3. Как стоят проекции в системе V, H (перемещение V, H)?

Относительно данной координатной системы две прямоугольные плоскости не всегда могут удовлетворить. Почему? Рассмотрим пример с цилиндром и прямоугольной призмой, как вы видите, у них проекции будут совпадать и мы не сможем различить, где цилиндр, а где прямоугольная призма.

Поэтому для наиболее удобной фиксации положения геометрической фигуры и точки в пространстве и выявления ее формы по ортогональным проекциям является система координат, состоящая из трех взаимно перпендикулярных плоскостей.

Из прошлого урока мы знаем, две плоскости – это:

  1. Фронтальная плоскость V;
  2. Горизонтальная плоскость Н.

К этим двум плоскостям добавляется еще одна третья плоскость – это профильная плоскость и отмечается буквой W. Получившуюся систему плоскостей называют система V, H, W.

Кроме одной дополнительной плоскости, еще добавляется одна ось – ось Z, которая располагается вертикально относительно осей X и Y.

И получается у нас три плоскости V, H, W и три оси X, Y, Z.

Как находить проекции точек на плоскостях V, H мы знаем из опыта прошлого урока, а как строить нам третью проекцию точки?

Существует несколько способов построения проекций на плоскости W, это следующие:

  1. С помощью дуги окружности, проведенной из центра координатных осей О.
  2. С помощью прямой, проведенной под углом 45 градусов к оси Y.
  • Переходим к следующему вопросу “Точки в четвертях и октантах пространства”.

Система V и H при пересечении образуют 4 двугранных угла, которые называют квадрантами или четвертями пространства.

Ось Х делит плоскости V и H на полуплоскости. Для чего это нужно? А нужно при решении задач, например, на нахождение проекций точки пересечения прямых или прямой и плоскости, которые пересекаются за пределами первого квадранта.

Итак, рассмотрим точки и их проекции в разных квадрантах:

  1. В первом квадранте.
  2. В третьем квадранте.
  3. В четвертом квадранте.

При системе VHW координатные плоскости делят пространство на восемь частей – октанты. Каждый из октантов представляет собой пространство, заключенное между тремя бесконечными плоскостями и осями (приложение 6).

Порядок отсчета октантов и расположение, последовательность нанесения координат:

 

№ октанта X Y Z
1 + + +
2 + - +
3 + - -
4 + + -
5 - + +
6 - - +
7 - - -
8 - + -
  • Вопросы для повторения.
  1. Что такое октанты?
  2. В каком октанте значение координат по всем осям имеет отрицательное значение?
  3. Что такое прямоугольные координаты точки, и в какой последовательности их записывают в обозначении точки?
  • Примерные метрические задачи.
  1. В каком октанте будет находиться точка А, если имеет следующие координаты (20;-10;30)? Ответ: во 2 октанте.
  2. В каком октанте будет находиться точка В, если имеет следующие координаты (-20;10;-30)? Постройте эпюр Монжа для этой точки.

Ответ: находится в 8 октанте.