Цели:
1. Познакомить учащихся с историей Царскосельского Лицея, судьбами лицеистов, творчеством А.С.Пушкина.
2. Развить интерес учащихся к русской литературе, наследию великого поэта, а также творческие способности детей.
3. Воспитать гражданские, патриотические чувства школьников.
Страница первая. Историческая. “Друзья! Прекрасен наш союз!..”
Ведущий.
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной радостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирною, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, ---
Что было и не будет вновь…
И с тихими тоски слезами
Ты вспомни первую любовь.
Мой друг, она прошла… но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он!
А.С.Пушкин
В альбом Пущину. 1817
Ведущая. 12 августа 1810 года царем Александром I подписан проект о создании особого учебного заведения.
19 октября 1811 года --- открытие нового учебного заведения, которое получило название “Царскосельский Лицей”.
Ведущий. Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Аллеи старых лип, солнечные поляны, березовые рощи, масса воды: озера, пруды, протоки, каскады фонтанов, стройные дворцы и причудливые беседки, гроты и бледнеющие среди ветвей мраморные статуи. Все это будило в учениках Лицея фантазию, вдохновение, творчество.
Первый “пушкинский” лицейский курс состоял из даровитых и незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли впоследствии в историю русской культуры и общественной мысли. Одним из них был А.С.Пушкин, великий русский поэт, писатель, драматург. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь:
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
Ведущая. Ближайшими друзьями Пушкина были: Иван Пущин --- справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша; Вильгельм Кюхельбекер --- восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный Кюхля; Антон Дельвиг --- добродушный, медлительный фантазер и тоже поэт.
Ведущий. Дух вольномыслия царил в “лицейской республике”. Здесь обсуждались жгучие проблемы современности: деспотизм, рабство, свобода, любовь к Отечеству.
Ведущая. Некоторые из воспитанников Лицея впоследствии были близки к декабристским обществам, а Пушкин и Кюхельбекер стали участниками восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге.
Ведущий.
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Викторина “Дружеский круг”
О ком эти слова?
- Родом из прибалтийских баронов, “сын лени
вдохновенной”, так называл его Пушкин, он
обладал живой фантазией и впоследствии стал
прекрасным поэтом, издателем.
(Антон Дельвиг) - “Живой лексикон и вдохновенный комментатор”,
государственный преступник 1 разряда, имя
которого в 1830-х годах было под запретом. Он вызвал
Пушкина за насмешки на дуэль.
(Вильгельм Кюхельбекер) - Кто был соседом Пушкина, жившим в комнате №13?
Неразлучный друг Пушкина. Вместе с ним они были
влюблены в Екатерину Бакунину, вместе попали в
историю с гоголь-моголем.
(Иван Пущин) - Сын первого директора Лицея был драчлив,
вспыльчив, необуздан, его звали “Казак”. Он был
женат на сестре Пушкина.
(Иван Малиновский) - Этот лицеист горячо любил Пущина. В Лицее он
мечтал о море. Участвовал в кругосветном
путешествии. Его именем назван мыс у северных
берегов Восточной Сибири. К концу жизни стал
контр-адмиралом и сенатором.
(Федор Матюшкин) - Появление этого юноши всегда оживляло общество:
он умел показывать фокусы, прекрасно пел. Был
композитором и сочинил на слова Пушкина и
Дельвига более 200 романсов.
(Михаил Яковлев)
Страница 2. Поэтическая
Ведущий. По традиции 19 октября, в день открытия Царскосельского Лицея, в нашей школе происходят торжества, посвященные А.С.Пушкину, прославившему это учебное заведение.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя -- знакомое с детства.
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться.
Для потомков его сберечь.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя на то и дано нам,
И оно никогда не мало,
Не застыло казенным каноном
И не в школьную пропись легло.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя подростка смешного,
Что свечу до полуночи жег,
И строчил, и вычеркивал слово --
Свой веселый сигнальный рожок.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя --- веселое рвенье,
Лихорадка ночного труда,
Нестареющее вдохновенье,
Нестареющего никогда.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя --- бессонница вёсен,
Увлекающая за моря,
Золотая, румяная осень,
Бодрый холод в конце Октября.Пробуждение в дальнейшей дороге, ---
И встают - первый раз наяву --
Горных кряжей клинки и отроги,
Убегающие в синеву.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя сквозь белые ночи
Всех бессонных касается вех,
Раскрывает все жадные очи
На прошедший и будущий век.
Ведущий. Пушкин.
Ученик.
Это имя как лозунг и пламя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами ---
Он наш сверстник и наше дитя.
Ведущая. Лицейским друзьям, святому братству Пушкин посвятил много своих стихотворений. Послушайте несколько из них.
- “В альбом Пушкину” 1817
- “Разлука” 1817
- “Чем чаще празднует лицей” 1831
- “Была пора…” 1836 и другие
Страница третья. Театральная.
Ведущий. Прошло много лет, но мы сохранили один бесценный, навсегда принадлежащий нам клад --- мы сохранили Пушкина.
Ведущая. Наше первое знакомство с великим поэтом начиналось с его сказок. Вы их хорошо знаете.
Викторина по сказкам “Что за прелесть эти сказки!”
Из какой сказки эти слова?
“Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья”(Сказка о царе Салтане)
Как правильно называется сказка о царе Салтане? (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”)
- О ком идет речь?
“И кого не спросит он,
Всем вопрос идет мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется…” (о королевиче Елисее) - Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы? (царь Додон)
- Какую песенку пела белочка “при честном народе” в сказке о царе Салтане? (“Во саду ли, в огороде”)
- Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер? (Под Новый год)
- Какой величины родился ребенок у царицы из сказки о царе Салтане? (“Сына бог им дал в аршин”)
- Сколько времени была старуха царицей из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (2 недели “Вот неделя, другая проходит”)
- Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, изба, дворянка, царица)
- Какое приданное приготовил своей дочери царь из “Сказки о мертвой царевне”? (“Семь торговых городов Да сто сорок теремов”)
- Кличка собаки семи богатырей? (Соколко)
- От чего умерла мачеха? (“Тут тоска ее взяла…”)
- За какую плату согласился работать Балда у попа? (“В год за три щелчка тебе по лбу”)
- Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: “Есть же мне давай вареную полбу”. Что такое полба? (каша из пшеницы)
Инсценирование эпизодов из сказок Пушкина
Ведущий. А.С.Пушкин оставил нам богатое наследие. Взрослея, мы узнавали его лирику, драматургию, прозу.
Инсценирование эпизодов прозаических произведений
- “Барышня-крестьянка”
- “Дубровский”
- “Капитанская дочка”
Страница четвертая. Творческая
Ведущая. Дух творчества был близок всем лицеистам, многие из них в лицее писали стихи, эпиграммы. Давайте и мы поиграем в буриме.
Чудесный - прелестный
Взор - укор
Слезы - грозы
Подари - обними
(Дети пишут стихи с этими рифмами)
Ведущий. А теперь объявляем конкурс на лучший кроссворд по творчеству А.С.Пушкина (проверка домашнего задания).
Ведущая. Объявляется конкурс художников. Кто быстрее нарисует профиль Пушкина.
Ведущий. Подведем итоги наших конкурсов.
Ведущая. Закрываем последнюю страницу нашего устного журнала. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание с самого раннего детства. А первые сказки и стихи его мы принимаем как подарок, который от времени становится только дороже. А.С.Пушкин прославил не только свой лицей, но и нашу русскую литературу в мировой культуре. Читайте Пушкина, учите его стихи, а главное - любите Пушкина. Это наше национальное состояние.