1 класс
Цель: закрепить знания вежливых слов, правила поведения в театре; воспитывать культуру поведения в общественных местах, культуру общения.
Оборудование: украшения для зала; рисунок автобуса или игрушка-автобус; карточки с вежливыми словами; фонограммы песен “Мы едем, едем, едем”, “Улыбка”.
Под музыку дети входят в зал.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в театр. Театр наш необычный. Туда могут попасть только вежливые, воспитанные дети. А каких детей называют вежливыми? Правильно. Это те, которые не только хорошо знают, как вести себя в школе, в гостях, в театре, но и показывают в поведении эти знания и умения.
Прежде, чем отправимся в театр, давайте вспомним правила поведения в театре.
-За сколько минут до начала спектакля надо приходить в театр?
-Как, по всем правилам хорошего тона, надо пройти на своё место в “зрительном зале”?
(Идя по ряду надо повернуться лицом к уже сидящим зрителям, стараясь не задеть их, не наступить на ноги).
-Ну, а как следует вести себя во время представления?
(Не рекомендуется громко смеяться, хлопать соседа по плечу, показывать пальцем на сцену, топать ногами. Не следует выходить из зрительного зала до перерыва, так как этим ты можешь незаслуженно обидеть актёров, помешать другим получать наслаждение от просмотра спектакля).
- Чтобы попасть в театр, надо приобрести билет, а билет продаётся только за вежливые слова. Старайтесь не повторять названные слова.
Дети называют вежливые слова.
Вбегают в зал два Гнома (толкают друг друга).
Ведущий. Простите, но так нельзя! Некрасиво! Я давно не видела таких невоспитанных детей. Что случилось?
Гномы. У нас беда. Мы заболели-заразились страшной болезнью-невежливостью! Сказочно вежливая ворона посоветовала нам скорее бежать, куда глаза глядят, пока не окажемся в “Гимназии №1”. Там нам помогут.
Ведущий. Да, не простое это дело. Дети, а давайте возьмём их с собой в театр. Но кто же им поможет приобрести билет?
1 ученик.
–Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
2 ученик.
За что мы говорим: “Спасибо”?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали? Сколько раз?
Гномы. Спасибо!
Ведущий. Вот и молодцы! Запомните первый урок вежливости и сядьте, пожалуйста, на свои места.
Чтобы поехать в театр, нам нужно выбрать транспорт. Отгадайте, что я вам хочу предложить?
-Что это за странный дом?
Ребятишек много в нём,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Садимся в наш автобус и с весёлой песенкой отправляемся.
Дети исполняют песню “Мы едем, едем, едем…”
Ведущий. Дорогие юные друзья! Сегодня мы попали в необыкновенный театр и представления, которые вы увидите, тоже будут необыкновенными.
- Гремит гром!
Дети. – Бом!!
Ведущий. – Гаснет свет!
Дети. – Чик!
Ведущий. – Занавес открывается!
Дети. – Тш-ш-ш!
Стихотворение “Слушай хорошенько” (с куклой)
1. Слушай хорошенько,
Кукле я сказала,
Полно наряжаться,
Это баловство.
2. “Здравствуйте”, при встрече
Взрослым говорят,
За подарки, помощь
Всех благодарят.
3. Ты уже
Девочкою стала,
А ещё не знаешь
Ровно ничего.
4. Старикам в трамвае
Место уступают.
Вежливые дети
Всегда так поступают
5. Будь и ты такою
И тебя тот час
Попрошу зачислить
В первый класс.
Ведущий. Да, много дел ждёт вас впереди. Вы окончите школу, станете врачами, строителями, капитанами. Но, кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по-настоящему хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо учиться с детства.
Сценка “О вежливости”
(На скамейке сидят дети. Слева направо проходит школьник ( на голове шапка-ушанка) куртка застёгнута неправильно, он посвистывает).
1 ученик.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а, впрочем, лучше
Его мы здесь не назовём.
2 ученик.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
Произносить он не привык.
Простое слово “извините”
Не одолел его язык.
3 ученик.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день!”
Казалось бы простое слово,
А он стесняется, молчит.
А в лучшем случае “Здорово!”
Он вместо “здравствуйте” бурчит.
4 ученик.
А вместо слова “До свидания”
Не говорит он ничего
Или заявит на прощание:
“Ну, я пошёл. Пока! Всего!”
5 ученик.
Не скажет он друзьям по школе:
“Алёша, Петя, Ваня, Толя”
Своих друзей зовёт он только:
“Алёшка, Петька, Ванька, Толька”.
6 ученик.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Ведущий. А я вот встретила вчера такого мальчика. Я обязательно скажу вам, как его зовут.
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена:
Паренёк белоголовый
Закричал мне из окна:
“С добрым утром!
С добрым утром!”
Я спросила: “Это мне?”
Улыбнулся он в окне,
Закричал ещё кому-то:
“С добрым утром!
С добрым утром!”
Малышам и добрым людям
Паренёк махал рукой,
С ним теперь знакомы будем.
Это Вовка - есть такой!
Ведущий. Теперь посмотрите сценку “В школе” и скажите, какую ошибку допустила Оля.
Приходит утром Оля в класс. У двери стоит одноклассница, её лучшая подруга. Оля, увидев её, обрадовалась, подбежала и начала рассказывать, что ей вчера мама купила.
(Правильно. С учителем не поздоровалась, с ребятами – тоже. Никого не заметила, только о покупке не забыла.)
Сценка “Миша и Нина”
Миша. – Добрый день, Нина!
Нина. – Здравствуй, Миша!
Миша. – Я очень рад, что встретил тебя!
Нина. – Я тоже.
Миша. – Давай, я донесу до школы твой портфель.
Нина. – А тебе не трудно будет?
Миша. – Что ты!
Нина. – Ты очень любезен.
Миша. – Мы же товарищи.
Нина. – Как бы не опоздать в школу.
Миша. – Давай руку, успеем!
Ведущий. Как приятно смотреть на вежливых, аккуратных, добрых девочек и мальчиков. Девочки всегда немножко походят на сказочных принцесс, а мальчики – на сказочных рыцарей и принцев. И следующий номер, я думаю, вам поможет в этом убедиться.
Танец “Приходи ко мне играть”
Сценка “В автобусе”
Ехали в автобусе две девочки с книжками под мышками: Катенька и Наденька. Обе первоклассницы. Смирно сидели на своих местах, над которыми написано: “Места для детей”.
Вдруг автобус остановился. Раскрылись сами собой дверцы, и с передней площадки вошла старушка. Трудно было старенькой подниматься по ступенькам, да, спасибо, люди помогли – под руки поддержали.
Водитель оглянулся, увидел, что бабушка вошла, и тронул машину.
Бабушка покачнулась, ищет глазами где свободное место, да плохо видит. Шагнула к девочкам. А Наденька как крикнет испуганно: “Куда же бабушка. Прочтите, что здесь написано,- это же места для детей! Вы что, неграмотная!?”
Стыдно стало Катеньке за свою подружку. Вскочила она с диванчика, усадила бабушку и говорит: “Простите, пожалуйста, Наденьку она у нас ещё не совсем грамотная”.
Старушка села и говорит: “Ничего, ничего, у вас жизнь впереди – ещё научится!”
Выбежали девочки на остановке и давай спорить, Наденька говорит: “Ты что, не умеешь прочесть написанное? Тебя плохо в школе учили?” А Катенька говорит: “Нет, это тебя плохо учили: не знаешь, что есть такое неписанное правило: “Младшие должны уважать старших”.
Стихотворение “Ежели вы вежливы”
1. Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место, без сомнения,
Уступите старухе.
2. Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
3. Ежели вы вежливы,
То сидя на уроке
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
4. И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.
5. И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
6. И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Ведущий. Молодцы! Я очень рада, что вы понимаете, как важно быть вежливым.
Ребята, а вы знаете, что в слове заключается великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Ведь не зря их называют вежливыми словами.
Сценка “Старичок и Павлик”
(Сидит старичок и что-то чертит зонтиком на полу. Подходит Павлик.)
Павлик. – Подвиньтесь.
Старичок. – С тобой что-то случилось?
Павлик. – Ну и ладно! А вам то что? (Косится на старичка)
Старичок. – Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
Павлик. – Ещё бы! Я скоро совсем из дома убегу.
Старичок. – Убежишь?
Павлик. – Убегу. Из-за Ленки убегу. Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
Старичок. – Не даёт? Ну из-за этого убегать не стоит.
Павлик. – Не только из-за этого. Бабушка из-за одной морковки из кухни меня прогнала… Прямо тряпкой, тряпкой…
Старичок. – Пустяки. Один поругает, другой – пожалеет.
Павлик. – Никто меня не пожалеет! Брат на лодке едет, а меня не берёт! Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!
Старичок. – Что же не берёт тебя брат?
Павлик. – А почему вы всё спрашиваете?
Старичок. – Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…я скажу тебе это слово. Но помни, говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – Глядя в глаза, тихим голосом.
Павлик. – А какое это слово?
(Старичок что-то шепчет ему, наклоняясь к уху).
Старичок. – Это волшебное слово, но не забудь, как его надо говорить.
Павлик. (Весело) – Я попробую, я сейчас же попробую.
(Убегает, старик уходит).
Ведущий. Как вы думаете, какое волшебное слово сказал старичок Павлику?
А теперь давайте немного поиграем, А заодно и проверим, какие ещё вы знаете волшебные слова…
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…(Спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит…(Добрый день)
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы…(Спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости
Мы говорим…(Простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят… (До свидания)
Частушки.
1. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
2. Лида в круг вбежала смело
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
3. Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак
Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
4. Гриша ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
5. В поезд входят три юнната
“Ух, народу сколько тут.
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут
6. Говорит лентяйке мать:
“Убери свою кровать”.
“Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.
7. Петя ловко ловит рыбу
Может лодки мастерить.
Только “здрасьте” и “спасибо”
Не умеет говорить.
8. Даже в танин день рожденья
Юра по привычке
Таню вместо поздравленья
Дёрнул за косички.
Ведущий. А теперь давайте произнесём Клятву Вежливости. Повторяйте за мной:
- Клянёмся вежливыми быть!
Всегда “спасибо” говорить,
“Добрый день”, “До свидания”
Нет в мире выше знания.
Клянёмся вежливыми быть!
И лень, и грубость позабыть.
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
Ведущий. Эти добрые слова всем известны давно. Они просты и не новы, но я ещё повторю всё равно: добрые люди, будьте здоровы. Давайте будем добрее друг к другу и чаще друг другу улыбаться. И всем будет хорошо.
(Дети садятся в автобус и возвращаются в школу с песней “Улыбка”).