1. Цели и задачи урока:
- Развитие экономического мышления;
- Формирование умения оперировать экономическими терминами (банк, доход, вкладчик, счет, деньги); анализировать; делать выводы;
- Закрепление методов работы с процентами;
- Развитие интереса к математике;
2. Вид урока: игра- соревнование;
3. Оборудование:
- Карточки-задания;
- Плакат-ребус;
- Плакат-кроссворд;
- Вывески для названий команд;
- Сводная ведомость команд участниц.
Ход урока:
Ученик читает стихотворение Ш. Гамова “Три копейки на покупки”
Маму в магазин провожает сын
Три копейки ей дает:- Вот!
Купи мне самолет!
А еще ружье, лопатку, шоколадку.
Самосвал, тетрадки, краски,
Маски, Сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можно даже
И свистульку мне купить!
Учитель: Можно ли купить все о чем просит мальчик на 3 копейки?
Ученик: Нет.
Учитель: Почему?
Ученики: Потребности большие, а денег мало.
Учитель: Для удовлетворения потребностей денег обычно недостаточно, поэтому нужно думать о разумности и целесообразности решения, на что и как их потратить в первую очередь. А что, если деньги хранить не в шкатулке, а положить на счет в банк, то можно получить дополнительный доход. Как его получить? Почему банк имеет возможность вернуть вкладчикам денег больше, чем они отдали ему? Как выбрать банк, где наиболее выгодно вложить, а где брать заем?
Первое, о чем следует подумать, – о надежности банка, возвратит ли он ваши деньги. Если банки надежны в равной степени, то вклад нужно пометить в тот банк, где вы получите более высокий процент. Заем же нужно брать в том банке, где за него придется меньше платить.
I.
Предлагается ученикам выполнить задание. Класс разбит на 4 группы, каждая из которых получает по 5 заданий. Защищает решение у доски та команда, которая первая получила правильный ответ, получая высший балл “5”.
Задача 1
В городе Зазеркалье два банка “Сказочный” и “Волшебный”. Оба банка гарантируют возврат денег своим вкладчикам. Определите, что выгоднее фирме “Рога и копыта”: положить 40 000 рублей в банк “Сказочный”, который платит своим вкладчикам 30% от суммы вклада, или 30 000 рублей в банк “Волшебный”, который платит своим вкладчикам 40% за год.
- Доход в банке “Сказочный” 40 000*0,3 = 12 000 руб.
- Доход в банке “Волшебный” 30 000*0,4 = 12 000 руб.
И в том, и в другом случае “прирост” составит 12 0000 рублей. Тем не менее выгоднее положить деньги в банк “Волшебный”, поскольку каждый сберегаемый в банке рубль приносит 40 копеек дохода, а в другом – всего 30 копеек. Прирост денег обеспечивается изъятием меньшего количества денег из текущего потребителя.
Задача 2
Фирме “Снежинка” необходим кредит в 1 000 000 рублей. Банк “Мороз” выделил кредит на 10 месяцев при ежемесячной ставке 30%. Банк “Холод” выделил кредит на 12 месяцев при ежемесячной ставке 25%. Какой кредит выгоднее предприятию и почему?
- Плата за кредит в банке “Мороз”
Кредит = 1 000 000 * 0,3 * 10 = 3 000 0000 руб.
- Плата за кредит в банке “Холод”
Кредит = 1 000 000 * 0,25 * 12 = 3 000 0000 руб.
Заем нужно брать в том банке, где вы за пользование деньгами платите более низкий процент. Прирост денег обеспечивается изъятием меньшего количества денег из текущего потребления.
Задача 3
Незнайка решил получить годовой доход 1 000 000 рублей в банке “Воздушные замки” при норме 5% годовых. Какую сумму ему необходимо вложить на год? Объясните, почему банк может выплатить такую сумму?
- Величина вклада Незнайки = (1 000 000 * 100) / 5 = 20 000 000 рублей.
Банк не просто хранит деньги вкладчика, но и дает их взаймы тем, кто в них нуждается. Взявшие в заем в банке через некоторое время должны вернуть всю сумму долга, да еще и заплатить процент за временное пользование деньгами, взятыми в банке. Часть денег, полученных в качестве платы за заем, банк отдает вкладчику, а часть оставляет себе. Процент, который банк получает за то, что дает деньги взаймы, больше процента, который банк сам платит вкладчику. Вот и получается, что банк имеет возможность вернуть вкладчикам денег больше, чем они дали ему, и сам не останется в накладе.
Задача 4
Банк “Три поросенка” выдал Серому волку ссуду 10 000 000 рублей из расчета 8% годовых на строительство новой виллы для Василисы Прекрасной. Какой будет доход банка за 3 месяца?
- 12 месяцев – 8% годовых
3 месяца – (8 / 4) = 2% годовых
10 000 000 * 0,02 = 200 000 рублей – доход банка за 3 месяца
Задача 5
Служащая в банке Лиса Патрикеевна объяснила клиенту Колобку, что сумма денег на его счету увеличилась на 200%, то есть в два раза. Согласны ли вы со служащей банка?
- Нет, не согласны, так как увеличение суммы на 200% обозначает ее утроение.
Х, рублей – сумма на счету первоначальная;
2х, рублей – увеличение суммы;
3х, рублей – стало всего на счету.
Произошло увеличение в 3 раза.
II.
Загадки друзей- Чтобы врач купил пирог
Заплати скорей … (налог) - Та сумма, что заплатит покупатель
Та сумма, что устроит продавца,
Как мера для обмена товаров,
На рынке называется … (цена) - Мишка коммерсантом стал,
У лисы кредит он взял.
Через год он разорился
И в …(банкроты) превратился. - Он в Америке родился,
Путешествовать пустился.
С тех пор по миру гуляет,
Везде цену себе знает.
С ним торгуют, управляют,
Как его все называют? (Доллар) - Ты сразу все орехи – в рот,
А мудрый папуас,
Чтоб лакомиться целый год,
Отложил про … (запас). - Здесь акация стояла,
Из середины слов “А” вдруг потеряла,
Надоело ей стоять,
Пошла ценную бумагу покупать. (Акция) - Есть такая страна Таиланд, а в ее столице Бангкоке – один из крупнейших ресторанов мира. Он состоит из 65 примыкающих друг к другу примыкающих домов. В нем одновременно могут пообедать 3 000 человек. Как вы думаете, сколько официантов работает в этом ресторане, если один официант может обслужить сразу трех клиентов. (1 000 официантов)
III.
Блиц-турнир ребусов.IV.
Ситуация выбора.Сережа давно мечтал о покупке нового музыкально центра и даже откладывал деньги в копилку. Но нужно суммы все никак не удавалось накопить. Да и как накопить, если Сережа то и дело из копилки брал деньги то на билет в кино, то на мороженое, то еще на что-нибудь. Ему удалось всего накопить 40 эконов. Решил тогда Сережа купить, не откладывая, музыкальный центр, взяв на год заем в банке.
1. Какой заем ему нужно взять, если известно, что музыкальный центр стоит в 2, 5 раза больше той суммы, которую удалось накопить Сергею?
2. Сколько ему придется вернуть в банк через год, если известно, что банк берет за предоставление займа сроком на год плату, равную 15% от суммы займа?
- Музыкальный центр стоит 100 эконов.
- 69 эконов. Плата за заем = (60 * 15)/ 100 = 9 эконов.
40 * 2,5 = 100 эконов.
Следовательно, заем составляет 100 – 40 = 60 эконов.
60 + 9 = 69 эконов – необходимо вернуть за заем.
3. Но, к сожалению, банк отказал Сергею в предоставлении займа, так как он еще мальчик и не имеет постоянного источника дохода. Тогда Сергей решил накопить нужную сумму, став вкладчиком банка. Сколько месяцев ему понадобиться для этого, если известно, что банк выплачивает ежемесячно 10% от первоначального вклада?
- Ежемесячно Сережа будет получать 4 экона; для того, чтобы накопить 60 эконов ему надо 15 месяцев.
Выплата процентов: (40 * 10) / 100 4 экона.
60 / 4 = 15 месяцев.
V.
Конкурс капитанов команд. Рецепт волшебного зелья от Бабы Яги.Баба Яга варит волшебное зелье: к 1,5 кг. меда она добавила 100 гр. растертых волчьих когтей, 100 гр. Дегтя, 300 гр. Слез кикиморы. Сколько процентов слез кикиморы содержит это варево?
А) 20%
B) 17%
С) 16%
D) 15%
E) 6%
- Общий вес зелья 1500 гр. + 100 гр. +100 гр. +300 гр. = 2 000 гр.
Слезы составляют: 300/2 000 * 100% 15% смеси.
Ответ: D.
Называется победитель.
VI.
Конкурс “Кто первый”.- Деньги, взимаемые государством на его нужды с граждан и организаций. (Налоги)
- Событие, которое разрушает, убивает, грабит, людей, но может служить пополнением казны. (Война)
- Печатание денег. (Эмиссия)
- Какая бывает финансовая инспекция? (Налоговая)
- Когда цены растут, деньги обесцениваются – это называется… (Инфляция).
VII.
Подведение итогов соревнований.Итог урока:
- Всем ли удается получить заем в банке?
- В какой банк выгоднее вкладывать деньги?
- Кому выгодна банковская деятельность?
Демонстрируется схема
.
Литература
- Н.А. Заиченко. Опорный конспект школьника по экономике.
- В.А. Рубе. Зачем нужны налоги
- Г.А. Сафронова. Экономическая игротека на уроках математики.
- И.В. Лисиц. Экономика 5-9.
- И.В. Ермакова. Начала экономики.
- Т.А. Братусь. “Кенгуру”. Задачи математического международного конкурса игры. Выпуск 7.