Цель: показать детям уникальность культуры, к которой они принадлежат и древние корни здорового образа жизни.
Задачи:
1. Напомнить детям о богатстве родной культуры.
2. Показать связь культуры семьи с культурой народа.
3. Объяснить детям, что следует критически относиться к употреблению табака, алкоголя- как явлениям, распространенным в настоящее время, но не имеющих древних корней.
Оборудование: иллюстрации памятников культуры, рисунки русских костюмов, рисунки убранства избы, фотографии города. Выставка детских книжек с русскими народными сказками, прялка, и выставка поделок народного промысла.
Ход урока:
1. Организационный момент.
(Дети сидят кружком.)
- Ровненько встали. Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно.
2. Упражнение – энергизатор.
2.1. Повернулись друг к другу, улыбнулись и сказали друг другу комплименты. Тот, кому сделаны комплименты, должны благодарить.
2.2. “Разожми кулак”
Один сжимает кулак, другой старается его расжать( ломать руки, пальцы не надо).
После окончания упражнения выясняем, применялись ли несиловые методы (просьбы, уговоры, хитрости).
3. Подготовка к восприятию темы.
Играет музыка.
- Сядьте удобно
- Расслабьтесь
- Закройте глазки, слушайте и представляйте.
(Учитель читает наизусть)
О чем-то скрипит половица
И спицам опять не спится
Присев на кровати подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате ходит сказка
- Сделайте глубокий вдох
- Напрягите кулачки
- Сладко потянитесь
- Откройте глазки
- Настройтесь на работу
Беседа:
- Что вы представили?
- Кому из вас перед сном родители читают сказки?
На доске:
Рукавица | Синеглазка |
Уточка | Колобок |
Стрела | Алёнушка |
Сестрица | Змей |
Конь | Кощей |
Избушка | Иван |
Емеля |
- Что же это за слова?
(Предметы и герои из сказок)
-Прочитайте первые буквы слов.
- Что получилось?
(Ответ детей: Русские сказки)
4. Мозговой штурм
- Причём здесь сказки, когда тема нашего урока “Культура моей страны и Я”?
- Как вы думаете, что же такое культура?
(Дети говорят, а учитель записывает на листе ватмана: картины, песни, памятники, загадки, танцы и т.д. )
- Да, правильно. Молодцы!
- Культура – это не только здания, картины, памятники, национальные костюмы, но так же сказки, песни, танцы, загадки, пословицы, поговорки, игры.
- Я вам тоже предлагаю поиграть.(Учить читает загадки, а дети отгадывают названия сказок и их персонажей).
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
Уплетая калачи
Ехал парень на печи
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
Бабусю знает целый свет
Ей отроду лишь 300 лет
Там, на неведомых дорожках
Дом её на курьих ножках. (Баба-Яга)
Я на балу никогда не бывала
Чистила, мыла, варила, пряла
Когда же случилось попасть мне на бал
То голову принц от любви потерял
А я башмачок потеряла тогда же
Кто я такая ? Кто тут подскажет? (Золушка.)
Тянут – потянут, и вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку. (Репка.)
Клевал как- то петушок бобовые зёрнышки
Да второпях и подавился. (Петушок и бобовое
зёрнышко)
- В давние времена, когда не было телевизоров, люди после трудового дня собирались в какой-то избе (зимой), а летом на завалинке. Приходили они не просто посидеть, поговорить. Каждый приносил с собой какое-то рукоделие. (Учитель в русском сарафане сидит за прялкой и прядет, девочки вышивают, а мальчики делают из бумаги журавликов. ) Так и проводили длинные, зимние вечера.
(Дети в народных костюмах читают стихи.)
Саша Б.
- Роднило одно: собирались, чтобы себя показать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах, умением и мастерством блеснуть.
Оля Г.
- Добрый день вам, и поклон
Гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все, родные.
Маша К.
-Я смотрю на ваши лица
Хорошо, отрадно мне.
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
-Какие пословицы, поговорки вы знаете о семье?
При солнышке светло, при матушке тепло.
В семье и каша гуще.
Вся семья вместе и душа на месте.
На что клад, когда в семье лад.
Всякий дом хозяином держится.
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
- У каждого человека есть родной дом, в котором живёт его семья. Каждый дом, квартира – это неповторимый, особенный мир со своим укладом, порядком, традициями, праздниками.
- Как вы думаете, что не нравится вашему дому, квартире?
(Грязь, пыль, беспорядок, немытые полы, разбросанные вещи, грубые и громкие крики, ссоры….)
- А что радует?
(Чистота, уют, добрые приветливые отношения между людьми, забота друг о друге.)
5. Физминутка.
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре улетела
И на стульчик тихо села.
- А знаете ли вы, как в старые времена строили дом? Как выбирали место?
Дети: На высоком месте, на сухом
-Правильно. Дом строили на высоком месте,дружно. Когда дом был построен,то сначала впускали кошку,приносили угольки из старой печки, чтобы растопить печь в новом доме.
Так из дома в дом, из поколения в поколение переходили традиции домашнего уюта, порядок и правила.
- Есть ли у вас любимые семейные праздники? Какие?
(Дети говорили о семейных праздниках: дни рождения,
Новый Год, день Победы.)
-Как ваш дом к ним готовится?
-А вы участвуете в подготовке к домашним праздникам?
Праздник- это замечательно.
Он тем и радостен, бывает не часто, его ждут, готовятся,
О нём мечтают. Гораздо больше в нашей жизни будничных дней, заполненных заботами и трудом. Когда много и честно потрудишься, тогда и веселишься на празднике с чистой совестью.
-Что вам нравится на праздниках?
(Весело, красиво, все нарядные, в доме чисто. На столе много всего вкусного.)
-А что не нравится?
(Ругаются, взрослые пьют, матерятся, дерутся)
6. Игра “Накрой стол”.
(Детям предлагает учитель накрыть праздничный стол из того, что стоит на столе: шампанское, водка, вино, коньяк, соки, торт, пироги, пряники, печенье, фрукты)
-Молодцы! Вы правильно выбрали продукты к своему праздничному столу. Я очень рада за вас,что вы будете вести здоровый образ жизни .Ведь употребление табака крепких напитков не было на Руси традиционным. Наши предки не пили, не курили. Они защищали своё Отечество, выигрывали много сражений. Кольчуги их были тяжёлыми,так что воины должны были иметь хорошее здоровье.
-Что же укрепляло здоровье людей раньше?
(Летом ходили босиком, купались в реке, а зимой в проруби, кололи дрова, косили, носили воду, пахали, сеяли, валили лес, собирали грибы, ягоды)
Они очень много времени проводили на свежем воздухе.
Вспомните,что мы читали на уроке чтения о жизни Л. Н.Толстого
– Почему он прожил так много?
(Он летом ходил босиком, сам колол и носил дрова,много времени проводил на свежем воздухе)
-Какой же можно сделать вывод?
(Чтобы быть здоровым,сильным надо соблюдать правила личной гигиены, не пить, не курить)
7. Итог урока:
Спасибо за урок! Вы меня порадовали своей работой на уроке. (Раздаю сладости из волшебного сундучка)