Цели:
Обучающие:
- повторение и обобщение знаний и умений по темам: устройства компьютера; кодирование информации, алгоритм, множества, координатная сетка;
- стимулирование познавательной деятельности учащихся;
- содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики.
Развивающие:
- развитие логического и алгоритмического мышления, умение взглянуть на привычное с неожиданной стороны;
- развитие памяти и внимания;
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Воспитывающие:
- воспитание стремления доводить дело до намеченного результата;
- воспитание уважения к сопернику, умения работать командой.
Оборудование: карточки с заданиями, клей, карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит песня “В траве сидел кузнечик”.
На сцене появляются Мушка, Ромашка, Незнайка и Пончик.
Ромашка: - Здравствуй Мушка.
Мушка: - Здравствуй Ромашка. Посмотри, какую красивую ромашку я сорвала. Тебе нравится? (В руках ромашка и воздушный шарик.)
Ромашка: - Очень красивая!
Мушка: - Возьми, она для тебя. Пошли играть.
Ромашка: - Пошли. (Отходят в сторону и начинают кидать друг другу воздушный шарик.)
Незнайка: - Привет Пончик!
Пончик: - Здравствуй Незнайка.
Незнайка: - Как всегда чупа-чупс сосёшь!
Пончик: - Режим питания нарушать нельзя.
Незнайка: - Пончик, а хочешь со мной в крестики нолики сыграть?
Пончик: - Давай. А ты жульничать не будешь?
Незнайка: - Нет. (Играют на полу в крестики нолики)
Выходит Знайка.
Знайка: - Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, паяли, никому ничего не показывали и наконец смастерили: умную машину и назвали её – компьютер.
Винтик: - Ура! Готово!
Шпунтик: - А, давай наше изобретение покажем друзьям!
Винтик: - Давай, скучно же вдвоём играть. (Выносят компьютер)
Пончик: - Что это?
Незнайка: - Какой ящичек! (Тянется, чтобы нажать клавишу)
Винтик: - Не торопись Незнайка, сейчас мы всё объясним.
Знайка: - Это не ящичек – это компьютер! Он умный как человек всё умеет: и рисовать, и писать и задачи решать!
Шпунтик: - Компьютер теперь наш друг! И мы хотим, чтобы он стал и вашим другом тоже. Только сначала нужно научиться на нём работать.
Незнайка: - Чур, я первый!
Знайка: - Как же ты будешь на нём работать, если не умеешь элементарного: включать компьютер, задавать программы?
Незнайка: - Ну и что, что не умею, вы же сами сказали, что он умный. Пусть сам всё сделает. Включится задаст программы. (Передразнивает)
Винтик: - Ну, хорошо, тогда и поиграет без тебя.
Знайка: - Ребята перестаньте спорить, нужно подумать, как нам научиться работать с компьютером.
Незнайка: – Я знаю, я знаю!
Шпунтик: - Знаем мы опять сейчас что-нибудь неладное задумаешь.
Незнайка: - Нет, послушайте, есть одна идея.
Знайка: - Давайте выслушаем Незнайку.
Незнайка: - Когда я летал на Луну. Там было так здорово. Такие интересные человечки, а ещё у меня там была подружка Звёздочка.
Винтик: - Незнайка, а тоже ты там про компьютеры то узнал?
Незнайка: - Да не торопи ты. Ну, я и рассказываю. Однажды Звёздочка поведала мне историю, что существует Компьютерный город.
Шпунтик: - Ну и где ж этот город?
Незнайка: О! Он очень далеко, но попасть туда очень просто, нужно только произнести волшебные слова.
Ромашка: - Ну что же ты тянешь, говори скорее.
Незнайка: - Эне, бене, рики тай, в город Компьютеров нас отправляй. Ребята давайте все вместе возьмемся за руки и ещё раз произнесём эти слова.
Закрывают глаза, произносят слова и делают шаг вперёд. Смотря по сторонам, восхищаются городом и видят мера.
Все: - Здравствуйте.
Мэр: - Здравствуйте, я мэр Компьютерного города. Рада вас видеть, у нас в гостях.
С чем пожаловали к нам?
Незнайка: - А, правда, что жители вашего города знают всё, всё о компьютерах?
Мэр: - Правда! Они очень много знают и стремятся узнать ещё больше. Так как каждый год в нашем городе проводится соревнование между командами, и самые лучшие получают дипломы. А оценивают их знания Великие Знайки, Магистры компьютерных наук – наше уважаемое жюри.
(Представление жюри.)
Незнайка: - Тогда, пожалуйста, научите нас работать на компьютере. А то вот Знайка с ребятами собрали компьютер, а как работать на нём не знают.
Мэр: - Вы как раз вовремя, сегодня здесь собрались самые умные жители нашего города. И сейчас вы с ними познакомитесь.
- Слово предоставляется команде _______. (Название команды, девиз.)
- Слово предоставляется команде _______. (Название команды, девиз.)
- Слово предоставляется команде _______. (Название команды, девиз.)
Мэр: - Я предлагаю вам остаться на время конкурса, будете мне помогать раздавать задания и многому успеете научиться. Согласны?
Все: - Да!
Мэр: - Команды к конкурсным испытаниям готовы?
Команды: - Да!
Испытание 1Мэр: - Ребята, первое испытание на скорость и правильность. После того как зазвучит музыка вы быстро переворачиваете лист, внимательно просматриваете все рисунки. Находите устройства компьютера и обводите их. После окончания выполнения один человек встаёт и кричит название команды. <Рисунок 1>
Спасибо командам. Жюри подводит результаты.
Испытание 2
Мэр: - Второе испытание на кодирование. Ваша задача при помощи кода разгадать, что же здесь написано. Под каждым значком есть пустая клетка в неё то вы и будете записывать букву. После того как вы разгадаете фразу, напишите название своей команды при помощи значков.
Мэр: - Слово предоставляется Магистрам компьютерных наук. (Сообщение результатов.)
- Спасибо командам, спасибо Великим Знайкам.
Испытание 3Мэр: - На белом свете много разных лиц. В третьем испытании вам предоставляется возможность выявить закономерность и дорисовать лица. <Рисунок 4>
Мэр: - Спасибо командам.
Испытание 4Мэр: - Испытание 4. Оля, Юля и Аня пришли в гости к Кате. Они долго беседовали о том, как им удалось провести каникулы.
- Ну, Ромашкина, ты, наконец, научилась вязать? – спросила Юля.
- О, ещё как, - ответил Ромашкина, - могу теперь потягаться в вязании с тобой и Олей.
- Посмотрите, какую коллекцию мягких игрушек я собрала, - сказала Пчёлкина, прерывая разговор подруг, и достала из шкафа коробку с игрушками.
Всем, особенно Мушкиной и Оле, игрушки очень понравились. А Незабудкина обещала показать подругам собранную ей коллекцию наклеек.
Ваша задача определить имя и фамилию каждой девочки. <Рисунок 5>
Мэр: - Спасибо командам.
Испытание 5Мэр: 5 испытание это координатная сетка. Координатная сетка похожа на много подъездный и многоэтажный дом, в котором живут точки. Точка находится на пересечении двух линий. Скажите, что обозначает первое число, записанное в скобках? (Подъезд). Второе число? (Этаж). Правильно, значит, для того чтобы попасть по адресу (2,1) нужно зайти во второй подъезд на первый этаж. Вы будете ставить точки, и соединять их по порядку, в итоге у вас получится рисунок. <Рисунок 6>
Мэр: - Слово предоставляется Магистрам компьютерных наук. (Сообщение результатов.)
- Спасибо командам, спасибо Великим Знайкам.
Знайка: - Мы однажды с ребятами сделали воздушный шар. Можно ли наши действия записать в виде алгоритма?
Мэр: - Да! А как вы делали воздушный шар?
Знайка: - У нас в городе растут цветы похожие на фикусы. Если на стебле такого цветка сделать надрез, то из него начинает вытекать белый сок. Этот сок постепенно густеет и превращается в резину, из которой можно сделать шар.
Все коротышки собирали сок и приносили его в большую бочку. Потом мы взяли насос присоединили к нему резиновую трубку, конец трубки облили резиновым соком, и потихоньку стали накачивать насосом воздух. Все время, обмазывая со всех сторон резиновым соком. Когда шар стал величиной с дом, завязали веревочкой трубку, чтобы не выходил воздух. Накинули сетку на шар и привязали корзину. Всё наш шар готов. (Винтик и Шпунтик делают шар.)
Испытание 6Составьте блок-схему: расставив все действия по порядку и нарисовав стрелки. <Рисунок 7>, <Рисунок 8>
Мэр: - Алгоритм “Сбор резинового сока”. В этом испытании сначала на столе составьте блок-схему. У вас есть четыре пустых блока в них вам нужно вписать команды. Убедитесь, что у вас всё правильно, только после этого приклейте на лист и нарисуйте стрелки.
Мэр: - Спасибо командам.
Испытание 7
Составить блок-схему: вырезать блоки, расставить действия по порядку, нарисовать стрелки. <Рисунок 9>, <Рисунок 10>
Мэр: - Алгоритм “Изготовление воздушного шара”. Расставьте все действия по порядку, проверьте, после этого приклейте на лист, нарисуйте блоки и стрелки.
Мэр: - Слово предоставляется Магистрам компьютерных наук. (Сообщение результатов.)
- Спасибо командам, спасибо Великим Знайкам.
Испытание 8Мэр: - И последнее испытание. На листе нарисованы круги. Множество предметов на букву Н, множество предметов на букву А, множество предметов на букву Р. Вам нужно разложить предметы по множествам приклеив их. <Рисунок 11>, <Рисунок 12>
Мэр: - Спасибо командам. Пока Великие Знайки совещаются, давайте с вами отдохнём.
Мэр: - Слово предоставляется Великому Знайке, Магистру компьютерных наук …
(Награждение).
Незнайка: - Ой, как нам понравилось у вас в гостях. Теперь я понял, чтобы научиться работать на компьютере нужно много знать.
Знайка: - Ну, теперь нам пора домой. Спасибо вам. До свидания.
Все: - Эне, бене, рики тай, в город Цветочный нас отправляй! (Берутся за руки, делают шаг вперёд на сцену).
Мушка: - Было так здорово, Теперь я умею находить закономерность и рисовать смешные рожицы.
Ромашка: - А я научилась решать задачи.
Пончик: - Мне больше всего понравилось раскладывать предметы по кружкам и приклеивать их.
Винтик и Шпунтик: - А нам понравилось составлять алгоритмы.
Знайка: - Вот видите, как хорошо много знать.
Мэр: - До свидания ребята, если в этом году вам не удалось занять первое место не расстраивайтесь, прилежно занимайтесь целый год и в следующий раз вы обязательно победите!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
№ п/п |
Задания |
Критерии оценки |
1 |
Устройства ПК | Всего: 10 баллов. За каждое ненайденное устройство минус 0,5 баллов. За порядок очерёдности - минус 1 балл |
2 |
Кодирование | Всего: 10 баллов. 1 слово - 2 балла. |
3 |
Закономерность | Всего: 12 баллов. 2 элемента - 1 балл. |
4 |
Логическая задача | Всего: 8 баллов. За правильное имя - 2 балла. |
5 |
Координатная сетка | Всего: 10 баллов. 4 точки - 1 балл. |
6 |
Алгоритмы (линейный) | Всего: 5 баллов. |
7 |
Алгоритмы (цикл) | Всего: 20 баллов Правильный порядок действий - 15 баллов, правильность стрелок - 3 б., правильность фигур - 2 б. Если не на своём месте - минус 1 балл. |
8 |
Множества | Всего: 10 баллов. 2 предмета - 1 балл. |
Всего баллов - 85 баллов. |