Цель. Формирование экономического мышления на основе знаний основных экономических понятий.
Задачи.
- Рассмотреть понятие «собственность».
- Познакомить с различными видами собственности, арендой.
- Развивать умение сравнивать, анализировать, проводить элементарные исследования, доказательства.
- Продолжить воспитание бережного отношения к своему имуществу.
Оборудование. Карточки с терминами – понятиями, слайды, рабочие листки учащегося.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Садитесь.
2. Закрепление изученного ранее.
- Прошу ответить, из чего складывается доход семьи? (Заработная плата, пенсия, стипендия, дотация, пособие, премия, игра)
- Чем становится приз в игре для человека? (Имуществом)
- Какие виды имущества вы знаете?
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разделить слова на две группы.
Слова на доске: мебель, земля, компьютер,
квартира, машина, лес, календарь, горы, куртка,
реки.
ДВИЖИМОЕ | НЕЖВИЖИМОЕ |
мебель компьютер машина календарь куртка |
земля квартира лес горы реки |
- Откуда появились горы, реки, леса? (Созданы природой)
- А как появились дома, школы, больницы? (Созданы человеком)
- Обозначим то, что создано человеком и природой, условными значками.
Создано природой - облачком.
Создано человеком – фигуркой человека.
3. Работа над новым материалом.
- Сегодня, когда я шла к вам, по пути купила календарь и хочу подарить его Антону.
- А ещё мне очень понравилась куртка вашей одноклассницы Оли. Посмотрите, какая она красивая. Мне хочется подарить её Тане.
- Оцените мой поступок.
- В экономике есть точное определение, что личная вещь является собственностью.
На доске появляется слово СОБСТВЕННОСТЬ.
- В рабочем листке найдите точное определение понятия собственность из словаря Ожегова. Читает один ребёнок из класса.
- Почему я не могу распоряжаться Олиной собственностью?
- Могу ли я подарить телевизор, который стоит в вашем классе, своей дочери? (Если дети ответят, что он наш)
- Чей ваш?
- А коллектив можно назвать обществом?
- Тогда телевизор будет чьей собственностью?
ДАВАЙТЕ, РЕБЯТА, ПОРАССУЖДАЕМ.
- Чьей собственностью будут являться школы и больницы? (Государственной)
- А парк, ледовый дворец?
В ходе рассуждений мы вместе вывели виды собственности. Назовите их.
Виды собственности
Частная. | Общественная. |
Личная. | Государственная. Муниципальная. |
Обратимся к экономическому словарю делового человека.
Первое определение зачитает Оля.
Второе прочти Сергей и т.д.
4. Самостоятельная работа на рабочих листках с проверкой на слайде.
Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.
а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;
б) магазин, который открыл папа, является …………......................собственностью;
в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;
г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………...
………….. .
- Проверьте себя на слайде. У кого были затруднения при выполнении задания?
Проверь себя:
а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой личную собственность;
б) магазин, который открыл папа, является частной собственностью;
в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это государственная собственность;
г) если собственность принадлежит городу, она называется муниципальная.
5. Физминутка.
Если собственник – хозяин (разводим руки в
сторону),
Эта мысль отличная (сгибаем руки в локтях к
груди).
Собственность есть частная (наклон с вытянутыми
руками в одну сторону),
И бывает личная (наклон в другую сторону).
Если общество – хозяин (разводим руки по кругу),
Может быть общественной. (наклон вперёд)
Чтобы каждый гражданин ( маршируем)
Был за неё ответственным. (маршируем).
6. Введение понятия «передача собственности».
- Как можно получить что-то в собственность?
- купить
- получить в подарок
- получить в наследство
- найти
- Как может человек использовать собственность?
Человек может: продать, отдать, подарить, сломать, выбросить.
7. Введение понятия «аренда». Инсценировка экономической сказки.
- Вашему вниманию предлагается фрагмент экономической сказки «Бабушка приехала».
Как- то раз в кабинет короля Эконома I вбежала принцесса.
- Ура! – закричала принцесса – приезжает бабушка.
Два дня готовились к этому событию.
И вот она приехала, но все были удивлены её внешним видом. Бабушка предстала перед ними в модном брючном костюме и с чемоданом, который был весь в заграничных наклейках.
- Ты путешествуешь? – удивился король. – Но ведь для этого нужно много денег. Где ты их берёшь?
- Во-первых, я получаю пенсию, а во-вторых, моя собственность приносит мне доход – ответила бабушка.
- Расскажи – попросил король – как так может быть.
- В моём загородном доме, которым я не пользуюсь, живут люди.
- Ты продала дачу? – огорчённо воскликнула принцесса.
- Нет – сказала бабушка. – Я просто передала её во временное пользование.
- Спасибо.
- Итак, ребята, что сделала бабушка?
- Как называется передача собственности во временное пользование?
На доске слово АРЕНДА.
Прочти …. значение слова аренда в словаре делового человека.
- Зачем нужна аренда?
Беседа. Для того. Чтобы купить то, что вам необходимо, нужно намного больше денег, чем составляет плата за аренду. Для приобретения квартиры необходимо накопить сумму денег за несколько лет и выгоднее временно арендовать жильё и копить деньги на квартиру.
- Всегда ли выгодна, бывает аренда? Давайте проверим.
- Решим задачи №1 и №2 на рабочих листках.
- Что интересного заметили?
8. Итог урока.
- Какие виды собственности вы узнали?
- Определите вид собственности некоторых объектов.
Узнай вид собственности:
- Есть ли у вас в городе любимые заведения, к какому виду собственности они относятся?
- У нас есть предприятия, у которых, как и у нашего города будет юбилей. Знаете ли вы их?
- Какой юбилей у нашего города?
- Кто стоит на охране нашей муниципальной собственности?
мэр города Междуреченска Щербаков Сергей Федорович
9. Домашнее задание.
Узнайте, на каких предприятиях работают ваши родители, и к какому виду собственности эти предприятия относятся.
Нарисуйте своё любимое заведение в городе.
Рабочий листок учащегося
Экономический словарь делового человека.
Собственность – это то, чем можно владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению.
Частная собственность – это право людей и фирм приобретать, владеть, использовать землю, имущество, деньги.
Личная собственность – это вид частной собственности, включающей имущество, используемое людьми для собственного потребления.
Общественная собственность – это всё, что принадлежит всему народу.
Государственная собственность – когда собственником выступает государство.
Муниципальная собственность – собственником является город.
Аренда – временное право пользования чужим имуществом.
Задание 1. Вставь пропущенные слова в предложения.
а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой …………………………… собственность;
б) магазин, который открыл папа, является …………......................собственностью;
в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, многие поликлиники, школы, жилые дома и другое – это ………………………………..собственность;
г) если собственность принадлежит городу, она называется ……………………………...
Задание 2. Решите задачи и вы узнаете, всегда ли выгодна бывает аренда.
Задача 1. Посчитай, что выгоднее, взять в аренду большой дом или купить маленький домик?
Аренда 10 монет в месяц
Цена 80 монет
Задача 2. Посчитай, что выгоднее купить этот участок или взять его в аренду на 5 лет.