Цели:
- Учить осмысленному, выразительному чтению.
- Развивать связную речь через пересказ текста и ответы на вопросы, развивать процессы логического мышления (умение анализировать и обобщать), корригировать внимание через точное выполнение инструкций урока.
- Прививать интерес, любовь к животным.
- Уделять внимание охране здоровья детей, через массаж биологически активных зон, гимнастику для глаз и использование разноуровневых заданий.
Ход урока:
I .Организационный момент.
Вот звонок сигнал нам дал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II . «Гимнастика ума»
Растираем «грабельками» лоб – все посторонние мысли уходят.
Растираем ушки – голова будет лучше думать.
«Вилочкой» массируем точки перед ушами и за ними – чтобы нам все хорошо видеть и слышать, быть внимательными.
III . Цель – девиз.
Сегодня на уроке учимся слушать и слышать – понимать себя, учителя и одноклассников.
Оценивать себя будем как всегда с помощью жетонов разного цвета.
VI .Проверка домашнего задания.
- Произведение, какого писателя мы изучаем?
- Какую басню вы читали дома?
Дифференцированная работа.
- Кто готовил пересказ? /ученик пересказывает басню/
- Кто работал над пословицами?/учащиеся поднимают руки/
- Нужно прочесть все пословицы.
1) Что посеешь, то и пожнешь.
2) Что испек, то и кушай.
3) Стар на совет, молод на брань.
4) Стар годами, да молод умом.
Какая из пословиц подходит к басне? Прочитайте её и объясните свой выбор.
- О чем заставила вас задуматься эта басня? Помоги старому, сам стар будешь. Надо помогать старшим .
V . Сообщение темы урока.
Сегодня мы познакомимся еще с одним из рассказов Л.Н.Толстого. А о ком будет рассказ узнаете , если разгадаете загадку, составленную ученицей из слогов.
1 | 3 | 4 | 2 | 5 | 8 | 9 | 6 | 7 | 10 | 12 | 11 | 14 | 15 | 13 |
В | чу | жо | дом | го | щу | без | не | пу | хо | и | зя | гру | щу | на |
«В дом чужого не пущу, без хозяина грущу». /собака/
VI . Беседа.
С давних пор живет рядом с человеком собака, охраняет его дом, защищает, помогает пасти стадо, охотиться на зверя. Каких только собак не бывает – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные, и все они, верно служат человеку. Ведь не даром говорят, что собака – друг человека.
- Какие породы собак вы знаете? / Учащиеся называют породы собак и немного рассказывают о них./
Пока шла беседа один из учеников составляет четверостишие, используя данные слова:
Есть — счесть, Чернашка – Мордашка. После окончания беседы заслушивается четверостишие.
У меня собачка есть,
Волосков ее не счесть.
Черненька Чернашка,
А зовут Мордашка.
Вывешивается изображение собаки. «Мордашка – старинное название собак породы бульдог».
А сейчас выясним название рассказа. Разгадайте грамматическую задачу: «Бульон – он + ка ».
/ «Булька»/
VII . Физминутка .
VIII . Работа с книгой.
1. Словарная работа.
В рассказе встретятся вот такие слова:
Мордашка – старинное название собак породы бульдог.
Пиявка – это кровососущие черви, которые живут в болоте и используются в медицине.
Перекладная – раньше передвигались на лошадях, лошади менялись на каждой станции, поэтому назывались перекладными.
Арап – чернокожий человек, в старину называли негров.
Клещук – клещ – вредитель животных и человека, переносчик возбудителей инфекционных заболеваний.
2. Чтение рассказа учителем.
- Почему Л.Н.Толстой написал рассказ об этой собаке?
3. Упражнение на внимание и развитие артикуляционного аппарата.
- Чтобы ваше чтение было правильным, четким, давайте немного разомнемся./ Произносим слова и выполняем соответствующие движения./ .
Жил на свете пес собачий.
У него был нос собачий,
Хвост собачий,
Рост собачий,
Нюх собачий,
слух собачий.
4. Чтение рассказа учащимися .
I , II части – чтение вслух по цепочке.
III часть – чтение «про себя» под тихую, спокойную музыку.
- Мысленно нарисуйте картину, как Булька бежит за хозяином. Докажи, был ли Булька предан хозяину.
5.Гимнастика для глаз .
- Ответы на следующие вопросы мы будем искать в тексте. Дадим глазам отдохнуть.
• Глаза вправо, влаво . Язык вправо, влево.
• Глаза вправо – язык влево.
• Глаза влево – язык вправо.
6.Выборочное чтение.
I группа: Прочитать самостоятельно текст на карточке, найти лишнее предложение.
Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис как пиявка. Собака помнит, кто ее кормит .
II группа: Из слов данных на карточке выбрать те, которые встречались в тексте, подчеркните их.
Нижняя челюсть, лицо, молоко, глаза, скатерть, зубы и клыки, похож на арапа.
Проверка:
- Назови слова, которые встретились в тексте.
- О чем эти слова?
-Какой была внешность Бульки , прочитайте в тексте.
Проверка II группы:
- Какое предложение лишнее? Докажите словами учебника.
7. Целостное восприятие картины.
Посмотрите на картину. Она соответствует прочитанным строчкам. К сожалению, у нее отсутствуют некоторые части. Эти части у вас на партах. Давайте картинку приведем в порядок.
/Учащиеся прикрепляют вырезанные части/.
- Как вцепился Булька в медведя?
- Прочитайте еще раз лишнее предложение. Это, ребята, пословица. Подумайте, по смыслу подходит ли она к нашему рассказу?
- Почему вы так считаете?
- Как бежал Булька за своим хозяином?
- Как он вел себя, когда догнал хозяина? Покажите это мимикой, жестами.
IX .Вывод.
-Мы в ответе за тех, кого приручили, за ласку – они отвечают лаской, за заботу – заботой. Собака помнит, кто ее кормит. Мы должны заботиться о братьях наших меньших.
X . Домашнее задание.
У вас на партах карточки с домашним заданием.
- Приготовить пересказ произведения Л.Н. Толстого «Булька».
- Разделить текст на части и озаглавить их.
Прочитайте задания. Возьмите то с которым вы, как считаете, справитесь. Выберите каждый для себя.
XI . Итог. Учащиеся оценивают свою работу по количеству жетонов разного цвета.