Интегрированный урок "Мировая художественная культура" и информационные технологии

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Характерной особенностью школы ХХ1 века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в изобразительной базовой области “Искусство”. Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является интегрированный курс “Мировая художественная культура”, который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи.

Особенно актуален этот курс для подростков. Сегодня переосмысливаются идеи развития творческой личности, в том числе в подростковом возрасте, преодоления отчужденности подростка от педагогического процесса, гуманизации и демократизации педагогических взаимоотношений, подростка и учителя, оптимизации деятельности последнего. С учетом роли гуманитарных дисциплин важным звеном является курс МХК. [1] Он раскрывает историю, виды искусств, творческие достижения разных стран и народов, историю стилей и жанров, отдельные проблемы художественного творчества. В центре современного образовательного процесса находятся взаимосвязи между видами и явлениями искусства, его проблемами, теориями, в контексте целостного гуманитарного знания.

Целостный характер мира искусства является объектом изучения курса “Мировая художественная культура”, который включает в свое содержание несколько дисциплин художественного цикла. Это дает возможность выхода на интеграцию предметов, объединение нескольких областей знания в единое целое на основе общего интегрированного подхода.

Интеграция лежит в основе курса МХК и является основным принципом построения его программы. Ее реализация призвана помочь подростку ответить на вопросы: - как устанавливались теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи в разных цивилизациях, как связаны между собой литература, музыка, изобразительное искусство, как обусловлены они жизнью эпохи и общими закономерностями развития культуры в данный исторический отрезок времени, как передают духовные ценности от поколения к поколению, чтобы помочь человеку понять окружающий мир?

Применение интегративного принципа открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В связи с этим перед педагогом стоит задача формирования духовного мира подростка силой воздействия различных искусств в их комплексе, основ эстетического воспитания, нравственной позиции [6] и, конечно, создания условий для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке и во внеклассных занятиях, развитие у детей способности полноценно и цельно воспринимать художественную культуру в своей дальнейшей жизни.

Одной из первых задач в изучении МХК является раскрытие перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей художественно-образного языка искусства. Отсюда вытекает специфика целей, задач и методики преподавания МХК как предмета эстетического цикла. Главным в методике становится развитие способности восприятия, понимания языка искусства, его роли в жизни людей, воспитание читателя, зрителя, слушателя, обогащение его духовного мира в процессе общения с прекрасным.

В помощь педагогической науке выступает медиаобразование как направление, которое и занимается проблемами образования и воспитания при помощи средств медиа, т.е. средств массовой коммуникации. Как отмечал один из первых исследователей социо-кулътурного аспекта медиа-образования А.В.Шариков, в мировой практике наполнение термина “медиаобразование”, впервые определенного ЮНЕСКО в начале 1970-х годов, означало следующее:

“Под медиаобразованием следует понимать обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знания в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знания, таких, как например, математика, физика, география и т.п.” [8]

Специфика методики преподавания мировой художественной культуры и ее основные принципы заложены в программе и основаны на единстве закономерностей искусства и его восприятия. Если учитель будет следовать этим принципам и вышеназванным задачам программы, цель введения курса будет оправдана.

Опыт работы в школе показывает то, что учителю приходится постоянно уделять внимание не только художественно-творческой деятельности подростков (творческие работы по пройденному материалу в виде сочинений, докладов, коллективных творческих работ), но и медиаразработкам с учащимися на уроках информационных технологий. При таком подходе смысл понятия “преподавание” трактуется как вид педагогического взаимодействия, и в качестве элементов оно включает все действия учителя по организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, имеющего целью образование, воспитание и развитие личности и состоящего из планирования, организации, стимулирования и контроля учебного процесса [5,7,8]

Спецификой содержания преподавания мировой художественной культуры является передача учащимся опыта художественной деятельности человека, воспитание эстетической культуры и развитие образного мышления как необходимых личностных качеств.

В процессе формирования эстетической культуры личности предполагается организация трех видов деятельности учащихся:

- непосредственное знакомство с художественными произведениями;

-приобретение необходимых искусствоведческих знаний;

- собственная художественно-творческая деятельность [3].

При этом в качестве основных образовательных задач выдвигаются:

- развитие эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности и художественного вкуса;

- совершенствование эстетического образования школьников в целом [2].

Проецируя реализацию этих задач в условиях основной школы, необходимо ответить на вопрос: каким образом можно заинтересовать подростка искусством, развить его как личность, способную к художественно-творческой деятельности? Ответ предполагает нахождение механизмов, способных включить личность в творческий процесс, включающий в себя три основных этапа:

  • формирование мировоззренческой позиции;
  • положительной “Я – концепции”;
  • осуществление субъектных отношений (становление человека как субъекта своей жизнедеятельности, как творческой личности.) [4]

Интегрированные уроки искусства открывают возможности для решения ряда специфических проблем. Важнейшими из них следует считать, во-первых, обеспечение условий для постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками учебной информации; во-вторых, создание предпосылок для перехода к саморегуляции учебной деятельности на основе самоконтроля и самооценки ее содержания, способов и результатов.

Обе указанные проблемы являются междисциплинарными и могут быть успешно решены только при объединении усилий и четкой координации работы всех учителей, осуществляющих развивающее обучение в VI-IX классах. Необходимыми условиями перехода к индивидуальным формам учебной деятельности являются: формирование эффективных способов работы с различными источниками учебной информации (текст, формула, график, карта и т.п.), а также изменение форм организации учебного процесса. Для этого нам потребуется определить несколько последовательных стадий.

Ha первой из них в конце решения учебной задачи перед учащимися ставится специальная цель: попытаться зафиксировать способы, последовательность и результаты проделанной работы в знаковой форме (в виде модели, таблицы, словесного описания и т. п.). Если на предшествующей стадии происходило свертывание установленных способов действия в знаковую модель, то теперь она развертывается в новые для учащихся способы действия, позволяющие решить сформулированную учебную задачу. Такая работа предполагает существенную перестройку форм организации учебного процесса.

Следовательно, концепция преподавания предмета базируется не только на формировании определенных знаний в области истории художественной культуры, но и в формировании умений и навыков общения с шедеврами мирового искусства, “прочтения” их, в развитии его художественного вкуса, понимания закономерностей развития искусства и культуры, развития ассоциативных и интегративных связей между различными искусствами в процессе их становления и развития.

Наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы, выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий.

Особо можно выделить проведение самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в интегрированном курсе, которая может принимать форму реферативной работы или при более глубоком и широком подходе (в том числе и коллективном) форму проекта. Работа начинается с выбора темы и поиска материала по интересующему вопросу. В качестве источников информации могут быть книги, журналы, энциклопедии, газеты, а так же электронные источники (CD диски, электронные энциклопедии, Интернет). Под руководством учителя разрабатывается план и основное содержание работы. Когда структура и содержание реферата (или проекта) разработаны, возникает вопрос выбора формы защиты или представления его.

Современный уровень развития информационных технологий предъявляет определенные требования к решению этой проблемы, поэтому завершающим этапом реферативной или проектной работы является подготовка мультимедийной презентации, которая проводится под руководством преподавателя информационных технологий.

При работе над презентацией решается несколько вопросов:

  • дополнительное погружение в проблему реферата или проекта;
  • акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;
  • систематизация материала;
  • использование и создание иллюстрированного материала;
  • создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей образовательной деятельности, создавая таким образом свою мультимедийную библиотеку, которая будет максимально приближена к учебному процессу. Ценность таких программ возрастает, так как они созданы непосредственно учениками под руководством учителей. Примерами таких мультимедийных программ могут служить:
  1. Искусство древнего Новгорода.
  2. Основание Москвы.
  3. Православный храм – синтез искусств (на примере Собора Святой Софии в Киеве).
  4. Одежда и быт бояр.
  5. История преображения Московского Кремля.
  6. Московский Кремль, его площади и башни.
  7. Успенский собор Московского Кремля.
  8. Крещение Руси.
  9. Андрей Рублев.
  10. Основание Петербурга.
  11. Тайны стен и башен Московского Кремля, разработанные в Финансово-экономической школе под руководством авторов. (см. приложение 1, приложение 2, приложение 3);
  • использование современных технологий при публичной защите работы. В этом случае мы имеем дело с современной формой проведения урока. Каждый учащийся имеет возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, рассказать о своей работе, отстаивать свою точку зрения, вовлекая в дискуссию остальных учеников и других слушателей, так как выступление имеет яркий, привлекающий внимание характер. (см. рисунок 1, рисунок 2)

Опыт работы последних нескольких лет в Финансово-экономической школе показывает возрастающий интерес учащихся к подобной форме работы, формирует целостное представление рассматриваемой проблемы, а также высокий уровень владения материалом, стимулируя развитие творческого, самостоятельного, исследовательского направления в процессе обучения.

Обобщим изложенное. Важнейшими условиями организации интегрированной деятельности подростков на уроках искусства и информационных технологий, являются следующие:

1) Интегрированный характер учебных тем и проблематики уроков (“Города – крепости средневековья”, “Петровские посольства”, “Достижения античной архитектуры в современных сооружениях” и др.) и рефераты;

2) сотворческий характер интегрированной деятельности учителя и учащихся на уроке, предполагающий активизацию проблемно – поисковой деятельности обеих сторон, совместное и взаимосвязанное решение любой учебной проблемы, в том числе медиа средствами (например, на специальном уроке “Реферативный час” проводится реферирование под руководством учителя самостоятельно найденной учащимися литературы и иллюстраций исторического, искусствоведческого и культурологическолго характера, способствующей подготовке рефератов по индивидуальным темам, разработка их тезисов в жанре медиапрезентации, а также процедура защиты);

3) постоянное расширение культурологического контекста в процессе интегрированного освоения искусства и медиаобразования, что позволяет рассматривать его как ценнейшее духовное наследие, тесно взаимосвязанное по “линиям времени” со всеми сторонами человеческой жизнедеятельности в ее творческом практическом воплощении;

4) углубление практико–ориентированного характера деятельности учащихся на уроках искусства, закрепляющей интегрированное теоретическое его освоение, духовное постижение, в том числе с использованием средств и форм информационных технологий, театрализованной технологии “погружения в эпоху”, “вхождения в картину”, “урок в городе–музее” и др.

Таким образом, средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Последнее способствует обновлению содержания и форм современного образования.

Список литературы

1. Вачьянц А.М.Педагогические условия творческого сотрудничества на уроках мировой художественной культуры в средней общеобразовательной школе.Автореферат.М.2003.

2. Мелик-Пашаев А, А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

3. Мирецкая Н.В., Мирецкая ЕВ. Культура эпохи Просвещения. М., Просвещение,1996.

4. Рябова С.В. Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе. Автороферат.

5. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: художественная жизнь и быт 18–19 вв. М.: Владос, 1998.

6. Фоминова М.Н.Медиаобразование в контексте освоения курса мировой художественной культуры в общеобразовательной школе.Автореферат. М. 2001.

7. Фрейлих С. Золотое сечение экрана. М., Искусство, 1976.

8. Шариков А.В.Концепция медиаобразования во II ступени средней общеобразовательной школы. М. АПН СССР,1991.