Цели урока: закрепление и обобщение знаний по данной теме, воспитание активной жизненной позиции.
Оснащение урока: раздаточный материал, который содержит 6 вариантов домашней контрольной работы, тексты задач, которые будут решаться на уроке; (приложение 1) на доске плакаты, которые расшифровывают основное понятия проценты, простые проценты, сложные проценты).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас урок обобщающего повторения по теме “Проценты”.
Мы с вами решали много задач по этой теме. Каждый из вас придумал историю на эту тему. Истории, которые вы придумали, были очень интересными, некоторые из них мы зачитывали вслух, сегодня мы также послушаем одну из них. Вам также бала выдана домашняя контрольная работа (приложение 2), её итоги следующие:
“5” - 20
“4” - 40
“3” - 15
Сегодня на уроке мы проверим решение некоторых задач, в которых были допущены ошибки.
Цель нашего урока – обобщить и закрепить ваши знания по данной теме путём решения новых для вас задач.
2. Опрос учащихся.
К доске вызываются 3 учащихся, у которых в домашней контрольной работе были допущены ошибки. В то время, когда 3 учащихся решают задачи на доске, весь класс слушает одну из историй, которые сочиняли ученики (приложение 2).
Учащиеся у доски решают по карточкам следующие задачи
Вариант 1 (задача 1).
В банк положили 50000 рублей под 30% (при сложных процентах) какова величина вклада через 4 года? Решение:
Вариант 4 (задача 1).
Через 6 лет нам нужны деньги в размере 20000 рублей при процентной ставке (сложного процента – 20%). Какую сумму нужно положить в банк? Решение:
Вариант 5 (задача 2).
Сколько лежал в банке вклад 20000 рублей, если по ставке 20% годовых (простые проценты), он достиг величины 28000 рублей. Решение:
3. Решение задач на уроке.
Учитель: У вас, у каждого лежат на парте условия задач, которые мы будем решать на уроке. Задачи интересные, довольно сложные. Три задачи мы решим на доске, а четвертую будете решать самостоятельно. Если кто успеет решить 4 задачи раньше, чем мы решим 3 задачи на доске, получит оценку.
Решаем 3 задачи ( вызываются учащиеся к доске).
Чтобы накопить деньги на мотоцикл, вклад размером 20000 рублей положен в банк под сложные проценты по ставке р% годовых. После того, как вклад пролежал 1 год, банк увеличил процентную ставку на 10%. В конце второго года на счете находилось 28750 рублей. Какова годовая ставка сложных процентов была в первый и второй год?
Решение:
1) Так как первоначальный вклад равен 20000 рублей, то через год:
2) Через 2 года на счету находилось S2=28750 рублей и так как банк увеличил процентную ставку на 10%, то
P1= -105 +120 = 15
P2= -105 – 120 = -225 – не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: 15%; 25%.
Задача № 2. В городе N было 100000 безработных, в течении 4х лет их количество уменьшалось на p% ежегодно. В результате в городе N осталось 24010 безработных. Выберите из указанных чисел наиболее близкое к значению p. (25%; 20%; 30%; 40%.)
Решение:
Ответ: p=30%.
Задача №3. Задача из учебника арифметики начала ХХ века. Капитал, отданный на сложные проценты обратился через 2 года в 1323 рубля. Определить этот капитал, зная, что он по прошествии первого года доставил прибыли 60 рублей.
Решение:
1) пусть S0=х рублей, тогда 1323=х
2) Составим 2 уравнение:
подставим в первое уравнение
;
Ответ: 1200 рублей или 3 рубля.
Задача 4.
Вкладчик открыл счет в банке, вложив рублей по ставке сложных процентов 20% годовых. Вкладчик желает накопить не менее 200000 рублей. Через сколько лет это возможно? Какое наименьшее число лет, при которых вкладчик получит интересующую сумму?
Решение:
По формуле
Число n находим из условия
подбором находим,
Следовательно, наименьшее число лет, которые должен находиться в банке первоначальный вклад равно 4.
Действительно,
Но
4. Подведение итогов урока.
Учитель объявляет итоги урока, оценки учащихся за самостоятельную работу, были проверены тетради у 5 учащихся, которые первыми решили 4 задачу самостоятельно.
5. Задание на дом.
Составить 2 задачи на простые или сложные проценты и решить их.